КАК ЖИВУТ ЛЮДИ В ДЕРЕВНЕ БУДУЩЕГО?
Когда жить в городе уже не в кайф, но и в деревню ехать не
хочется, приходится пробиваться сквозь измерения и улетать куда-то совсем
далеко. Например, за 50 километров от Минска, где как раз есть такое далекое от
наших реалий местечко. Там все не такие, как везде. Там все вверх дном, кувырком
и поперек. Там не город и не деревня — что-то третье, пока не слишком понятное.
Залетному горожанину непросто проникнуться этим местом, но попробовать все же
можно: как-никак, побывать в параллельном мире удается нечасто.
Кольцо из холмов, лесов и полей. Больших деревень рядом
нет, машин не слышно, хотя дорога почищена. От знака «Петрусовщина» редким
пульсом пробиваются ухоженные дома. Постройки не деревенские, но и не золотые
пристоличные дворцы — простые аккуратные домишки.
К дороге выходит высокий человек с прической Курта Кобейна
и ухоженной бородой, в теплых валенках и шапке с помпоном.
— Сейчас расскажу, как секс, наркотики и рок-н-ролл
превратились в тихую деревенскую жизнь, вегетарианство и любовь к природе. Вот
такие метаморфозы. Но я нормальный! Хотя раньше и сам бы сумасшедшим назвал, —
Владимир бодро шагает по поселку с прилипшим к ноге котом и рассказывает о
здешней жизни.
В Росы он переселился около пяти лет назад. Кроме него,
круглый год здесь обитает еще семей двадцать. Это самое крупное в Беларуси
поселение родовых поместий, созданное на окраине Налибокской пущи.
Сегодня подобных мест довольно много в стране. В некоторых
люди живут круглый год, другие только-только организовываются и оживают
исключительно в теплый сезон. В целом ничего сверхъестественного здесь не
увидишь, разве что народ в таких местах живет совершенно другими ценностями.
Сложно сказать наверняка, что объединяет этих людей. Одни
говорят, что единственное условие проживания в поселениях родовых поместий — это
любовь к природной чистоте. Другие убеждены: селятся здесь исключительно
последователи неоднозначного течения или просто секты, название которой мы
оглашать не станем. Один из местных жителей, Егор, попытался разубедить нас в
правдивости последней теории.
— Своеобразные люди действительно селятся в родовых
поместьях, несколько человек есть и в нашем поселении, но такие далеко не все!
Мы и сами крайне осторожны с ними и стараемся контактировать только по мере
крайней необходимости. Мы давно пытаемся донести, что в основной массе здесь
живут совершенно нормальные ребята с правильными ценностями. Надеюсь, со
временем этот стереотип уйдет, — рассказывал мужчина в телефонном разговоре.
Первое в Молдове эко-поселение Родовых Поместий
"Счастливое"
Того же мнения придерживается и наш провожатый Владимир. Он
уверяет, что объединяют их исключительно свободолюбие и желание хорошо жить.
— Многие не понимают, как молодые здоровые ребята могут
сидеть в деревнях, когда вся жизнь — в городе. Нас называют помешавшимися,
сектантами, вот только объяснить свои слова не могут. Если ты упарываешься
наркотой и бухаешь круглыми сутками — ты обычный парень, а вот если от мяса
отказываешься и пытаешься жить в окружении природы — сектант? Мне так не
кажется.
На самом деле здесь живут очень разные люди, у нас не все
вегетарианцы и сыроеды. Кто-то и мясо ест, и выпить может, кто-то дом из глины и
соломы строит, а кто-то просто на рынке стройматериалы покупает. Для нас все это
не важно, у каждого своя жизнь.
Вероятно, правда где-то посередине. Кто-то из местных верит
в мистическую дамочку, разгуливающую голышом по тайге в поисках волшебных
деревьев и чудодейственных трав, другие просто ищут здоровой обстановки для себя
и своих детей. Во всяком случае, ничего необычного в поведении встречавшихся
здесь людей нами замечено не было.
На перекрестке видим несколько автомобилей и с десяток
людей в спортивной одежде.
— У нас все ребята активные, все чем-то занимаются: кто-то
работает удаленно (интернет выручает), кто-то ремеслом промышляет, кто-то
свадьбы и корпоративы ведет, а некоторые каждый день на работу в Минск ездят.
Это, конечно, тяжеловато, но на природе быстро восстанавливаешься, главное,
домой доползти.
Дети у нас воспитанные, мы с ними занимаемся, учим
английский. Каждое утро автобус отвозит их в школу, а потом привозит обратно. Мы
давно мечтаем свою школу построить, но пока это только планы.
Владимир ведет по поселку и рассказывает о здешних домах и
их обитателях. Многие коттеджи построены из соломенных блоков, сруба и других
экоматериалов.
Есть в поселке даже полноценный саманный дом, возведенный
по древней технологии из соломы и глины. Правда, снаружи он выглядит совершенно
привычно: увидеть всю прелесть необычного для Беларуси строения не позволяет
деревянная обшивка.
