ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ МАЛЕВИЧА – КРИЗИС ИСКУССТВА ИЛИ ПОСЛАНИЕ?
Картина Казимира Малевича «Черный квадрат» 1915 года
написана на холсте, на котором ранее были написаны две картины: сначала —
кубофутуристическая композиция, потом — другая беспредметная живопись. «Газета.Ru»
пыталась понять, что значит это открытие для истории русского искусства.
Специалисты Третьяковской галереи обнаружили, что картина
Казимира Малевича «Черный квадрат» 1915 года написана на холсте, где ранее
содержались два изображения. Кроме того, искусствоведам удалось прочитать
авторскую надпись на живописной работе.
«Было известно, что под «Черным квадратом» было некое
нижележащее изображение. Мы выяснили, что таких изображений не одно, а два.
И доказали, что первоначальное изображение — это
кубофутуристическая композиция, а лежащая под «Черным квадратом», цвет которого
вы видите в кракелюре, — это протосупрематическая композиция», — рассказала
телеканалу «Культура» научный сотрудник отдела научной экспертизы ГТГ Екатерина
Воронина.
Она также сообщила, что вместе со своими коллегами Ириной
Рустамовой и Ириной Вакар ей удалось расшифровать надпись на «Черном квадрате»,
которая считается авторской.
Надпись гласит: «Битва негров в темной пещере».
Эта фраза отсылает к названию картины французского
журналиста, писателя и художника Альфонса Алле «Битва негров в темной пещере
глубокой ночью», написанной в 1882 году и представлявшей собой абсолютно черный
прямоугольник.
«У Малевича сложный запутанный почерк и некоторые буквы
пишутся одинаково: «н», «п» и даже «и» в некоторых текстах очень близки по
написанию. Мы работаем над вторым словом. Но то, что первое слово «Битва», вы
все можете увидеть в экспозиции», — пояснила Воронина.
«Черный квадрат» — самое мифологизированное произведение
изобразительного искусства XX века. Его интерпретации неисчислимы. Безусловно
одно: картина воспринимается как эстетический манифест целого поколения
художников и как символ важнейшей эстетической эпохи.
Сам Малевич на вопросы о значении и смысле «Квадрата»
отвечал, что называется, уклончиво. Говорил, что сам не ожидал такого эффекта и
не вполне ясно понимает, что все это может значить.
Рассказывают, что Малевич, написав «Черный квадрат», долгое
время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое
сделал. Впоследствии он написал 5 томов философских размышлений на тему
искусства и бытия.
Картина была впервые представлена на футуристической
выставке «0,10» в декабре 1915 года вместе с другими 39 работами Малевича.
«Черный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом красном углу, где
в русских домах, согласно православным традициям, вешали иконы. Там на него и
«наткнулись» критики-искусствоведы. Многие восприняли картину как вызов
православию и антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того
времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа
футуристы ставят взамен Мадонны».
Казимир открыто называет ЕГО «голой иконой без рамы», а
себя — «Председателем Пространства». Он так же заявляет о своем намерении
«зарезать искусство живописное, уложить его в гроб и припечатать Черным
квадратом».
Зачем этому великому художнику понадобилось переписывать
год написания Черного квадрата с 1915 на 1913?.. Можем только догадываться, что
художник был настолько уверен в своей великой гениальности, что История с ее
правдой и точными датами представлялась не столь значительной величиной. Свой
«Черный квадрат» он как раз пишет, предчувствуя великие перемены в стране.
Некоторых исследователей эти слова натолкнули на мысль о
сверхъестественном, мистическом происхождении живописного символа.
Однако считается, что впервые изображение черного квадрата
появилось у Малевича в 1913 году в эскизах декораций к постановке
футуристической оперы Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над солнцем».
В 1915-м квадрат был представлен в виде законченного живописного полотна в ряду
других геометрических работ, которые, в общем, ознаменовали появление нового
художественного направления — супрематизма.
Работы впервые были обнародованы на футуристической
выставке «0, 10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года.
Супрематические картины Малевича занимали там отдельный
зал, а «Черный квадрат» висел в так называемом красном углу — том месте комнаты,
где в русских избах держали иконы.
Последнее обстоятельство было многими критиками и
журналистами воспринято как вызов и подкоп под нравственные основы. Впоследствии
многие скептики пытались объяснить «Черный квадрат» прагматически — тем, что
художник что-то писал на холсте, не задалось, и он закрасил изображение так, как
ему в тот момент пришло в голову.
Этой смелой гипотезе, впрочем, противоречит тот факт, что
Малевич неоднократно делал авторские повторения «Квадрата». Сегодня нам известно
о четырех повторениях: два хранятся в Третьяковской галерее, одно — в Русском
музее, еще одно — в Эрмитаже.
Таким образом, по-видимому, нынешняя находка искусствоведов
из ГТГ важная для истории шедевра Малевича, но ровно ничего не добавляет к
нашему пониманию или непониманию картины.
Картина, написанная Малевичем в 1915 году, остается,
пожалуй, самой обсуждаемой картиной в русской живописи. Для кого-то «Черный
квадрат» — это прямоугольная трапеция, а для кого-то — это глубокое философское
послание, которое зашифровал великий художник.
Иконостас новой религии, и Малевич пророк ея.
Источник:
©AdMe.ru
|