ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА, ПОКРОЙ НАС СВОИМ ОМОФОРОМ!
Праздник Покрова Богородицы обязан своим появлениям
чудесному событию, которое произошло в 910 году в Константинополе, во время
царствования императора Льва Vl Философа, который получил свое прозвание за
любовь к книжной мудрости.
Столицу осаждали полчища врагов, в любой момент способных
ворваться в город, разрушить, сжечь его. Единственным прибежищем жителей
осажденного города стал храм, где люди в молитве просили у Бога спасения от
варваров. В то время в храме был и святой юродивый Андрей со своим учеником
Епифанием. И вот святой Андрей видит, как Сама Божья Матерь коленопреклоненно
молится перед Господом о спасении народа. После чего подходит к Престолу и еще
раз помолившись, снимает со Своей головы покрывало и простирает его над
молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Покров в
руках Пречистой Матери, окруженной ангелами и сонмом святых, сиял "паче лучей
солнечных", а рядом стояли святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол
Иоанн Богослов. Тогда святой Андрей спрашивает у своего ученика Епифания:
"Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?". "Вижу, святой
отче, и ужасаюся", – отвечал ему Епифаний. Так Богородица спасла
Константинополь от разорения и гибели людей.
В чем особенность этого праздника в православной традиции?
Несмотря на то, что событие это произошло на Византийской
земле, в греческий календарь этот праздник не вошел, но зато был принят и
утвержден на Руси, благодаря святому князю Андрею Боголюбскому, сыну Юрия
Долгорукого.
Этот праздник имеет большое миссионерское значение. Он
говорит о том, что единство в вере стоит выше любых человеческих конфликтов,
любых национальных стереотипов и антипатий. Именно понимание этой истины
позволило русскому народу в последствии воспринять этот праздник и сделать его
частью своей православной традиции.
Почему Православная Церковь так почитает Богородицу?
Потому что все основания для этого почитания изложены в
Священном Писании: «И сказала Мария: «…величит душа Моя Господа, и возрадовался
дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо
отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято
имя Его;» (Евангелие от Луки 1 гл.).
Из этого мы видим, что еще до рождения Спасителя было
предопределено величие Девы Марии и Ее почитание (ублажение) всеми народами. В
11 главе от Луки мы читаем слова некоей женщины из народа, которая, слыша
Божественную мудрость Христа, восклицает: «…блаженно чрево, носившее Тебя, и
сосцы, Тебя питавшие!»
Кроме того, евангелист Иоанн Богослов свидетельствует о
том, что первое Свое чудо, в результате которого ученики уверовали в Спасителя,
Христос сотворил именно по просьбе, ходатайству Своей Матери. Поэтому почитание
Богородицы как заступницы, ходатаицы за людей укоренено в самой глубине
христианской традиции и опыта. Именно чудесам Божией Матери мы обязаны такому
количеству Ее чудотворных икон, которые во все времена пользовались почитанием
православных христиан, и не только православных. Мы знаем, как чтят католики
Казанскую Икону Богородицы, мы знаем о том, что даже мусульмане принимали
участие в крестных ходах с Моздокской иконой.
Почему же Богородица в Писании упоминается так редко? Как
совместить церковное почитание Божией Матери и скупость евангельского
повествования о Ней?
Спор о почитании Богородицы очень давний, и противники Ее
почитания в первую очередь ссылаются именно на Евангелие, вернее, на то, что там
крайне мало информации о Деве Марии. Но к Евангелию (как и к Церкви) неприменим
статистический анализ. Смотреть нужно не на количество строк, а на то, что в них
сказано. Безусловно, Священное Писание обладает огромным авторитетом, но ведь
оно само порождено Церковью. А Церковь своей двухтысячелетней историей ответила
на вопрос, почему христиане почитают Божию Матерь.
Но вернемся к самому евангельскому тексту. Там есть
пророчества о почитании Богородицы. Это слова Архангела Гавриила, который
приносит Деве Марии весть о том, что Она будет матерью Спасителя. Короткая фраза
"Благословенна Ты между женами" (Лк.1:28). Благословенна – означает прославлена.
И Архангел произносит это не от себя, он всего лишь посланник Божий. И
Богородица, встречаясь со Своей родственницей Елисаветой, прямо говорит, что Бог
сделал Ее великой и люди прославят Ее (Лк.1:48-49). Поэтому Церковь всегда
отвечала тем, кто, ссылаясь на Евангелие, отказывался почитать Богородицу: тем
самым вы отказываетесь исполнять то, к чему призывает христиан Евангелие:
почитать Божию Матерь.
Одна из древнейших молитв к Пресвятой Богородице (на
церковнославянском):
«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с
Тобою; Благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила
еси душ наших».
Как видим текст древнейшей молитвы по смыслу полностью
тождественен тексту Евангелия.
Евангелие прямо говорит о том, что Господь был в
повиновении у Иосифа и Марии (Лк.2:51) и даже спорил с религиозными учителями,
пытавшимися обойти Божию заповедь: "Почитай отца твоего и мать". А в самый
страшный момент Своего земного служения Спаситель, уже страдая на Кресте,
позаботился о том, чтобы Его Мать не оказалась одинокой, поручив заботу о Ней
апостолу Иоанну Богослову.
А самое главное заключается вот в чем. Человечество ждало
Спасителя множество веков. В Ветхом Завете Бог через пророков говорил, что Он
войдет в мир через женщину, родившись без участия мужского семени. Но от
женщины, которая должна была стать земной Матерью воплотившегося Бога,
требовался величайший подвиг. И Дева Мария добровольно и свободно пошла на это.
