ЗАГАДКА ИВАНА ТУРГЕНЕВА
Эжен Луи Лами. Портрет Ивана Тургенева. 1844 год.
В легендарной серии "Жизнь замечательных людей"
издательства "Молодая гвардия" готовится к печати книга Игоря Вирабова "Иван
Тургенев". В канун 200-летия со дня рождения великого писателя публикуем
отрывок из будущего бестселлера.
Тургенев прорубил литературное окно в Европу. Первый
огромный русский писатель, принятый на Западе за "своего". Да нет, и это лишь
верхушка айсберга: с его помощью русская литература стала открываться миру как
мощный и неизведанный материк. Пушкин, Лермонтов и Гоголь - с ним не просто шли
потоки переводов (в переводах Луи Виардо находили множество несовершенств, но
был еще и Мериме), он дал ориентиры: открыл действительно достойные имена (пусть
даже многие ходили в недругах Тургенева) и отделил их от пустышек, которые лезли
отовсюду как тоненькая вермишель. За ним в Россию потянулись не одни маркизы де
Кюстины.
Шестидесятые - эпоха, которую Тургенев написал заранее.
Событие великое, отмена крепостного права, покатилось вдруг
куда-то не туда. Совсем как через сотню лет, в шестидесятые двадцатого столетия,
в воздухе носилось - "оттепель" (первым Тютчев произнес) и даже "перестройка". В
этой цикличности загадочная, неизученная, кажется, закономерность. В моду вошло
столоверчение: вызывали духов. В цирке выступала бородатая женщина Юлия Пастрана.
Крестьяне массово спивались. Девушек охватила эпидемия необъяснимых самоубийств.
А что писатели? Разбились на две партии и страшно воевали.
Зовут студенты Достоевского - он отвечал, что не пойдет туда, куда зовут
Тургенева. Лет через сто вот точно так же, решив, что он оригинален, поэт
Бродский будет повторять свой каламбур о поэте Евтушенко: если он против
колхозов, то я - за. И тот же цесаревич, будущий Александр Третий, не хуже
Никиты Хрущева с Эрнстом Неизвестным и "абстракцистами" - назовет после выставки
художника Верещагина "мерзавцем" и "скотиной".
К.Брюллов. Портрет певицы Полины Виардо Гарсия. 1844
год.
Можно сказать и так: Тургенева обвиняли справедливо. Стоило
ему поставить точку в "Дневнике лишнего человека" - кругом все стали чувствовать
себя какими-то выпадавшими из века.
Критик Надеждин упомянул давным-давно (в своей статье о
романтизме) слово "нигилист" - и ноль реакции. А стоило Тургеневу произнести в
"Отцах и детях" - и "нигилисты" косяком пошли, мерещились повсюду.
Вышел роман "Новь" - и через пару месяцев в загадочном
угаре суд оправдал девушку Веру Засулич, тяжело ранившую из идейных соображений
генерала Трепова. Немецкие газеты загалдели, что и это все Тургенев предсказал.
Писатель разводил руками. Ну да. Что он умел, так это
разъедать себя.
Выуживал по ниточке витающие в атмосфере чувства. Из этих
ниточек каким-то чудом сплеталась ткань предчувствий.
В "Доме Остроухова" представили автошарж Тургенева и другие
раритеты. А кто еще умел вот так?
Вечно разгадывают тайну связи Тургенева с семейством
Виардо. Но это тайна, у которой нет разгадки. Обычный здравый смысл здесь не
уместен. Он изувечил этой страстью свою жизнь? Возможно - с точки зрения самых
нехитрых обывателей.
Он не терял рассудка: "жизнь (выговаривай: жызнь) звучало в
моей душе, и я с неопределенной тоской прислушивался к этому звуку".
Что он слышал?
Все, что ни случилось, каждый поворот в его судьбе, все
персонажи, - всё было заранее написано. История с Полиной Виардо возникла не из
воздуха - сюжет был дан в рассказе "Петушков", повторен в "Переписке" и
закреплен для верности рассказом "Бригадир". Тургенев следовал сюжету.
Сначала он придумал для себя любовь, предмет любви, всю
свою жизнь - потом прожил.
