ПОЧЕМУ РОССИЯ ВРАЖДУЕТ ПОЧТИ СО ВСЕМ МИРОМ?
Хуже, чем сейчас, отношения России с Западом были лишь в
начале 80-х годов. Почему гибель южнокорейского «Боинга» в 1983 году похоронила
новую разрядку между СССР и США и ускорила смерть Андропова? Почему Горбачев
согласился на объединение Германии и не смог остановить расширение НАТО? Как
Россия в 1990-е годы спасла Грузию и Таджикистан и почему сейчас потеряла
Украину? Чем окончится для нас нынешняя конфронтация с Западом? Обо всем этом «Ленте.ру»
рассказал бывший заместитель министра иностранных дел СССР и России, бывший
посол СССР в Италии и России в Великобритании, бывший министр по сотрудничеству
с государствами СНГ, автор книги «В разные годы. Внешнеполитические очерки»
Анатолий Адамишин.
«Ельцин был настроен на разгон»
«Лента.ру»: Андрей Козырев несколько лет назад
рассказывал, как после распада СССР он формировал свою команду в российском МИД.
По его словам, «старую гвардию» из числа бывших заместителей министра он не стал
выгонять, а отправил послами в «хорошие страны». Вместо них на руководящие
должности выдвинул мидовскую молодежь, в том числе будущих министров Игоря
Иванова и Сергея Лаврова. Так все и было?
Анатолий Адамишин: После упразднения в Беловежской пуще
Советского Союза в декабре 1991 года встал вопрос, что делать с МИД СССР. Ельцин
сначала был настроен на разгон, затем объявил, что сохранит союзный МИД, но
сократит его в десять раз.
Президент России постоянно напоминал, что в августе 1991
года 42 советских зарубежных представительства поддержали ГКЧП. Когда в самом
конце 1991-го Козырев предложил мне стать его первым замом, один из доводов был
тот, что надо помочь сохранить министерство. Следует отдать Андрею должное: он
приложил к этому немало усилий, здесь мы работали сообща. Еще даже до того, как
Ельцин подписал указ о моем назначении — спустя долгих десять месяцев, в октябре
следующего года.
А что могло происходить?
Сейчас это уже быльем поросло. Если есть желание узнать об
этом, то некоторые перипетии я описываю в своей книге. Атмосфера в МИД тогда
была не очень здоровой. Иногда «россияне» просто выгоняли сотрудников МИД СССР
из своих кабинетов.
В том же 1992 году заместителями Козырева стали Сергей
Лавров и Виталий Чуркин. А через два года послами уехали и я — «старая гвардия»,
и эти двое — молодые. Так что дело не в возрасте. Скорее Козырев избавлялся от
фронды — в моем случае точно.
Вас всех не устраивала его политика?
По многим проблемам, в том числе таким важным, как война в
Грузии и Таджикистане, армяно-азербайджанский конфликт, консенсус, как правило,
находили. Но когда речь заходила о США, упомянутые трое (по одиночке или вместе)
часто спорили с Козыревым.
Такой пример. Виталий Чуркин, главный по югославскому
кризису, рассказал мне, что когда принималось решение присоединиться к санкциям
Запада против Югославии, не было человека в МИД, кто был бы с этим согласен, но
никто не возразил — боялись.
Понимаю Козырева, вряд ли могло ему понравиться, что с моим
приходом языки развязались. Довод наш был простой: с американцами можно и нужно
сотрудничать, но нельзя под них ложиться. Чем дальше, тем больше министр
отодвигал меня от ключевых проблем, затем через третьих лиц предложил уехать
послом, но проявил и великодушие: Лондон — это не Таиланд.
«Ему простили и Чечню, и расстрел Верховного Совета»
Козырева часто обвиняют, что он безоговорочно следовал в
фарватере политики США. Так ли это?
В целом эти обвинения я считаю несправедливыми. Бывали
случаи, когда мы, возражая американцам, немалого от них добивались. На поле,
расчищенном перестройкой от конфронтации, Ельцин и Козырев де-факто продолжили
курс Горбачева на сотрудничество с Западом. Беда в том, что эта стратегия,
переведенная за разумную черту, на практике стала давать сбои.
В корне ошибочна была концепция, что мы всегда должны
шагать в ногу с так называемыми цивилизованными странами. Когда ноги того же
Запада идут в разные стороны, с кем именно нам шагать в ногу? Ложной была
альтернатива: либо мы каждый раз идем за США, либо опять конфронтация, от
которой с таким трудом избавились. Козырев, если правильно понимаю, исходил из
того, что для сохранения статуса великой державы Россия просто обязана быть
первым партнером США. Американцы не возражали — welcome, но только младшим
партнером. Американцы никогда не признавали никакого равноправия — ни тогда, ни
сейчас.
Точно так же Россия никогда не должна становиться ничьим
младшим партнером. Когда Андрей, набравшись опыта, понял это, он постепенно
перешел на более сбалансированные позиции. Часто противоречиво вел себя Ельцин —
на публике, в том числе критикуя МИД, он постоянно говорил, что «Россия должна
иметь свой голос», а по факту нередко шел на поводу у США.
