КОГО Я ВСТРЕТИЛ В КОЛОНИИ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Виктор Бендеров — петербургский художник, иконописец. Уже
17 лет он посещает Колпинскую колонию для несовершеннолетних. Там, в
художественной студии при храме, он занимается с детьми рисунком, музыкой,
ставит спектакли. А еще — много разговаривает с ними. О жизни, искусстве, Боге.
Виктор Константинович рассказал «Фоме» о детях, которых встретил в колонии, и о
тех, которые уже после освобождения приходят к нему, чтобы поделиться своей
радостью или болью.
Наш друг — Николай Васильевич Гоголь
Удивительную мысль мы с ребятами нашли у Гоголя. Он как бы
мимоходом пишет Аксакову: «У меня не существует разлуки… И по этой же причине
никто из моих друзей не может умереть, потому что он вечно живет со мной». Это
гоголевское выражение — одно из ярчайших свидетельств о победе над смертью. И
тем радостней после этого слышать, когда один из моих новых друзей, Дима,
говорит: «Мой дедушка умер, когда мне был один годик, а я чувствую, что он
сейчас со мной!»
А какое счастье слышать от Жени: «Мой папа, Царство ему
Небесное, предстал Богу, когда мне было 7 лет». Не «умер», не «скончался»!
Предстал Богу! Женечка ясно помнит время, когда он лежал между папой и мамой и
они читали Андерсена. И теперь мы встретились в этой колонии для того, чтобы он
понял радость и счастье жить со Христом, совоскрешать со Христом своего папочку
— для кого-то «умершего».
Сергей Владимирович
А вот одна из наших «легенд» — Сережа (теперь Сергей
Владимирович). Закончил институт, инженер. Прихожанин нашего храма святой
Анастасии Узорешительницы в Петербурге, на Васильевском острове. Отец четверых
детей. Мой близкий друг. Я счастлив, что имею честь быть крестным его сына и
даже племянника. Семнадцать лет назад он пришел к нам в студию, не будучи (мягко
говоря) особенно искушенным в тонкостях духовной жизни.
Начали с простейшего. Сначала он нарисовал… уточку. У нас
установка: каждый выбирает себе планку по силам. Начали рисовать пастелью на
цветной бумаге. Но уточка уточкой, а я тогда уже вовсю писал иконы и, конечно,
не мог об этом не говорить, причем с упоением.
Я никогда не «задавал» никому писать икону, но не считаю
себя вправе запрещать, если кто-то чувствует вдохновение и внутренний призыв к
этому. Сережа, например, нарисовал пастелью несколько фрагментов икон. Это были
лики Спасителя и Богородицы. Вспоминая их сейчас, вижу их очень убедительными и
выразительными, тем более что человек рисовал их, не имея особой технической
подготовки. Но вдохновение и решимость его были поразительными. И, конечно, то,
что он пережил, предстоя ликам святых, неоценимо.
А для меня бесценно видеть его с детьми и с женой. Вот
человек, который с Божьей помощью «сделал себя» и продолжает совершенствовать
эту икону своей души. Помимо творчества по устроению себя и своей семьи, Сережа
активно общается, дружит (не хочется говорить «занимается воспитанием») с нашей
молодежью — прихожанами нашего храма святой Анастасии и их друзьями. Ездит с
ними в походы, организует всевозможные праздники и активно в них участвует. И
конечно, у него всем (и мне в первую очередь) есть чему поучиться.
Мы вместе 17 лет, много пережито, мы молились и молимся о
наших близких, хоронили (от слова «сохранить») некоторых из них, дружили и
дружим семьями. Название нашей студии при храме в колонии — «Вифлеем». Это
символично. Христос рождается там, где не подобает родиться человеку. Но
рождается.
Сережа переехал сначала из Волхова в Петербург, а последний
переезд совершил «на Ваську» — наш храм святой Анастасии находится на
Васильевском острове, и он с семьей теперь живет в 10 минутах от нас. Мудрый,
деловой человек — что тут еще скажешь!
Есть у нас еще один друг, Валера. Он дважды побывал в
Колпинской колонии, а потом «отдыхал» еще и в «Обухово», во «взрослой». Когда я
познакомил их с Сережей, Валера был потрясен: «Я первый раз увидел человека,
который исправился!»
Они действительно ходят, эти наши друзья — Валеры, Леши,
Саши, — как Диоген, с фонарем в руке, ища человека. Настоящего человека.
Действительно, человек может измениться, только если
«увидит свет вечной жизни на лице другого человека».
Мишенька
Мишенька, — наш юный 17-летний друг поведал нам: «То, что
Рождество — это Рождество Христово, я узнал только в тюрьме. Хотя праздновал,
веселился — как умел — и кушал тортики».
