В ЧЕМ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ?
Предстоящая пенсионная реформа не только усиливает
существующие несправедливости, но и несет в себе новые.
Несправедливость 1. Сравнение с Западом в
данном случае некорректно
Российские чиновники, особенно когда нужно
оправдать какой-нибудь невыгодный для населения закон, любят выискать что-то
подобное в других странах и потом этим фактом в нос тыкать. При этом обычно
игнорируются другие переменные, которые в странах Запада тоже существенно
отличаются.
После того, как Медведев внес законопроект об
увеличении пенсионного возраста, в различных государственных СМИ стали
появляться статьи с указанием пенсионного возраста в других странах.
Действительно, в европейских странах возраст выхода
на пенсию в основном составляет 65-67 лет. Однако нужно также учитывать, что и
продолжительность жизни там намного больше. Например, в Германии это 81.1 год,
во Франции – 82.7, в Великобритании - 81.6, в Испании – 83.4, в Италии – 83.5.
В России средняя продолжительность жизни 70.6 лет.
Если учесть, что россияне в среднем живут на 11-12 лет меньше, чем люди в
Западной Европе, то и на пенсию они должны выходить раньше, чтобы прожить
примерно пропорциональное количество лет на пенсии. В этом смысле текущий
возраст выхода на пенсию – 60 лет для мужчин и 55 для женщин -вполне
соответствует «западным» стандартам. Если сейчас поставить возраст выхода на
пенсию для мужчин в 65 лет, то это означает, что 46% российских мужчин до этой
пенсии вообще не доживут.
Второе важное отличие – размер пенсии.
Понятно, что западные общества намного богаче, и
могут позволить себе платить более высокие пенсии в абсолютном выражении. Но они
платят больше не только в абсолютных, но и в относительных показателях. В России
средняя пенсия составляет 14,000 рублей, средняя зарплата 41,600 рублей, то
есть коэффициент замещения (отношение средней пенсии к зарплате) составляет
33.7%. В Европейском союзе этот показатель в среднем составляет 58.3%, а в
некоторых странах даже превышает 70%, например, Испания – 72.3%, Италия – 83.1%,
Дания – 86.4% . Во многих развивающихся странах коэффициент замещения тоже
значительно выше российских 33.7%, например, в Аргентине – 71.6%, в Бразилии –
69.5%, в Китае (про который у нас часто любят запускать дезу, что там пенсий
вообще нет) – 76%, Индия – 87.4%.
Если мы хотим равняться на другие страны, то
давайте сначала попробуем достичь их уровня по другим важным параметрам
пенсионной системы – продолжительности жизни и коэффициенту замещения пенсий, а
потом уж начнем поднимать пенсионный возраст. Можно это делать поэтапно. К
примеру, достигли средней продолжительности жизни в 73 года (на 8-9 лет меньше,
чем в Европе), установили возраст выхода на пенсию для всех в 60 лет. Достигли
возраста 76 лет – установили пенсионный возраст 62 года, достигли
продолжительности жизни в 80 лет – поставили пенсионный возраст в 65 лет.
Поздние сроки выхода на пенсию на Западе обуславливаются тем, что там платят
относительно высокие пенсии в течение относительно длительного периода жизни. В
России же платят маленькие пенсии (даже относительно уровня зарплат) в течении
относительно недолгого периода жизни, и хотят этот недолгий период еще и сильно
сократить.
Несправедливость 2. Это тройное кидалово
наших граждан
С 2002 г. в России объявили переход на
накопительную пенсионную систему. Накопительная часть формируется у граждан 1967
г. и моложе. Женщинам 1967 г. рождения осталось 4 года до пенсии, мужчинам – 9
лет. Граждане, которые согласились на контракт, предложенный государством,
приняли его положения именно исходя из существующих параметров выхода на пенсию.
Никаких принципиальных изменений в демографических тенденциях, которые нельзя
было бы предсказать 10-15 лет назад, не произошло. Тем не менее, государство
объявляет об одностороннем пересмотре контракта, который существенно ухудшает
положение тех, кто копил на пенсию и рассчитывал начать получать ее в 60 (55)
лет.
Представьте, вы в течении многих лет носили деньги
в банк, чтобы условно через 10 лет начать получать ежегодно какие-то выплаты.
Вдруг вам банк объявляет, что ему ваши деньги нужны больше, чем вам, и поэтому
он начнет выплачивать ваши деньги обратно не через 10 лет, как договаривались, а
на 5 (8) лет позже, причем вам не только не компенсирует потерянные в течение
этого срока выплаты, но требует, чтобы в течение этих дополнительных 5 (8) лет
вы продолжали нести деньги в банк. Звучит абсурдно? Но именно таким образом
сейчас поступает наше государство. Оно лишает людей выплат, которые они честно
заработали и на которые рассчитывали по действующему контракту между
государством и работником.
Второе кидалово
– это перевод накопительной системы в баллы, которое государство объявило в 2015
г. Начиная с 2014 г., власти занимаются систематической конфискацией пенсионных
накоплений граждан. Чтобы как-то завуалировать этот грабеж, была введена система
баллов, которая должна заменить пенсионные накопления. Звучало много громких
речей чиновников, что баллы – это выгоднее, чем деньги, на них будет
выплачиваться больше, чем на деньги и т.д.