— Я думаю, когда-нибудь так будет выглядеть каждая
белорусская деревня, и это здорово. Пока жить в обычном селе совершенно
некомфортно. Там не оставишь открытой дверь, потому что местные алкаши тут же
вынесут все, что не прибито к полу. Там не позволишь себе большой участок, не
поселишься рядом с такими же инициативными людьми, близкими по духу. Наверное,
наше поселение — это и есть деревня будущего, которая должна послужить примером
другим.
Раньше Владимир жил в обычной минской квартире, потом
переехал в собственный дом в Колодищах, а когда и его стало не хватать, вырвался
еще дальше от города. Он уверен, что жизнь в коттедже за МКАД мало чем
отличается от страданий в панельке: все равно стесняет.
Сейчас Владимиру 44 года. Если бы он был военным, через год
ушел бы на заслуженный отдых. Вот как, оказывается, может выглядеть человек
предпенсионного возраста:
Резкую смену образа жизни мужчина объясняет просто:
приходил конец.
— К 29 годам у меня начались серьезные проблемы со
здоровьем: мотор реально начал останавливаться. Молодость была чересчур бурной:
мотоциклы, бухло, наркотики и рок-н-ролл. Мы начинали пить в четверг и кое-как
отходили только к воскресенью. И так каждую неделю. Однажды мы по пьяни в прямом
смысле добрались до Кипра без копейки в кармане. Как, зачем и почему, помню
смутно. Тогда я понял, что пора прекращать и как-то менять свою жизнь: она уже
не приносила каких-то новых эмоций. Все просто шло по кругу.
Владимир бросил пить и курить, потом отказался от мяса.
Затянуло. Два последних месяца он практикует сыроедение и говорит, что всем
доволен. Здорового образа жизни он придерживается уже 15 лет.
Свой дом он тоже постарался построить из экологичных
материалов. Все делал сам — от чертежа до внутренней отделки. За много лет
ремонта и строительства Владимир здорово прокачался и стал консультировать людей
по вопросам возведения и ремонта коттеджей, а недавно завел YouTube-канал, где
рассказывает 30-тысячной аудитории о тонкостях строительных работ.
Собственный коттедж мужчина называет «домом на печи» и
считает, что такой тип постройки — наиболее оптимальный для наших краев. Суть
крайне проста: в центре помещения устанавливается дровяная печь, а уже вокруг
нее проектируется постройка. Идем смотреть.
Снаружи домик выглядит аккуратно и уютно. Во дворе порядок,
растут кусты и деревья, выкопан небольшой пруд.
— Это обычный каркасно-щитовой дом, утепленный каменной
ватой, зашитый OSB-плитой и оштукатуренный (понимаю, что материалы не самые
экологичные, но так случилось). Лет пять назад потратил на него где-то $35 000,
но сейчас цены совершенно другие, сложно сопоставить. Участок мы взяли через
аукцион, кажется, за $1500. Тогда свободных земель еще хватало, это сейчас уже
почти все застроено.
Перед тем как начать работы, мы ставили баню размером
примерно 7×7 метров. Знакомый печник сложил нам дровяную печь — тогда я и понял,
что вполне можно отапливать помещение всего одной печкой, если все сделать по
уму.
Внутри дом выглядит так же респектабельно, как и снаружи:
панорамные окна, потолки высотой 4,5 метра, деревянные полы и аккуратная
отделка. В центре гостиной-студии стоит огромная печь — гордость Владимира. Со
слов мужчины, топит он ее всего один раз в день и только дровами — этого вполне
хватает.
По краям гостиной — две небольшие спаленки, на втором этаже
— крохотная игровая комната для детей. В доме площадью 90 квадратных метров есть
все удобства. Вода подогревается от печи: внутри установлен металлический бак,
температура в котором постоянно поддерживается благодаря регулярной протопке.
— Я уже много лет думаю над тем, как мы можем вернуть
глубинную белорусскую жизнь, и прихожу к выводу, что нужно стараться
использовать только то, что есть в стране. Нет в Беларуси газа — значит, и
газовый котел лучше не ставить, использовать только древесину и электричество.
Свой дом я именно так и строил. Нет возможности протопить печь — включу
электроконвекторы и буду заниматься своими делами, никаких проблем.
Надо как-то развивать эту мысль и стараться менять деревню.
Я уверен, что однажды мы сможем прийти к тому, что село перестанет
ассоциироваться с чем-то нехорошим.
Раньше я был одним из тех сумасшедших, убеждающих всех
вокруг, что только я живу правильно и все просто обязаны последовать моему
примеру. На этом фоне у нас было много конфликтов с первой женой, которую я
постоянно пытался привести к своему образу жизни. Я только потом понял, что это
большая ошибка. Захотят мои дети жить по-другому — их право, я ни слова не
скажу. Захотят — уедут навсегда в город, а решат вернуться — пожалуйста. Все же
каждый должен сам решать, как ему строить свое будущее.
|