21 АПРЕЛЯ ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ
Это двунадесятый праздник, который совершается в шестое воскресенье Великого
поста и установлен в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим.
Праздник этот переходящий, то есть дата его каждый год меняется и зависит от
Пасхи. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица — последняя и самая
важная часть Великого поста.
Торжественному входу Господа в Иерусалим предшествовало чудо воскрешения Лазаря
из Вифании. Трогательный рассказ об этом событии мы находим в Евангелии от
Иоанна. Когда Лазарь заболел, его сестры Марфа и Мария тотчас же послали сказать
об этом Спасителю. Лазарь вскоре умер и был похоронен, и только спустя четыре
дня Господь пришел в Вифанию. «Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат
мой!», — сказала Марфа. Спаситель ответил, что Лазарь воскреснет, и пошел к
пещере, где тот был похоронен. Когда отвалили камень, Господь помолился, и затем
громким голосом воззвал: «Лазарь, иди вон!» И опутанный погребальными пеленами
Лазарь вышел из гроба, в котором пролежал четыре дня.
Господь и раньше воскрешал умерших, вскоре после смерти. Но это чудо особенно
потрясло всех присутствовавших, ведь от умершего уже исходил запах тления, он
был погребен и несколько дней пролежал во гробе. Многие, видевшие и слышавшие об
этом событии, уверовали во Христа.
Когда на следующий день Спаситель вошел в Иерусалим, где перед праздником
ветхозаветной Пасхи собралось множество паломников, Его встречали как
победителя. Книжники и первосвященники, искавшие малейшего повода, чтобы убить
Исуса Христа, хотели умертвить и воскрешенного. Лазарь скрылся и впоследствии
был первым епископом Кипра. Он прожил еще 30 лет.
Вход Господа в Иерусалим, его торжественную встречу описывают все четыре
Евангелиста. Ученики по повелению Господа привели к нему ослицу и молодого осла,
на которого постелили свои одежды, и Он сел поверх них. Множество народа,
узнавшего о великом чуде, встречали Спасителя: постилали на дорогу свою одежду,
другие клали срезанные ветви. Сопутствующие и встречающие громко восклицали:
Осанна Сыну Давыдову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!
Ослица и молодой осел, еще не ходивший под седлом, символизировали ветхозаветный
Израиль и язычников, которые также уверовали во Христа. Евангелисты обращают
внимание, что Исус Христос, как Сын Давыдов, въезжает в Иерусалим на молодом
осле, как и Давыд после победы над Голиафом.
Народ встречал Христа как победителя и триумфатора, но Господь шел в Иерусалим
не для земной власти, не для того, чтобы освободить евреев от власти
захватчиков-римлян. Он шел на страдания и крестную смерть. С Вербного
воскресенья начинается Страстная седмица. Пройдет всего несколько дней, и вновь
соберется множество народа. Но на сей раз толпа будет кричать: «Распни, распни
Его!»
История праздника
Праздник Входа Господня в Иерусалим известен с первых веков христианства. Уже в
III веке его упоминает в своем поучении святитель Мефодий Патарский. Святые отцы
Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский, жившие в IV веке, в своих проповедях
говорят о том, что праздник совершается торжественно, множество верующих идут в
этот день торжественным крестным ходом с ветвями в руках.
Поэтому праздник получил и другое название — Недели ваий или цветоносной. На
Руси как раз в это время распускаются пушистые сережки. Отсюда и народное
название праздника — Вербное воскресенье. В этот день разрешается пища с рыбой.
Накануне, в Лазареву субботу, принято вкушать икру.
Вход Господень в Иерусалим. Праздничное богослужение
В стихерах празднику прежде всего указывается на смирение Спасителя, скромно
шествующего на бессловесном жеребенке, и содержится призыв к верующим встречать
Грядущего ликующим пением: «Благословен Грядый во имя Господне, осанна в
вышних». Тексты православной службы не просто описывают события, происходившие в
Иерусалиме две тысячи лет назад, но и показывают нам их значение, в частности,
исполнение ветхозаветных пророчеств.
В первой паремии (Быт. XLIX, 1-2, 8-12) содержится пророчество патриарха Иакова
сыну Иуды о том, что из его рода будут происходить цари до тех пор, пока не
явится Примиритель (т.е. Господь Исус Христос); во второй паремии (Софонии III,
14-19) пророчествуется о торжестве Сиона и ликовании Израиля, потому что среди
них находится Господь, Царь Израилев. В третьей паремии (Захарии IX, 9-15)
предсказывается о торжественном входе Исуса Христа в Иерусалим на молодом осле:
Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на
подъяремной и осленке молодом.
В каноне изображается радость истинного Израиля, удостоенного быть свидетелем
Царского входа Господня в Иерусалим, и злоба книжников и фарисеев и
первосвященников иудейских, с какою они смотрели на торжество Сына Давыдова. Все
живущее призывается прославить Господа, идущего на вольные и спасительные
страдания.