Это удивительно! Почему человеку, живущему не в Занзибаре,
не «в Калахари и в Сахаре» — в России (!), нужно сесть в тюрьму, чтобы узнать о
Рождестве Христовом?
Не все так уж особенно стремились рисовать в нашей колонии.
Володе больше хотелось играть на гитаре. Он ждал меня у двери храма с двумя
настроенными инструментами. Пока все разбирали краски и усаживались рисовать, мы
«услаждали» слух живописцев скромным дуэтом. В нашем репертуаре было
единственное произведение: «Прогулки по воде» Вячеслава Бутусова.
Причем Володя играл более сложную партию соло, а мне он мог
доверить только партию ритм-гитары. Я просто перебирал аккорды, как умел. Мы оба
были счастливы. Я и теперь счастлив и умножаю свое счастье, а вот Володя — не
знаю. Через полгода после освобождения он пришел ко мне в мастерскую и сказал:
— Знаешь, я эти полгода делал что хотел. Но лучшее в моей
жизни — это наши встречи в храме.
Больше он не приходил. А мне вспоминаются слова Высоцкого:
«Крутые скользкие края имеет эта колея». Среда, в которую выходят наши друзья,
эта «колея», так просто не отпускает… Впрочем, я это все воспринимаю
по-гоголевски и уверен, что Володя никогда наши встречи не забудет.
А эту песню, кстати, мы теперь поем под гитару, и она самая
любимая в нашей компании. Мы только отредактировали ее немножко. Это просто
необходимо было! Надеемся, что автор не будет на нас в обиде. Я лично был бы
доволен, если бы доработали мое произведение. У нас Спаситель не топает «по
водной глади ногой» и не обзывает Андрея «дураком» — это совершенно не в Его
духе. После слов апостола: «Объясни дураку!» музыка останавливается, и солист
(всегда с огромным удовольствием) говорит: «Улыбнулся Спаситель и нежно сказал:
«Ты, Андрюша, пока не все понимаешь, но потом обязательно поймешь!» И все вместе
и под гитару дважды поем припев: «Видишь, там, на горе…»
Другой Сережа
Этот Сережа нашел мои координаты через 10 лет после выхода
из нашей колонии. Потом была еще «взрослая колония», какая-то история с
наркотиками… Теперь он инвалид. Ездит в коляске. Живет в Ленобласти в инвалидном
доме. Регулярно созваниваемся.
«Нас было 20 таких молодцов, как я, — говорит он. — В живых
остался я один. Кто повесился, кто умер от передозировки…»
Вокруг Сережи сейчас в основном пожилые люди. Он среди них
как апостол. Кому нужно пригласить батюшку, кого готовить ко крещению, кому
посоветовать какое-то чтение — этим занимается Сережа. Недавно он ездил в
Петербург на обследование. Звонит мне: «Может так случиться, что меня вылечат, а
я не знаю, хорошо ли это? Смогу ли я здоровый так молиться?»
Сережа с благодарностью вспоминает:
«С какой любовью батюшка служил литургию в колонии!» И
вообще все вспоминают его, всех волонтеров, особенно Надежду Николаевну,
куратора нашей программы. Она — всем мама. Блины на Масленицу, подарки на
праздники, одежда к выходу «на волю», забота о трудоустройстве освободившихся —
все это «ее рук дело».
Второй наш священник — тоже о. Александр, Панкратов,
естественно, тоже всем памятен. Он у нас крестит. Исповедует тоже с огромной
любовью и радостью. А ведь это первостепенно важно — с каким лицом тебя ждет
священник к исповеди. Тем более что здесь исповедуют вещи неординарные. Это его
формула: «Не надо отождествлять этих ребят и их преступления».
Платон
Наш общий с Сережей друг — Платон — уже предстал Богу.
Цыган, певший в электричках (когда все нормальные дети сидят за партами). Так он
и вырос — научился петь, но не научился писать. Как-то я его прошу: «Напиши свои
размышления на такую-то тему, если не трудно. Ребятам будет интересно». А мы в
ту пору уже не только живописью занимались. Многие писали стихи, и уже один
спектакль поставили в клубе.
Через некоторое время Платон приносит листок, исписанный
очень аккуратными и мелкими буквами. «Мама! — говорю. — Какой почерк-то у тебя
красивый!» Вижу замешательство на лице. Между нами не принято врать. Выясняется,
что это под его диктовку написал другой. Вот так он писал — как святой апостол
Иоанн Богослов, диктующий своему ученику Прохору. Сережа вспоминает, что в какую
бы компанию Платон ни заходил, все менялись — авторитетные, неавторитетные —
все. Чувствовали, что пришел человек другого духа.