В конце концов не только Виардо - он так же написал, соткал
из букв все шестидесятые, хребет столетия. Сначала написал - потом всё
по-написанному и случилось.
Мне скучно, буйабес!
Перед отъездом из Парижа, девятнадцатого (30) января
1880-го, Тургенев позвал на обед писателей Эмиля Золя, Эдмона Гонкура и Альфонса
Доде. Гюстав Флобер, увы, болел в своем Круассе. Но мысленно он с ними.
Что делать, Фауст? Приятели устроили день буйабеса. Почти
по Пушкину: мне скучно, буйабес.
Буйабес, прованский рыбный суп, готовится на тысячу ладов и
вариаций - наваристо и густо. Морские скорпионы, морской петух, другая рыба
свежего улова, креветки, мидии - все сразу. Так что дымящийся картофель не
поместится - его могут подать отдельно. Дух пряностей не расплывается, а как-то
стелется.
К буйабесу, если привередничать, то лучше белое из долины
Роны. Но подойдет и красное из винограда Гренаш.
Г. Флобер. В кругу друзей. Слева направо: Доде, Флобер,
Золя, Тургенев.
Конечно, спасская уха из налимов легко могла бы сбить с
буйабеса спесь - ну да, ее не набивали плотно разнообразными морскими гадами,
она остра, но не настолько. Дело спорное. Но точно - русскую уху уравновешивают
только запотевшие графины (угадайте, с чем). Но! Опять же но! Изысканный Иван
Сергеевич - и водка? Он, бывало, в Спасском пел дифирамбы шипучему "Редедеру".
Но не к ухе же. А вот не надо думать, будто эти два понятия - Иван Сергеевич и
водка - так уж несовместны. К счастью, есть свидетельство Флобера, знатока и
обожателя яблочного кальвадоса.
Как-то в начале семидесятых - еще жива была, царствие ей
небесное, старушка Жорж Санд (скончалась в июне 1876го) - Флобер с Тургеневым
возвращались из ее усадьбы в Ноане. Сели в вагон - не повезло с соседями, чем-то
они показались неприятными. Душа просила утешения. И тут - о чудо, о
предусмотрительный Тургенев! - у него на этот случай оказалась живительная
фляга.
Иван по кличке Теплая Груша и Гюстав по кличке Ротозей
(любителем раздавать прозвища был Флобер) были спасены. Флобер потом рапортовал
писательнице (23 апреля/ 4 мая 1873): "Утешились крепкими напитками, так как у
милейшего московита дорожная фляга была наполнена превосходной водкой. У обоих
было немного грустно на сердце. Мы не разговаривали и не спали".
Это к тому, что всякое бывало. Хотя Тургенев меру знал.
Что же до буйабеса, его любил особенно Золя, но и Доде мог
с ним поспорить. Просто Золя периодически стонал, что смертушка к нему придет
как раз от буйабеса, который поедался им "в неограниченных количествах". Иногда
решал худеть - и ел без хлеба. Раз за три месяца сбросил сразу двадцать восемь
фунтов (почти тринадцать килограммов). Гонкур считал - и правда, постройнел.
Тургенев же предпочитал суп с потрошками. Или куриный. Про буйабес из уважения
молчал .
Шумный Флобер - как вспоминал Доде - ел густо, смачно,
настаивал на блюдах из откормленных руанских уток и масла требовал нормандского.
Когда-то Эмму Бовари аж передергивало от того, как хлюпал супом ее постылый муж
(роман признали аморальным - Флобер из-за него судился несколько лет), но
женские капризы писателя не пугали: он-то был холост.
Гонкур однажды заказал имбирное варенье, и это почему-то
запомнилось Доде. Сам же Гонкур оставил описание одного обеда: "зеленый суп,
лапландские оленьи языки, рыба по-провансальски, цесарка с трюфелями". Но что-то
как-то не наелись. Гонкур запомнил, что Тургенев "обещает угостить русскими
вальдшнепами - лучшей дичью на свете".
Судя по записям Гонкура, Тургенев обещал и говорил
безостановочно. Но если он в своей тарелке, все начинали его просто обожать.