Вечернее богослужение имеет особенность, отличающую этот праздник от прочих:
после Евангелия священник читает молитву над вербой, в которой вспоминается
голубь, принесший Ною ветвь маслины, и дети, которые с ветвями встречали Христа
со словами: «Оса́нна в вы́шних! Благослове́н гряды́и во́ имя Госпо́дне».
Приложившись к Евангелию, молящиеся получают от священника несколько ветвей
освященной вербы и всю оставшуюся службу держат их в руках вместе с горящими
свечами. Вернувшись домой, верующие помещают вербу рядом с иконами. Прошлогодние
«букетики» не принято выбрасывать, их сжигают или опускают в реку.
В Апостоле (Фил. IV, 4,-9) верующие призываются к кротости, миролюбию,
молитвенному настроению и верности учению Христову. В Евангелии повествуется о
входе Господнем в Иерусалим (Иоанна XII, 1-18) и о вечери в Вифании.
Тропарь праздника объясняет нам духовный смысл торжественного входа Господа в
Иерусалим:
Русский текст:
Всеобщее воскресение прежде Твоих страданий удостоверяя, из мертвых Ты воздвигл
Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, нося символы победы, говорим Тебе —
Победителю смерти: осанна в вышних! Благословен идущий во имя Господне!
«Шествие на осляти»
В XVI–XVII вв. на Руси в Москве, Великом Новгороде и других больших городах
существовал обычай совершать крестный ход в день праздника особенным образом. В
Москве торжественный крестный ход направлялся из Успенского собора Кремля к
собору Покрова на Рву (храму Василия Блаженного), один из приделов которого был
освящен во имя входа Господня в Иерусалим. Патриарх ехал на молодом осле,
которого вел под узцы царь. Чаще всего «осел» был символическим — конь светлой
масти.
На Руси этот обычай возник не самостоятельно, а был заимствован у греков. В
Константинопольской церкви «шествие на осляти» было известно еще в IX–X вв.
Самое раннее русское свидетельство такого обычая имеется в расходных книгах
Софийского собора Великого Новгорода за 1548 год.
Новгородский наместник водил осла, на котором сидел архиепископ. Процессия шла
из Софийского собора до Входоиерусалимского храма и назад. Известно, что такая
церемония проводилась в XVII веке также в Ростове Великом, Рязани, Казани,
Астрахани и Тобольске. В конце XVII века обычай был упразднен.
Вербное воскресение в
народных традициях
К Вербному воскресенью были приурочены некоторые народные обряды и обычаи.
Крестьяне во время утрени молились с освященной вербой и, придя домой, глотали
вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую
хворь. В этот же день женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем
домочадцам, не исключая и животных.
Освященную вербу берегли до первого выгона скота (23 апреля), причем всякая
благочестивая хозяйка выгоняла со двора скот непременно вербой, а самую вербу
затем или «пускали на воду», или втыкали под крышу дома. Это делали с той целью,
чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась
исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней.
Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский
народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» так описывает традиции
Вербной недели.
«Вербная неделя, или неделя Ваий, у нас оживляется чисто праздником начала
весны; верба или ветла, не давшая еще листьев, цветет и тем как бы заявляет, что
наша северная природа скоро наградит нас и все живущее на земле новыми благами.
Самый праздник Воскрешение Лазаря служит символом возобновления, оживления
могущественной природы. На Вербной неделе в столицах учреждены детские базары,
где торгуют преимущественно детскими игрушками, вербами, цветами и сластями, как
бы в ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны
радоваться в этой жизни, а смотря на игрушку, изучать на ней суть своего
будущего, так как каждая игрушка есть наглядная грамота, наглядное учение,
развивающая дальнейшее понимание в ребенке, сближающее его с жизнью и
развивающее его мыслительность через наглядность, сравнение действия и образов.
В Лазареву субботу все допускают употребление в пищу икры, постных блинов и
разного кухонного печения.
В Вербное воскресенье, возвратясь из церкви с освященными прутьями вербы,
деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до
слез!»
В Нерехте крестьянки пекут барашки в Вербное воскресенье, и когда придут из
церкви, то этими барашками кормят скотину, а вербу втыкают в сельнике у св. икон
и берегут ее круглый год до Георгиева дня. Это обыкновение сохраняется во многих
губерниях.
Известно, что у нас первый весенний выгон скота начинается с Георгиева дня.
Крестьяне в этот день берут годовалую вербу, мочат в святой воде, окропляют ею
скот на дворе и потом этою вербою хлещут скотину, приговаривая: «Господь,
благослови и здоровьем награди!» А иногда просто: «Благослови тебя, Господи, и
будь здорова»… и с вербою в руках доводят до места пастбища.
Освященная верба уважается высоко и обыкновенно сохраняется у русского
благочестивого народа за образами в течение целого года. В некоторых губерниях
вербу, освященную в Вербное Воскресенье, употребляют как симпатическое средство
и кладут в пойло больным коровам или телятам».
|