КАК НАЙТИ ГЕНИАЛЬНУЮ ИДЕЮ?
1. Мозговой штурм
Автор - Алекс Осборн.
Основной принцип состоит в том, чтобы развести во времени
генерацию идеи и ее критику. Каждый участник выдвигает идеи, другие пытаются их
развивать, а анализ полученных решений проводится позже. Иногда используют
«немой» вариант мозгового штурма - брейнрайтинг, когда идеи записываются на
листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшие
соображения.
2. Шесть шляп
Автор - Эдвард де Боно.
Методика позволяет упорядочить творческий процесс с помощью
мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человек
беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает черную и во всем ищет
негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы - поиска позитивных сторон
проблемы. Надев зеленую, человек генерирует новые идеи, а в красной может
позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.
3. Ментальные карты
Автор - Тони Бьюзен.
По его мнению, креативность связана с памятью, а значит,
укрепление памяти улучшит и качество креативных процессов. Однако традиционная
система записи с заголовками и абзацами препятствует запоминанию. Бьюзен
предложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные
запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется
подкреплять мысли графически. Процесс рисования карты способствует появлению
новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти.
4. Синектика
Автор - Уильям Гордон.
Гордон считает, что основной источник креативности - в
поиске аналогий. Сначала нужно выбрать объект и нарисовать таблицу для его
аналогий. В первый столбец записывают все прямые аналогии, во второй - непрямые
(например, отрицание признаков первого столбца). Затем нужно сопоставить цель,
объект и непрямые аналогии. Скажем, объект - карандаш, задача - расширение
ассортимента. Прямая аналогия - объемный карандаш, ее отрицание - плоский
карандаш. Результатом будет карандаш-закладка.
5. Метод фокальных объектов
Автор - Чарльз Вайтинг.
Идея состоит в том, чтобы объединить признаки разных
объектов в одном предмете. Например, взяли обычную свечу и понятие «Новый год».
Новый год ассоциируется с искрящимся бенгальским огнем, этот признак можно
перенести на свечу. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в
воск, получится «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.
6. Морфологический анализ
Автор - Фриц Цвикки.
Объект нужно разложить на компоненты, выбрать из них
несколько существенных характеристик, изменить их и попытаться соединить снова.
На выходе получится новый объект. Например, нужно придумать визитную карточку
для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и
воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом
парфюма.
7. Непрямые стратегии
Авторы - Брайан Эно и Питер Шмидт.
Берется колода карт, на которых записан набор команд
(например, «дай волю злости», «укради решение» и др.). Во время создания новой
идеи нужно вытаскивать карту и пытаться следовать ее указаниям.
8. Автобус, кровать, ванна
Метод основан на убеждении, что новая идея не только зреет
в глубинах подсознания, но и активно рвется наружу. И чтобы она проявилась, надо
лишь не мешать ей. Новая идея может прийти в голову где угодно, даже в
малоподходящих для этого местах. Классический пример - Архимед с его ванной.
9. Расшифровка
Берется непонятная надпись на чужом языке - скажем,
иероглифы. В голове человека, который ее рассматривает, будут рождаться разные
ассоциации. Один преподаватель, например, «увидев» воду и три круга, решил
открыть свое дело и занялся доставкой устриц.
10. Ловушка для идей
Этот прием подразумевает инвентаризацию всех возникающих
идей: их можно наговаривать на диктофон, фиксировать в тетради и т. п. А потом
при необходимости обращаться к своим записям.
|