ХРИСТОС ВОСКРЕС! - ВОИСТИНУ ВОСКРЕС!
Воскресение Христа — центральное событие всей Священной истории. О нем
повествуют все четыре евангелиста. Христос был распят и умер на Кресте за грехи
всех людей — живших когда-либо от сотворения мира и тех, кто когда-либо будет
жить. Праведные Иосиф Аримафейский и Никодим — тайные ученики Христа — сняли с
Креста Его тело, положили в высеченный в скале гроб и, закрыв вход в пещеру
камнем, ушли, т. к. уже начиналась суббота, праздник иудейской пасхи.
Рано утром на следующий день после субботы женщины — ученицы Спасителя — пришли
к пещере, чтобы по традиции помазать тело Иисуса специальными погребальными
благовониями — миром. Они увидели, что тяжелый камень, закрывавший вход в
пещеру, отодвинут в сторону, а во гробе никого нет: они нашли там только пустые
погребальные пелены и платок, закрывавший лицо Христа. На выходе из пещеры
мироносиц встретил ангел, возвестивший им, что Христос воскрес!
Икона праздника:
На иконе Воскресения Христос выводит из бездны ада первых людей — Адама и Еву, а
вместе с ними и всех ветхозаветных праведников.
Пасха икона
В руке Спаситель держит Крест — как знамя победы,
отворившее двери ада для всех, кто захочет последовать за Ним.
Разрушение ада символизируют сломанные врата и замки под ногами Христа. Как
поется в пасхальном каноне преподобного Иоанна Дамаскина:
«Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи* вечныя, содержащия
связанныя, Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба».
Смерть пришла в мир через грехопадение первых людей.
Адам и Ева нарушили заповедь, данную Творцом, и были изгнаны из рая.
Непослушание прародителей обрекло на смерть всех их потомков.
Но люди не остались без надежды на возвращение. Бог обещал им, что смерть будет
побеждена. С тех пор все праведники жили ожиданием пришествия в мир Спасителя.
Пасха (древнеевр. «Прохождение мимо») — праздник, учрежденный в память
избавления иудейских первенцев от смерти в день бегства народа избранного из
плена египетского. В тот день иудеи закололи и съели ягненка, а его кровью
помазали косяки дверей своих домов. Ангел Господень, убивающий всех первенцев
земли египетской, прошел мимо их жилищ, не причинив им никакого вреда.
Пасхальный агнец — символ Христа. Как иудеи, избавленные от смерти кровью
невинного ягненка, бежали из плодородной, но убивающей их народ страны, так и
христиане получают избавление от смерти Кровью Спасителя.
Христос победил смерть Своею смертью и Воскресением.
До пришествия Спасителя двери рая были закрыты: все люди — и грешники, и
праведники — после смерти попадали в преисподнюю. Но когда безгрешный Бог принял
на себя смерть и спустился во ад, ад не смог его удержать. Христос вывел оттуда
всех праведников и раз и навсегда открыл двери для всех, кто захочет последовать
за Ним.
«Пятое Евангелие» — так называют Туринскую плащаницу
(погребальные пелены Христа). На ней, как на негативном отпечатке, отобразились
Тело и Лик Христа в момент Воскресения. На ткани видны раны от гвоздей, шипов
тернового венца, следы плети и рана от копья.
Мы празднуем Пасху каждую неделю: каждый 7-й день недели посвящен Воскресению
Христа из мертвых.
Пасха — самый первый христианский праздник.
В Деяниях апостолов мы читаем о том, что христиане собирались вместе
(по-гречески — «в Церковь») в первый день после субботы (то есть — в
воскресенье) для благодарения и преломления хлеба — совершения Евхаристии.
Евхаристия — таинство Церкви.
Каждый, кто исповедует Христа Богом, может приобщиться к воскресшему Спасителю,
буквально стать Его частью. Это происходит в таинстве Причастия, через вкушение
Его Тела и Крови. Христос победил смерть, но присоединиться к Его победе —
добровольный выбор каждого человека.
Богослужение Пасхи — самое торжественное.
Почти все молитвы поются, а сам праздник заканчивается только через неделю, в
день, посвященный уверению апостола Фомы.
В пасхальную ночь Евангелие читают на разных языках, ведь Воскресение Христа
касается всех людей, где бы и когда бы они ни жили.
Ночной пасхальный крестный ход — древняя византийская традиция.
В то время крещение новых христиан совершалось два раза в год: в Великую Субботу
— перед пасхальной литургией и в сочельник праздника Рождества (точнее,
Богоявления: Крещение и Рождество праздновались в один день). Подготовка к
крещению (оглашение) проходила в течение всего Великого поста. Само таинство
совершалось в специальном крестильном храме. Из него новокрещеные торжественно,
с зажженными свечами в руках шли в белых крестильных рубашках в собор святой
Софии.
Празднование Пасхи продолжается 40 дней до момента Вознесения Христа на небо.
Всё
это время в Церкви звучит торжественный пасхальный канон — творение преподобного
Иоанна Дамаскина, а многие молитвы заменяются на пение тропаря праздника:
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот
даровав!»
«Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» — приветствуют друг друга христиане
в течение всего времени празднования Пасхи. Традиция христосования основывается
на событиях, описанных в Евангелии, когда жены-мироносицы пришли к апостолам с
известием о воскресении Христа.
Традиция красить яйца на Пасху основана на легенде:
святая Мария Магдалина пришла с проповедью о воскресении Христа к императору
Тиберию, а чтобы не входить к нему с пустыми руками, принесла в подарок куриное
яйцо. Император сказал ей, что легче этому яйцу стать из белого красным, чем
поверить таким небылицам. И яйцо в его руках сделалось красным.
|