ЗА ЧТО МАНЬЯКИ НЕНАВИДЯТ ШЕДЕВРЫ?
Если есть на свете проклятые творения живописцев, то
полотно Ивана Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» -
одно из них.
Весной картина во второй раз за свою историю
подверглась нападению вандала. При этом это не единственное известное
полотно в мире, которое, будто магнитом, притягивает вандалов и музейных
маньяков. Расскажем о пяти наиболее известных из них.
ИВАН ГРОЗНЫЙ: ЦАРЬ НЕ ВИНОВАТ
В случае с повреждением вандалами картины «Иван Грозный
и сын его Иван 16 ноября 1581 года» в отличие от других подобных полотен
прослеживается одна интересная деталь.
В каждом из обоих случаев варварские попытки уничтожить
картину происходили из-за того, что, по мнению злоумышленников, художник
исказил историческую справедливость, оскорбив память Ивана Грозного.
Первым 30 января 1913 года на полотно с ножом в руке
напал иконописец Абрам Балашов. Удар был нанесен под истошный крик «Довольно
крови!». Психически неуравновешенный мужчина успел трижды полоснуть по
полотну лезвием ножа, прежде чем был обезоружен служителем галереи.
Иконописца отправили в клинику для душевнобольных, а
реставрация поврежденных лиц царя и его сына заняла долгие четыре недели.
Впоследствии патриотично настроенные посетители Третьяковской галереи
неоднократно указывали, что художник полностью выдумал сюжет картины, а Иван
IV никогда не убивал своего сына.
По словам Игоря Подпорина, который 25 мая в 20.55,
ворвавшись в практически пустой зал, нанес несколько ударов по защитному
стеклу знаменитого полотна стойкой металлического заграждения, им руководило
желание восстановить историческую справедливость, поскольку в картине «все
ложь».
В ходе его противоправных действий полотно было порвано
в трех местах, а материальный ущерб, по оценкам реставраторов, составил
около 500 тысяч рублей. Сейчас вандалу грозят штраф в несколько миллионов
рублей и приличный срок лишения свободы.
В то же время интересно отметить, что художник
действительно согрешил против истории. Согласно официальным данным, царевич
Иван умер вовсе не от удара посоха, а вследствие длительной болезни.
Вскрытие его захоронения, произведенное в 1963 году, показало, что в теле
царевича содержание ртути, мышьяка и свинца в 32 раза превышает допустимую
норму. Очевидно, что сын Ивана Грозного был умышленно либо непреднамеренно
отравлен.
«МОНА ЛИЗА»: МЕСТЬ ЗА СОВЕРШЕНСТВО
Если среди художественных полотен, которые не дают
покоя психически неуравновешенным зрителям, картина Ивана Репина «Иван
Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» в России занимает первое место,
то в мире чаще других вандалы покушаются на «Мону Лизу» Леонардо да Винчи.
На сегодняшний день это самое охраняемое художественное
полотно. После трех успешных покушений на шедевр великого итальянца картину
поместили за пуленепробиваемое стекло. Данная мера оказалась вынужденной.
В 1956 году в картину дважды бросали камни, нанеся ей
незначительные повреждения. Однако наибольший урон «Мона Лиза» понесла в
1974 году, когда во время выставки в Токио эксцентричная японка облила
картину красной краской из пульверизатора. Таким необычным образом женщина
протестовала против того, что на выставку не пускают инвалидов.
В 1977 году туристка кинула в «Мону Лизу» подарочной
кружкой из-за того, что получила отказ в предоставлении ей французского
гражданства. Кроме того, в знаменитое полотно неоднократно стреляли из
пистолета. К счастью, безуспешно, картину к этому времени уже закрывало
пуленепробиваемое защитное стекло.
«СЕМЬ СКОРБЕЙ И СЕМЬ РАДОСТЕЙ МАРИИ»: ЖЕРТВА
СЕРИЙНОГО УБИЙЦЫ КАРТИН
Случаи, когда на одно и то же знаменитое полотно
несколько раз покушались вандалы, не редкость, чего нельзя сказать о
серийном убийце картин, за свою жизнь пытавшемся уничтожить 56 полотен
знаменитых живописцев.