Когда он нарисовал пастелью икону Серафима Саровского, я
изумился: пропорции головы к туловищу — 1 к 5. Огромная голова и маленькие
ручки. Так рисуют пятилетние дети. Я тогда подумал: «Боже, какой же ты ребенок!»
«Досиживал» Платон во «взрослой» колонии в Металлострое.
Был старостой храма. Пел в ансамбле. Много всего претерпел там этот «ребенок»,
видавший виды и опытный в решении тюремных «вопросов». Вышел, пригласил меня в
гости, приготовил макароны, накормил ужином. Тогда он снимал комнату. Но долго
снимать жилье он не мог — не на что было. Потом жил при соседнем храме.
Сидел однажды с нами на спевке хора, размышлял, не
присоединиться ли к нам. Гуляли с ним по набережной Невы. Подходим к стрелке
Васильевского острова — показался шпиль Петропавловского собора. Он восклицает
изумленно: «Это что такое? Консерватория?!» Платоша наш мечтал учиться музыке.
А потом неожиданно для всех нас у него случился сердечный
приступ. Мне он напоминал всегда мальчика из рассказа Достоевского, которого
Христос взял к себе «на елку». И чуть ли не в этот же день незнакомая мне
женщина заказала для какого-то своего племянника икону мученика Платона.
Удивительно. Не такое уж и распространенное имя.
Юлий
Еще одна наша живая легенда — Юлий. Родители Юлия, люди
эстетически утонченные, имя сыночку подобрали необычное. Папа учился некогда в
Мухинском училище (Санкт-Петербургская государственная
художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица с 1953 по 1994 год
именовалась Ленинградским высшим художественно-промышленным училищем имени
В. И. Мухиной. — Ред.). С Юлием мы познакомились в карантине. Это место, куда
прибывает человек из следственного изолятора. А еще есть «строгие условия»,
дисциплинарный изолятор (ДИЗО). Как говорил Николай Семенович Лесков, «для
нашего брата здесь обители многи суть».
В это время в храме был ремонт, и я предавался свободным
путешествиям по этим «тихим обителям».
Юлий здесь был один. Нам повезло. Мы могли говорить сколько
угодно, и никто нас не отвлекал. Это было началом нашей дружбы. Теперь он уже
около четырех лет живет в Москве, работает, присматривается, куда бы поступить
учиться (рассматривает и семинарию как возможное место учебы), служит
псаломщиком в храме, рисует очень чистые и глубокие, исполненные радости
картинки и несколько раз в году приезжает в Петербург.
Мы постоянно на связи — в Сети, созваниваемся. Немного
людей, с которыми на такой глубине, как с ним, мы можем обсудить различные
острые вопросы. Вот сегодня он прислал мне автопортрет Ван Гога и его изречение:
«Христос — единственный из философов, магов и т. д., кто утверждал как главную
истину вечность жизни, бесконечность времени, небытие смерти, ясность духа и
самопожертвование как необходимое условие и оправдание существования. Он прожил
чистую жизнь и был величайшим из художников, ибо пренебрег и мрамором, и глиной,
и краской, а работал над живой плотью и духом».
Однажды он зашел ко мне со своим другом, московским
иконописцем, у которого он учился и был подмастерьем. Николай этот чувствует
себя в церкви как рыба в воде.
Юлий еще в колонии «заглатывал» книгу за книгой —
Евангелие, Деяния и Послания апостолов, Псалтирь в маленькой книжечке были у
него в нагрудном кармане. Наша встреча всегда начиналась с его вопросов. Он
просто бурлил ими. Остальные затаив дыхание слушали наши обсуждения. Есть и
сотрудники, которые вдохновлялись беседами с ним, а теперь вдохновляются
воспоминаниями о нем. И постоянно интересуются его жизнью.
Однажды ему удалось приехать к нам в колонию из Москвы.
Перед входом он неожиданно для меня достал из рюкзака подрясник, который ему
благословили носить в храме, и зашел в учреждение в таком облачении. Сотрудники,
знавшие его еще воспитанником, были потрясены.
О «ребятишках» наших и говорить нечего. Была устроена
встреча. Наш друг, по-настоящему освободившийся, рассказывал и отвечал на
вопросы. Сейчас уже нет таких в колонии, но год назад еще были «видевшие самого
Юлия». И даже на них — «видевших» — смотрели с огромным уважением.
Теперь он сам с улыбкой вспоминает об этом своем подряснике
и считает, что «погорячился». В следующий раз планирует посетить нас в
«гражданском».
Удивительный эпизод его жизни рассказала мне его мама.
Когда он пришел после освобождения в московский собор и попросился читать на
службе, ему сначала отказали: «Сейчас люди не требуются». Но он сказал: «Не
уйду, пока не возьмете».
Елена КУРШУК
|