Богородице хватило веры, чтобы не усомниться в Своем предназначении, у Нее было
достаточно духовных сил, чтобы не возгордиться, и достаточно смирения, чтобы
нести Свой крест. Ведь она с самого начала знала, что земное служение Ее Сына
окончится трагически. И как верующий человек, и как Мать Она перенесла
немыслимые страдания. А пошла Она на это, потому что хотела спасения всем нам,
всему человеческому роду. Как же Церкви не почитать Ту, без подвига Которой
стало бы невозможным Боговоплощение – а значит, и наше спасение?
Если мы начнем перечислять православные праздники:
Рождество, Пасху, Вознесение, Преображение и т.п., мы заметим одну очень важную
особенность: праздники эти посвящены не просто Христу, не просто событиям Его
земной жизни, а человеческой плоти Христа. Благовещение – во чреве Богородицы
созиждестя человеческое Тело Христа. Кто рождается в Вифлеемском хлеву?
ВОПЛОТИВШИЙСЯ Бог!, Что преображается на Фаворе? Человеческое Тело Христа! Что
воскресает в третий день в гробнице Иосифа Аримафейского? Человеческая плоть
Бога! Что возносится через сорок дней на небо одесную Отца? Новое человеческое
естество! По сути, мы празднуем то, что с пришествием Христа в мир нет больше
непреодолимой границы между Богом и человеком в силу того, что человеческая
природа во всей ее полноте воспринята, усвоена, исцелена и преображена
Христом. Бог воплотился, чтобы человек обОжился. В этих словах вся внутренняя
сущность христианства.
А воплотился Христос от Девы Марии, воплотился по
собственному слову для того, чтобы исполнить закон.
А что гласит закон? «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы
продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». (Исх.20:12)
Сам Христос чтил Свою Матерь, потому что так велел Божий закон. По Ее
ходатайству творил чудеса, благодаря Ее заступлению спас православный
Константинополь от варваров.
Православная Церковь – это живые люди, ее можно сравнить с
большой семьей. Глава семьи – Христос, а все члены семьи, где бы они ни
находились, в каком бы веке они ни жили, через Христа духовно связаны и друг с
другом.
В Церкви есть святые. Это люди, которые так сильно
стремились к Богу при жизни, что после смерти оказались в особой близости к
Нему. И если в обычной семье старшие дети помогают младшим, могут попросить отца
за них, то почему это не может происходить в семье церковной? Почему те, кто уже
достиг святости, не могут просить Бога за тех, кто находится еще в пути?! Если
человек приходит в храм и пишет записку о здравии или упокоении, тем самым прося
священника помолиться за него, так почему тот же человек не может обратиться к
людям, которые уже находятся рядом с Богом? И чем ближе эти люди к Богу, тем
больше надежд мы возлагаем на их заступничество, на их любовь к нам.
А ближе всех к Богу – Его Мать. Ее подвиг отличается от
подвига святых качественным образом. Любой христианский подвиг связан с
самопожертвованием, но в то же время "нет человека, который не согрешил бы".
Поэтому даже величайшие святые не были до конца свободны от человеческой
"самости". Церковь знает только одного человека, который был свободен от
себялюбия совершенно, который от начала до конца своей жизни всегда отдавал
всего себя Богу, ничего не ожидая взамен. Это – Матерь Божия. Самый совершенный
дар Божий человеку – быть матерью, утешенной удивительной связью со своим
ребенком, для Богородицы был с самого начала подвигом, от которого, как Она
знала, Ей не должно было достаться никакого обычного материнского утешения.
Церковь не обожествляет Богородицу. Она – человек. Но при
том Христос назвал Ее матерью, а Она Его – Сыном. Что может быть ближе этого? И,
будучи в Таинстве Крещения связанными со Христом, христиане тем самым теснейшим
образом духовно связаны с Его Матерью. Это знает любой человек, искренне
когда-либо Ей молившийся.
Именно поэтому за помощью к Богородице обращаются намного
чаще, чем к другим святым, поэтому Ей посвящено так много храмов, поэтому
написано столько Ее икон. Каждая икона – это случай реальной помощи, которую
получили люди, обращаясь с молитвой к Божьей Матери. Каждый воздвигнутый в Ее
честь храм – это свидетельство того, что люди всегда чувствуют силу Ее любви,
которой с избытком хватает для каждого человека.
иерей Александр Пикалёв
Приметы праздника
Если дуб и береза на Покрова скинут все листья, то год
будет легкий, а если не все - к суровой зиме.
До Покрова - осень, после Покрова - зима.
Если на Покров падает снег, то и на Дмитрия (8 ноября)
пойдет снег, а если снега не будет, то и на Екатерины (7 декабря) снега не
будет.
Если первый снег до Покрова выпадет, то зима не скоро
придет.
Какая погода на Покров, такой вся зима будет.
Не утеплишь дом до Покрова - всю зиму будешь мерзнуть.
Много блинов на Покров - дома всю зиму будет тепло.
Если на Покров перетопить печь яблоней, то всю зиму в доме
будет тепло.
Покрова пришла - посиделки привела.
На Покров последний сбор плодов.
Если детей на Покров облить водой через сито, они меньше
будут болеть.
Весело Покров проведешь - хорошего жениха найдешь.
Снег в свадьбу на Покров - счастье молодым.
Если парень на Покров за девушкой ухаживает, он станет ее
женихом.
Если сыграть свадьбу на Покров - молодые будут жить душа в
душу.
|