«Нельзя ложиться под американцев»
Почему?
Внешняя политика страны в идеале должна основываться на
внутриполитическом консенсусе, причем качественном, а не количественном. История
знает случаи, когда власть пользовалась стопроцентной поддержкой то ли
потерявшего голову, то ли оболваненного населения, но своей политикой приводила
страну к гибели.
У российской власти тех лет не было надежной поддержки, в
обществе бродил призрак коммунистического реванша. Американцы безоговорочно
сделали ставку, в том числе в прямом смысле слова — деньгами, — на Ельцина, что
в тех условиях отвечало интересам и нашей страны. Ему простили и Чечню, и
расстрел Верховного Совета. Западников пугала возможность хаоса в вооруженной до
зубов ядерной России. Но в международных делах нам предлагали отрабатывать.
В своей книге вы упоминаете, что во время боснийского
кризиса американцы увязывали предоставление очередного кредита для России с ее
голосованием в ООН.
Да, в апреле 1993 года глава Госдепа Уоррен Кристофер
звонил заместителю Козырева Георгию Мамедову и предупреждал, что если Россия
наложит вето на проект резолюции об ужесточении санкций против Югославии, то
«это может осложнить усилия американской администрации по обеспечению поддержки
в Конгрессе вопроса об оказании помощи России». Заметьте, отказ от вето в обмен
даже не на кредит, а на обещание кредита.
В ноябре 1996 года, будучи послом в Великобритании, я узнал
из печати, что Ельцин и Кучма неожиданно быстро договорились по одному из
сложных вопросов, касающихся Черноморского флота, причем из-за прямого давления
на нас со стороны США. Меня это сильно огорчило, и, оказавшись потом в Москве, я
попытал деятеля, который, как иногда говорят, был в теме. Получил ответ: на
переговорах с украинцами мы действительно были вынуждены отказаться от одной из
важнейших наших позиций, иначе остались бы без очередного займа Международного
валютного фонда, что в текущих обстоятельствах поставило бы нас в тяжелое
положение.
«Украинцы активно сопротивлялись»
Если говорить с высоты нынешнего времени, на каких
направлениях внешняя политика России в 1990-е годы добилась успехов, а где
потерпела неудачу?
Россия стала правопреемницей Советского Союза. Это было
большое достижение, позволившее нам сохранить статус постоянного члена Совета
Безопасности ООН. Добиться этого удалось не без трудностей — возражала Украина.
Россия настояла, чтобы она осталась единственной ядерной державой на
постсоветском пространстве. В этом вопросе Украина сопротивлялась еще больше.
Первый президент независимой Украины Леонид Кравчук недавно
жаловался, что американцы на него давили и даже угрожали, требуя передать
ядерное оружие России.
В этом вопросе наши с американцами интересы совпали. США
соблазнили украинскую власть финансовой помощью и гарантиями территориальной
целостности — тем самым Будапештским меморандумом 1994 года. Но сначала украинцы
активно сопротивлялись. А ведь на территории Украины одних только стратегических
ракет было 176 единиц — это больше ядерного потенциала Великобритании, Франции и
Китая вместе взятых.
Дипломат отказал Кравчуку в праве гордиться развалом СССР
Что касается самого Кравчука, то о нем в разговоре со мной
еще в июле 1991 года Анатолий Собчак выразился так: «За прошедшие годы воспитали
совершенно беспринципных людей, которым к тому же сейчас некуда деваться, если
останутся без политического признания».
Была еще проблема Черноморского флота, о которой вы уже
упомянули.
Ее тоже удалось решить, хоть и не без труда. Вообще,
наиболее серьезные практические трудности с Украиной — к упомянутым выше я бы
отнес также газ, атомные электростанции, раздел советских долгов и имущества — в
90-е годы удалось преодолеть на выгодных для нас условиях. Несмотря на все споры
и склоки, удавалось сохранять вполне дружественные отношения с этой самой важной
для России страной.
Но затем, видимо, решили, что все в порядке, и дело было
пущено на самотек. Послов-дипломатов типа Дубинина в Киеве сменили хозяйственные
деятели. Главное же — опять подвела стратегия. К парадигме, заложенной Ельциным
еще в Беловежье, — любой ценой удержать Украину — в принципе не придерешься. Но
какими методами и какую Украину? В глубине души ее независимость мы так и не
признали, считая нас и украинцев одним народом.
Мы не осознали, что украинская политическая элита
практически вся за полную «незалежность» и не пойдет под руку Москвы. Нам
отводилась роль одной из маток, которую сосет ласковый телок, — второй, понятно,
был Запад. Мы же почти 25 лет пытались интегрировать Украину. В то же время
нельзя сбрасывать со счетов, что этому активно сопротивлялись США и другие
западные страны. Перетягивание каната закончилось правым переворотом на Украине,
присоединением Крыма и войной в Донбассе. Развод с Украиной обернулся трагедией,
чему способствовали и мы. Достаточно вспомнить, что основное внимание уделялось
работе с верхушечными деятелями, вглубь шли недостаточно, свою огромную «мягкую
силу» использовали слабо.