Сейчас становится очевидным – вся эта система
обман. Если у тебя где-то копятся деньги, то их, пусть их с какой-то задержкой,
можно будет получить обратно. Что произойдет с утерянными за дополнительные 5(8)
лет ожидаемыми выплатами по баллам – непонятно. Точнее понятно, выплаты по этим
баллам государство просто де-факто конфискует. Итого, правительство поставило
будущим пенсионерам мат в два хода. Первый ход – конфискация пенсионных
накоплений и замена накопительной системы на балльную. Второй ход – отмена
балльной системы.
И, наконец, это кидалово политическое.
Владимир Путин в своей предвыборной программе ни
разу не заикался, что одной из первоочередных ее мер является повышение
пенсионного возраста. Более того, он неоднократно говорил, что этого не
допустит…
Тем не менее, через месяц после вступления в
должность, правительство внесло соответствующий законопроект. Такие реформы
обычно готовятся и обсуждаются в течение длительного периода. Невозможно
допустить, что Путин во время своей избирательной кампании о подобных планах
правительства не знал. Значит – это по сути прямой обман избирателей, многие из
которых за него не проголосовали бы, если бы знали о планах правительства.
Несправедливость 3. Реформа ударила только
по гражданам «второго сорта» и не затронула граждан «первого сорта».
У нас есть граждане двух категорий. Одни получают
маленькую пенсию и работают долго, другие получают большую пенсию и работают
недолго. Пенсия по выслуге лет (обычно 20 лет или даже меньше) полагается
работникам МВД, военным, прокурорам, госслужащим и некоторым другим категориям
граждан.
Причем если у обычных граждан коэффициент замещения
составляет 33.7%, то у льготных категорий он обычно 70% и даже выше.
Если более ранний выход на пенсию военнослужащих и
полицейских можно оправдать условиями труда, то для других льготных категорий
пенсионеров какое-либо разумное обоснование придумать сложно. Почему для них
соотношение пенсии и зарплаты существенно выше, чем для обычных граждан, тоже не
очень понятно. К примеру, доплата к страховой пенсии бывшим депутатам Госдумы и
сенаторам составляет от 55% до 75% от ежемесячного денежного вознаграждения
сенатора или депутата Госдумы, уровень пенсии бывших работников МВД,
военнослужащих и прокуроров составляет 70% от заработка и выше.
Условно, если бывший сотрудник льготной категории,
у которого была зарплата 60,000 рублей выходит на пенсию, то она составит 42,000
рублей. Для выплаты такой пенсии требуются пенсионные взносы 5 работников со
средней зарплатой 41,600 рублей. Для выплаты «обычной» пенсии в 14,000 рублей,
требуются страховые взносы всего от полутора средних работников. Если же учесть,
что льготные категории выходят на пенсию намного раньше (к 40 годам у
большинства из них уже есть достаточный стаж), то разница в нагрузке на
пенсионную систему вырастет с 3 раз до 5-6.
Несмотря на то, что нагрузка «обычного» пенсионера
на пенсионную систему как минимум в 5 раз меньше, чем нагрузка «льготного», тем
не менее, реформа ударила только по обычным гражданам. Если следовать логике
правительства, что более поздний выход на пенсию объясняется увеличением
продолжительности жизни, то как минимум на столько же лет нужно увеличить срок
выхода на пенсию всем категориям граждан. Ведь и прокуроры, и сотрудники МВД, и
чиновники тоже стали жить дольше, значит, могут дольше работать. Ни размер
пенсии, ни сроки выхода на нее гражданам «первого сорта» не изменили.
Заставлять обычных людей выходить на пенсию в 65
лет вместо 60, когда огромная армия здоровых мужиков перестает работать в 40-45
– это верх цинизма. Если и проводить реформу по увеличению пенсионного возраста,
то начинать нужно с относительно молодых, а не старых.
Несправедливость 4. Текущих выплат граждан
уже сейчас хватает, чтобы обеспечить себе пенсию.
Еще одна большая ложь, которая постоянно звучит -
выплат граждан уже сейчас недостаточно, чтобы обеспечить себе пенсию, и если не
поднять пенсионный возраст, то все развалится, и пенсии вообще будет нечем
платить.
Возьмем среднестатистического работника, с
зарплатой 41,600 в месяц и ставкой пенсионных отчислений в 22%. Предположим,
что он начинает работать в 22 года, до 60 лет и откладывает эти деньги с
реальной ставкой 1% годовых. Впрочем, в России сейчас реальная процентная ставка
по депозитам 2-3%. Если вкладывать даже под 1% годовых, значит, к выходу на
пенсию на его «пенсионном» счету в реальном выражении будет 5.07 миллионов
рублей. Если выплачивать по 14,000 рублей в месяц (продолжая инвестировать
остаток под 1%), то этих денег хватит на 36 лет платежей, или до 96 лет, куда
больше, чем средняя продолжительность жизни в России. Если даже выплачивать
пенсию по европейских стандартам - 58% от среднего заработка, или 24,130
рублей, то накоплений хватит на 19 лет, или до 79 лет. Если учесть, что человек
2-4 года в течение трудовой карьеры будет сидеть без работы, то даже при этом
ему хватит собственных накоплений для получения «европейской» пенсии в среднем
до 77 лет, или «российской» как минимум до 92 лет.
