В ЭТОЙ ШКОЛЕ ИМ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ДОМА
Здесь много уроков труда и красная икра на обед. Сейчас мы
узнаем, как учатся и живут воспитанники Минской вспомогательной
школы-интерната.
Школа-интернат № 7 расположена
на улице Семашко. Уникальное для столицы учреждение специального образования
некогда соседствовало с домами частного сектора, которые снесли. Скоро тут
вырастет новый и современный жилой комплекс «Санкт-Петербургский квартал».
Территория учреждения довольно просторная. Здесь растут ивы, установлены уличные
тренажерные комплексы, много лавочек и прогулочных дорожек, как в санатории.
Школа-интернат появилась в 1986-м. Нынешний директор
Наталья Котова назначена на должность в апреле 2018-го. И первым делом принялась
за ремонт образовательного комплекса, обновление его материально-технической
базы. Казалось бы, прошло полгода, а здание не узнать. Спортзал и фойе, как в
современной школе, цвета стен рекреаций подобраны со вкусом. В библиотеке —
камин и мультимедийный комплекс. Есть теперь и игровая комната.
Наталья Владимировна обижается, когда люди по незнанию
называют учреждение интернатом.
— Мы школа-интернат. В начале названия указано слово
«школа». В первую очередь мы оказываем детям полноценные образовательные услуги.
Далее воспитываем ребят, жизнеустраиваем, формируем необходимые бытовые и
социальные навыки. Кроме того, продолжаем поддерживать и помогать им, когда они
оканчивают наше учреждение образования, — говорит Наталья Владимировна. — И нас
не нужно жалеть. Мы открыты к общению, хотим, чтобы общество нас принимало.
В школе-интернате 98 воспитанников 6-18 лет. Это ребята с
особенностями психофизического развития, обучающиеся по программе для детей с
легкой, умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Ко всему прочему
у большинства медицинские карты неимоверной толщины — много сопутствующих
хронических заболеваний. И у каждого помимо непростого диагноза своя сложная
семейная история. В школе работают два отделения. Первое — для воспитанников с
легкой степенью интеллектуальной недостаточности, второе — для более сложных
деток. Здесь они учатся до 10-го класса. Школа-интернат для них второй дом,
находятся в нем 24 часа в сутки. По выходным некоторых ребят забирают
родственники, патронатные родители. Педагоги посещают с воспитанниками
спортивные центры, бассейн, ходят на экскурсии.
Когда к ребятам приходят в гости, они со всеми здороваются
своим привычным способом — обнимаются. Все разные — с модными стрижками, в
стильных нарядах. Интересуюсь, как они формируют свой гардероб, и тут же
невольно краснею, понимая, что мои вопросы для педагогов могут показаться
наивными.
— Одежду и обувь закупаем централизованно. Вместе с
кастеляншей, которая знает размеры всех детей, выезжаем на склады. Подбираем
обновки с учетом пожеланий воспитанников. Заметьте, все одеты современно. На
уроки они приходят в костюмах делового стиля, а для повседневной носки выбирают
джинсы, кроссовки, модные курточки, — рассказывает директор. — У учреждения есть
партнеры, которые оказывают спонсорскую помощь. К нам приходят учащиеся колледжа
сферы обслуживания — делают девочкам маникюр и прически на праздники.
Образовательный процесс несколько отличается от учебы в
обычной школе. Первое, что бросается в глаза, — оборудование классных кабинетов.
Все продумано до мелочей. Помимо ученической мебели, стендов, дидактических
материалов для педагога есть уголок для отдыха ребят с телевизором и мягким
инвентарем.
— Большинство наших детей принимают медицинские препараты.
Для некоторых высидеть 45 минут урока — настоящий подвиг, — объясняет директор.
— В любой момент они могут прилечь на диван, отдохнуть, если чувствуют себя
неважно.
Заходим в кабинет к четвероклассникам. Нас встречают
веселые и говорливые мальчишки. У них каникулы.
— Ай-яй, разве можно с полным ртом здороваться! — с улыбкой
пожурила директор малыша, который одной рукой пытался обнять гостью, а другой
держал булочку. — Детей не надо жалеть, их нужно понимать, разговаривать с ними.
Они приходят ко мне в кабинет, делятся проблемами, радостями.
По дороге в спортзал обращаем внимание на стеллаж с кубками
и наградами. За каждой победой воспитанника — неимоверный труд учителя.
— Мы, как и в любой другой школе, учим детей побеждать,
преодолевать трудности, быть успешными, — поясняет директор.
У ребят в расписании привычные математика, русский язык,
история… Но есть предметы, которым в массовой школе не учат. Например,
социально-бытовая ориентировка. Занятия проходят в помещении, стилизованном под
настоящую квартиру. Там есть ванная, санузел, кухня. Дети учатся готовить,
прибирать, обращаться с кухонным оборудованием.
— Готовим их к самостоятельной жизни, — рассказывает
педагог Анна Казаченко. — Объясняем, как можно вызвать такси, оплатить
коммунальные услуги, подготовить документы для трудоустройства. Ходим вместе в
магазин, чтобы они понимали, как рассчитываться за продукты.
В 9-м классе ребята проходят медико-реабилитационную
экспертную комиссию. В результате они получают список специальностей, по которым
могут продолжить обучение в учреждениях профессионально-технического
образования. Чаще всего это рабочий зеленого строительства, маляр-штукатур,
швея, обувщик.
Юлия Бурдо
|