ЧТО СПАСЕТ ЭКОНОМИКУ РОССИИ?
Пока ясно одно, что рубль будет падать, налоги расти.
Ясно и другое: за четверть века развития рынка в РФ
грамотно управляться с экономикой мы так и не научились, все время сползая в
командный стиль.
Советские времена, как светлое прошлое, сегодня многие
вспоминают с ностальгией. В первую очередь это коммунисты, записные патриоты,
бабушки, помнящие любительскую колбасу за 2 руб. 20 коп. (забывая, что такая
лафа была лишь в Москве!).
ПОЧЕМУ УПАЛА СОВЕТСКАЯ МОДЕЛЬ?
Во времена СССР был, конечно, уникальный механизм
функционирования предприятий. Скажем, асинхронный электродвигатель необходим для
изготовления продукции, в которой что-то движется и вращается от электроэнергии.
В СССР было более 20 заводов и количество выпускаемых
двигателей в разы превосходило производство в других странах. Госплан обобщал
заявки заводов-потребителей, доводил до министерства, а оно спускало
изготовителям.
Госснаб обеспечивал сырьем и комплектующими, распределял
готовую продукцию. Товарно-денежных отношений не было, их заменяла
распределительная система.
Почему же отечественные предприятия не смогли
адаптироваться, хоть и к убогим, но все же рыночным отношениям?
Например, на ферме используется транспортер, скотник дядя
Ваня накидал на его двигатель навоз, тот перегрелся и сгорел. При развитом
социализме транспортер бы поменяли, платить практически не надо. Но вот с конца
80-х двигатель уже пришлось ремонтировать и за свои.
Завод Минсельхозмаша верстал план в расчете на дядей Вань,
но неожиданно потребность в его продукции резко упала. Далее цепная реакция -
электродвигатели не нужны, затем не нужны медный провод, подшипники (это 30
заводов), технологическое оборудование и т. д.
Распад страны разорвал кооперационные связи. На плаву
остались сырьевые отрасли, работающие на экспорт. Ситуация в экономике еще
позволяла провести справедливую приватизацию и с умом заняться ее
реформированием, но власть все сделала с точностью до наоборот.
ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ ВМЕСТО ГОСПЛАНА?
Будущие олигархи, «свои люди», благодаря залоговым
аукционам (без оплаты) стали владельцами лакомых кусков экономики. Народ к
приватизации не допустили, чубайсовские ваучеры стали фантиками без конфет,
поэтому 1% населения владеет 75% национального богатства. Это вина не рынка как
такового, а созданной системы.
Подлинный рынок не дает возможности хищническим образом
использовать бюджет. А сверхприбыли компаний, не используемые для развития
производства или социальных нужд, автоматически облагаются такими налогами, что
оставшуюся часть можно не заметить.
В 2017 году металлургические и горнодобывающие компании
направили на выплату дивидендов гигантскую сумму - 455 млрд рублей, а в этом
добавят себе в карман, получается, еще и сверхдоходы от падения рубля? Ведь
получают они за свою продукцию валюту, и крах рубля им выгоден, как и всем
сырьевикам...
Но «раскулачить» их сверхдоходы государство не может (или
не хочет?). Лоббисты крупного бизнеса уже много лет успешно отстаивают 13%-ную
шкалу налогообложения физлиц, странно обосновывая целесообразность ее
сохранения: дескать, «... ни одно государство не может заставить человека
платить больше, чем он хочет».
И еще надо посмотреть, чем закончится инициатива помощника
президента Андрея Белоусова, как один из примеров ручного управления.
Ведь трудно спорить с тем, что современный чиновник смотрит
не вперед, а назад: проверенными с советских времен внеэкономическими методами
старается управлять экономикой.
Крупный бизнес понимает, что без содействия государства, а
точнее, высшей бюрократии, он не получит льготного режима, и в трудную минуту
готов ей помочь. Государство уже контролирует две трети экономики, и его доля за
25 лет увеличилась в 3,5 раза; просто по-другому руководить правительство не
может.