Тут встает два связанных вопроса. Первый вопрос -
что делать с теми, у кого недостаточный стаж, или кто еще по каким-то причинам
не смог «накопить» на пенсию? Во-первых, даже сейчас только 65% мужчин и 86%
женщин доживают до 60 лет. То есть каждый четвертый человек в экономике
уплачивает взносы, но не получает пенсию. Эти ресурсы можно пустить на выплату
тем, кому не хватает собственных накоплений. Во-вторых, у нас – социальное
государство. Почему пенсии по инвалидности и иные нетрудовые пенсии должны
обязательно выплачиваться из социальных взносов работающих граждан? Основная
задача этих взносов– обеспечить собственную будущую пенсию. Пенсии инвалидам,
льготным категориям, вообще все пенсии, которые не вписываются в экономику
«копил всю жизнь, потом получил», должны идти из других доходов государства, а
не из взносов текущих работников.
Несправедливость 5. В России нет нормального
рынка труда для граждан 55-65 лет.
Это, пожалуй, самая главная несправедливость.
Основной лозунг правительства, что страну ждет нехватка рабочей силы, и поэтому
людям нужно работать дольше, чтобы обеспечить потребности экономики. Это ложь.
Во-первых, у нас и сейчас значительная доля
пенсионеров работает, так как на пенсию прожить очень сложно. Российский
пенсионер обычно работает пока есть силы, чтобы хоть как-то свести концы с
концами.
Во-вторых, в России сильная дискриминация по
возрасту. Уже после 45 лет многим очень тяжело найти работу по специальности.
Если заставить людей в 60 лет искать работу, это увеличит давление на рынок
низкоквалифицированной рабочей силы, где и так очень низкие зарплаты. Сейчас
пенсионеры идут работать уборщиками, вахтерами, киоскерами за низкие зарплаты,
потому что их никуда больше не берут, и это работа позволяет им получить
прибавку к пенсии, чтобы не скатиться в нищету. Сейчас мы делаем так, что
человек 63-х лет будет конкурировать за работу вахтера с пенсионером 65-ти лет.
Последний согласится работать за более низкую зарплату, потому что у него есть
пенсия. В итоге мы получим людей предпенсионного возраста (55-65) в полной
нищете, так как им придется работать за копейки и без пенсии, и других вариантов
выжить у них не будет.
Подводя итог, хочу заметить, что, безусловно,
России в будущем придется столкнуться с неизбежностью увеличения пенсионного
возраста. Однако российское правительство же пошло по самому простому пути –
решило отобрать деньги у тех, кто и сейчас еле-еле сводит концы с концами. В
дополнительной стрижке этих людей нет никакой экономической необходимости.
Максим Миронов, экономист
Мнения других специалистов
При оптимизации предприятий под сокращение чаще
всего попадают женщины предпенсионного возраста. И хотя они ( и мужчины тоже)
имеют право по закону на досрочную пенсию. Они её никогда не получат. Так как
существуют квоты. А как известно квот на всех не хватает. По этой причине
женщины стоят на бирже до своей пенсии. Даже снятые с "денежного довольствия".
Иногда предлагают переобучение. Но кто "старух" возьмёт на работу даже после
переобучения? Государство напрасно тратит свои деньги на их переобучение. Мне
только непонятно для галочки что-ли. Иногда применяют "штрафные санкции". Два
отказа от работы "укладчика асфальта" и снимают с учёта. А к времени выхода на
пенсию ( 55 лет) я не встречала ни одной абсолютно здоровой женщины. У всех
давление и куча других хронических заболеваний. А если бы соблюдался закон о
выплате пенсии при досрочном выходе после сокращения штатов то и разговора
никакого не было. Пусть это было бы даже 70-80% от своих кровных 10 000. Но и
этого не дают. Идите работайте! А куда? Молодёжь не может устроиться!
У нас долголетием могут похвастаться жители Кавказа
и и некоторых Сибирских регионов, которые и тянут всю эту статистику вверх.
Многие мужчины умрут до выхода на пенсию. В случае
63/65 средняя продолжительность мужской жизни на пенсии составит менее 5 лет, а
женской - намного более 10.
В РФ (почти) нет персонального пенсионного
страхования и наследования пенсионных накоплений (родственниками).
Значительная часть мужского населения через
несколько лет с совершенно спокойной совестью будет по возможности избегать
пенсионных платежей.
Сейчас человек оказывается в подвешенном состоянии
уже после 50-55 лет. И была надежда, что как-то можно протянуть до нищенской
пенсии, а там как Бог даст. Сейчас эту надежду свели почти на НЕТ. Просто
накинули верёвку и доброжелательно выбили табуретку из-под ног.
Николай Осин
|