Душа компании. Хотя - славянская. Мог напустить туману, который для приятелей,
конечно, тоже был "славянским". К любому повороту в разговоре у него история. К
вину - пожалуйста - как на каком-то немецком постоялом дворе ему доводилось
распить бутылку необыкновенного рейнского вина: ее откупорила дочь трактирщика,
похожая на фаустовскую Гретхен, и то ли от нее, то ли от вина распространился
запах фиалок - захочешь не забудешь.
Садились часов в семь. Часа в два ночи Золя с Флобером
стягивали пиджаки. Тургенев - на диване. Гарсонов выставляли за дверь - лишние
уши, а у них разговор по душам. Хотя кричали так, что слышно всюду. И чуть не до
утра. О том, что жизнь злодейка, ремесло писателя собачье, о женщинах, о смерти
и о книгах - без ложной лести. Обеды вечно совпадали: у Флобера вышли "Искушение
святого Антония", "Иродиада" и другие повести, у Гонкура - "Девка Элиза", у Золя
- "Аббат Муре", у Доде - "Джек". Тургенев приносил из нового - "Живые мощи" и
"Новь".
Обеды впятером (обычно их называют "обеды пяти") стали
традицией с 14 апреля 1874-го. То в ресторане у Маньи, то у Вуазена, то у Пелле,
Адольфа или Риша, за Оперой, на площади Комической оперы.
Доде в воспоминаниях: "Да, нас нелегко было накормить,
парижские рестораторы должны нас помнить. Мы часто меняли их". Наедались - по 40
франков с каждого, по тем временам просто очень солидно. Поначалу собирались
минимум раз в месяц. Со временем пореже - как получится. Сложилось так: им было
хорошо друг с другом. Несмотря на разницу в литературном багаже и возрасте
(самым старшим был Тургенев, Флобер - моложе на три года, Эдмон Гонкур - на
четыре, Доде и Золя - на целых двадцать два), все равны друг другу. Над их
обедами курился ореол "освистанных" - придумали такое правило, чтоб вежливо
отшить непрошенных и нежелательных: обеденный кружок объединяет литераторов, чьи
пьесы хоть однажды на театральной сцене провалились.
"В самом деле - Доде перечислял на всякий случай - мы все
потерпели неудачу: Флобер - со своим "Кандидатом", Золя - с "Бутоном розы",
Гонкур - с "Анриеттой Марешаль", я - с "Арлезианкой". К нашей компании хотел
было примкнуть Дирарден (имеется в виду Эмиль де Жирарден, видный парижский
публицист, строчивший и романы, муж поэтессы Дельфины Жирарден и сторонник
либеральной империи. - И.В.), но он не был писателем, и мы его не приняли.
Тургенев же дал нам слово, что его освистали в России, а так как Россия была
далеко, то мы не стали проверять, правда ли это".
Насчет освистанного, можно сказать, Тургенев не лукавил:
комедии его по сцене пробегали прежде без особого успеха. И был еще один,
напомним, печальный опыт: "Школа гостеприимства", которую придумали как шутку в
Спасском, превратили в фарс (в котором, между прочим, зло пародировался уже
вошедший в моду Чернышевский) и решили показать столичной публике. Фиаско описал
(волнуясь, что "автором этой чепухи" считают одного его, без Дружинина с
Григоровичем) Тургенев - Василию Боткину, 8/20 февраля 1856го: "Вчера у
Штакеншнейдер на домашнем театре давали "Школу гостеприимства" - и она произвела
скандал и позор, - половина зрителей с омерзением разбежалась, я спрятался и
удрал". Так или иначе, освистали, так что обед с французскими писателями
Тургенев заслужил.
Дело не в том сейчас, какой у русского писателя был
аппетит. И даже не в гастрономических причудах. Никто и не заметил, как
случилось, но рекомендованный когда-то Полине Виардо как "плохой поэт", Тургенев
стал к семидесятым годам влиятельной фигурой на карте мировой литературы. Может,
кому-то это было неприятно, кому-то не хотелось признавать, но так действительно
случилось.
Как удалось? Увы, но проще сосчитать ингредиенты в супе
буйабес...
|