Наиболее известными жертвами маньяка стали три полотна
Альбрехта Дюрера: «Семь скорбей и семь радостей Марии», «Оплакивание Христа»
и «Алтарь Паумгартнеров». Все они были облиты кислотой 20 апреля 1988 года
Хансом-Иоахим Больманом.
В период 1970-1980-х годов этот человек умудрился
нанести ущерб произведениям искусства по всему миру на 270 миллионов марок,
неизменно обливая их кислотой. Трижды мужчину осуждали на длительные сроки с
удивительной формулировкой «за ненависть к искусству». Однако выходя на
свободу, Ханс-Иоахим Больман каждый раз принимался за старое, причем никаких
личных мотивов неприязни к картинам или художникам маньяк не имел.
В 1974 году в 27 лет он перенес психическое
заболевание, закончившееся лоботомией, после которой в нем поселилась
неудержимая тяга к уничтожению знаменитых художественных полотен.
Серьезное обострение в заболевании у мужчины наступило
после того, как его жена выпала из окна. С тех пор, по его словам, он не мог
спокойно смотреть на картины, размещенные в выставочных галереях.
«ВЕНЕРА С ЗЕРКАЛОМ»: ЗАВИСТЬ – ПЛОХОЕ ЧУВСТВО!
Третьей женщиной, запечатленной великим живописцем, чье
изображение пострадало от рук вандала, стала «Венера с зеркалом» кисти Диего
Веласкеса, размещенная в Лондонской национальной галерее.
Нападение было совершенно в 1914 году с особой
жестокостью. В качестве средства расправы психически ненормальная Мэри
Ричардсон выбрала топор для разделки мяса. До того, как женщину остановили,
она успела нанести семь ударов топором по легендарному полотну. При этом
если мужчины-вандалы, как правило, руководствуются в своих поступках
одним-единственным мотивом, то Мэри Ричардсон впоследствии назвала сразу три
причины своего странного шага.
Во-первых, своими действиями Ричардсон протестовала
против дискриминации женщин.
Во-вторых, ей необходимо было привлечь внимание
общественности к аресту миссис Панхрест, известной в начале прошлого века
британской политической деятельницы.
В-третьих, женщина заявила, что ее ужасно раздражает
тот факт, что на обнаженную Венеру ежедневно пялятся мужчины.
Иначе как женской завистью данные слова назвать сложно.
Ревнительницу женской красоты осудили на шесть месяцев тюрьмы.
«ДАНАЯ»: ЖЕРТВА ПОЛИТИКИ
Вообще надо отметить, что знаменитые портреты женщин
больше других картин не дают покоя психически неадекватным осквернителям
искусства.
Одним из самых известных случае вандализма стало
происшествие 1985 года, когда житель Каунаса Бронюс Майгис пытался
уничтожить «Данаю» Рембрандта, размещенную в Эрмитаже. Злоумышленник сначала
дважды ударил по полотну ножом, а затем облил его серной кислотой, погубив
27% картины. Для восстановления мирового шедевра реставраторам потребовалось
12 лет работы.
В качестве мотива своего поступка вандал назвал
политические убеждения и тут же был отправлен в психиатрическую клинику. При
этом необходимо отметить, что Рембрандт является тем художником, на чьи
полотна покушаются чаще других.
Самой многострадальной в этом отношении является
картина «Ночной дозор», выставленная для обозрения в Государственном музее
Амстердама. В 1911 году картину порезал ножом психически больной кок с
одного из судов, стоящих в местном порту.
Спустя несколько десятилетий, в 1975 году, якобы по
ментальному приказу самого Иисуса Христа по полотну ударил ножом
неадекватный мужчина.
Но самый серьезный удар «Ночной дозор» получил в 1990
году, когда его облили серной кислотой. Самое удивительное, что после всех
злоключений картину восстановили, хотя следы покушений видны до сих пор.
Подготовил Дмитрий Соколов,
|