Но, как подметил глубокий аналитик Дмитрий Тренин, даже в
этом случае нет худа без добра. Заплатив высокую цену, мы наконец-то увидели
полную бесперспективность украинского направления нашей внешней политики. Если
бы мы и дальше пытались привязать к себе Украину, скажем, через ЕАЭС, наши
издержки, и не только материальные — все, возрастали бы, а результат вдолгую был
бы все тем же: вооруженный конфликт и уход, скорее всего, еще более тяжелый.
«Это был опасный тип»
Вернемся к начальному вопросу: где наша дипломатия в
90-е годы была успешной?
Важнейшим достижением стало то, что при Ельцине удалось
продолжить ядерное разоружение, начатое Горбачевым и Рейганом. Мы завершили
исполнение Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 года.
Был ратифицирован Договор о сокращении стратегических вооружений (СНВ-1),
заключен Договор СНВ-2. Впоследствии его, правда, постигла плохая судьба, но
разорительная для нашей экономики гонка вооружений была в итоге основательно
приторможена. Не без трудностей, но у нас с американцами по этому направлению
шел тогда продуктивный диалог.
Не надо забывать, что Россия вступила в полезные
международные организации, членство в которых благотворно сказалось на
гуманизации внутренней жизни страны. России удалось прекратить гражданскую войну
в Таджикистане. Как знать, если бы не мы, существовала ли бы сегодня единая
таджикская нация. В стране тогда между различными кланами шла беспощадная война
на взаимное истребление. Ключевой была роль России в исходе гражданской войны в
Грузии осенью 1993 года.
Это когда бывший президент Звиад Гамсахурдиа внезапно
объявился в Зугдиди и начал наступление на Тбилиси?
Да, это был опасный тип, к тому же союзник Дудаева. Он
вполне мог победить, чего нельзя было допустить. Но как? Открытое военное
вмешательство, о котором просил Шеварднадзе, исключалось. Прибегли к
«военно-дипломатическому» приему — взяли под контроль единственную железную
дорогу, доступную Гамсахурдиа, под предлогом, что по ней идет снабжение нашей
военной группировки в Грузии. К тому же нас об этом «попросили» армяне и
азербайджанцы (их предварительно попросили мы), ибо дорога продолжается в Ереван
и Баку.
А что скажете о российских внешнеполитических неудачах
того времени?
Россия плохо показала себя в югославском кризисе. Мы там
заняли слишком «цивилизованную» позицию, особенно поначалу. Из-за того что
Россия часто шла на поводу у США, ее позиции на Балканах оказались подорваны.
Это, разумеется, гипотеза, но будь мы пожестче, то могли
бы, возможно, не допустить натовских бомбардировок Югославии и по-другому решить
проблему Косово. Не все мы сделали для того, чтобы не допустить расширения НАТО
на восток.
«В политическую организацию НАТО нас не приняли»
А что можно было сделать? Помните, в августе 1993 года,
во время визита в Польшу Ельцин заявил, что не против ее вступления в НАТО, а
потом МИД дезавуировал его слова?
Изначально мы ясно заявили о недопустимости для России
приближения к ее границам военных структур НАТО. Надо было твердо стоять на
своем. А у нас были зигзаги, в том числе, как вы отметили, на высоких уровнях.
Не все западноевропейские государства были в восторге от расширения НАТО за счет
«троянских коней» США. Мы этим не воспользовались, временами проявляли спешку. У
меня есть основание полагать, что Примакова, когда он работал вместе с Соланой
(Хавьер Солана — генеральный секретарь НАТО в 1995-1999 годах — прим.
«Ленты.ру») над текстом Основополагающего акта между Россией и НАТО,
поторапливали сверху. Во всяком случае, Евгений Максимович так мне рассказывал.
Вместе с тем подчеркну, что тогда все еще царила эйфория по
поводу того, что мы «в одной лодке с Западом», и Акт создавал некоторую основу
для развития сотрудничества с альянсом. Другой плюс: Россия была принята в
«семерку» наиболее развитых капиталистических стран — правда, только при
обсуждении политических вопросов. G7 была как бы персональным призом Ельцину. Но
в политическую организацию НАТО, куда мы были не прочь вступить, нас так и не
приняли, а натовские бомбардировки Югославии в 1999 году прикончили нашу
эйфорию. А после Крыма нас прекратили приглашать и в «семерку».
Эпопея с расширением НАТО и югославский кризис резко
изменили настрой россиян, которые в 90-х годах в своем большинстве
благожелательно относились к Западу. Впереди вновь появившейся враждебности,
подогревая ее, шла пропаганда. Любой власти полезен внешний враг для решения
своих внутриполитических задач, наша не исключение. Сегодня настроения людей и
обработка общественного мнения слились — так называемая гибридная война с США в
разгаре.
Продолжение следует.
Беседовал Андрей Мозжухин
|