А как иначе? Санкции только увеличиваются и уже понизили
рост экономики на 0,5%. России все больше приходится рассчитывать на внутренние
возможности. А плановая экономика, как доказали годы середины прошлого века и
Второй мировой войны, именно в экстремальных условиях показывает свою
эффективность. Поэтому, судя по всему, возврат модернизированного Госплана
вполне возможен, только о повышении жизненного уровня придется забыть.
И ЕЩЕ НЕМНОГО О СПРАВЕДЛИВОСТИ
Конечно, при рынке есть базовый принцип, коротко
формулируемый так: что потопаешь, то и полопаешь. Однако у нас это работает
плохо, потому что нигде в просвещенном мире нет такого несправедливого
устройства распределения материальных общенародных благ, как в РФ.
У кого-то в результате «бандитской приватизации» в руках
оказались заводы-пароходы, а у кого-то кукиш без масла.
Почему на Аляске каждый житель просто так получает по 1
тыс. долларов в месяц? Знаете за что? Да просто только за то, что в штате
добывается золото!
На Аляске создан специальный нефтяной фонд, на счету
которого 30 млрд долларов. Из этого фонда ежегодно населению штата выдаются
дивиденды. А ведь никто не станет спорить, что уж где рынок и капитализм, так
это в США, и благотворительностью тут не пахнет. Значит, заботится рынок о
людях...
В России же, сколько ни кричи об этом, львиная часть
прибылей от продажи природных богатств идет мимо простых граждан.
Так, объем средств, получаемых от продажи нефти, газа и
прочих недр земли и вывезенных за рубеж за 20 лет, составил около 10 трлн
долларов, где-то около 70 тыс. долларов на каждого гражданина России, а это
около 200 тыс. долларов на однодетную семью, 140 тыс. долларов на семью из двух
пенсионеров.
Но в нашем как бы «рынке» распределение национального
богатства идет чуть ли не директивным путем.
Вот потому экономику и лихорадит, что мы никак не
определимся с тем, настоящая ли у нас рыночная экономика или своеобразная, как
та же «суверенная демократия».
КОММЕНТАРИЙ ПО ТЕМЕ
Михаил Делягин, доктор экономических наук, директор
некоммерческой организации «Институт проблем глобализации»:
- Советский ВПК был единственным в истории человечества
институтом, обеспечивавшим массовые дорогостоящие исследования без заранее
гарантированного результата. Благодаря этому в нем было создано большое число
так называемых закрывающих технологий, сочетающих сверхэффективность с
дешевизной и простотой.
В СССР они подавлялись бюрократией, после его распада -
монополиями, которые зарабатывают с издержек и потому незаинтересованы в их
снижении. Распад глобальных рынков на макрорегионы, качественно ослабляя
глобальные и обычные монополии, создает предпосылки для применения «закрывающих
технологий».
В преддверии этого следует найти максимальное количество
данных технологий и коммерционализировать их, предоставив разработчикам четверть
капитала соответствующих структур и разумное текущее содержание в обмен на
всемерную поддержку и снятие с них всех нетворческих задач.
А в целом, конечно, современное развитие требует не идти
назад, но смотреть вперед. Требуется комплексная модернизация инфраструктуры на
основе завтрашних технологий, кардинально снижающая издержки и повышающая
деловую активность. В силу самой природы инфраструктуры (когда результат
инвестиций достается всему обществу, а не инвестору!) такая модернизация по
силам только государству, действующему от имени и в интересах всего общества.
Это единственная сфера, в которой государство гарантировано от недобросовестной
конкуренции с частным бизнесом.
Для проведения модернизации необходимо ограничить
финансовые спекуляции, коррупцию, произвол монополий, установить разумный
протекционизм (хотя бы на уровне Евросоюза), гарантировать гражданам право на
жизнь (реальный прожиточный минимум), переориентировать здравоохранение и
образование с утилизации общества на его созидание, урегулировать пенсионный
кризис восстановлением прогрессивного обложения личных доходов.
Подготовил
Сергей Самарин, к. э. н
|