ОДИГИТРИЯ, СПАСИ НАС!
Одигитрия (Указующая путь), Путеводительница – один из наиболее распространённых
типов изображения Богоматери с Младенцем. Отрок-Христос сидит на руках
Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой – держит свиток, реже –
книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора
(Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но
известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.
10 августа Церковь празднует память Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская
Надвратная икона Божией Матери, которая находится сейчас в Кафедральном
Успенском соборе города Смоленска -- это список с той, легендарной иконы
Одигитрия Смоленская, которую по преданию написал еще в первом веке при жизни
Самой Пресвятой Богородицы апостол и евангелист Лука . Эта первая Одигитрия,
пройдя долгий путь из Константинополя в Смоленск, таинственно исчезла в годы
советской власти.
«Она точно где-то тут. Мы не нашли никаких документов, которые подтвердили бы,
что ее продали, отдали или уничтожили», -- рассказывает преподаватель Смоленской
духовной академии иеромонах Серафим Амельченков. Он много лет посвятил изучению
истории Смоленского Свято-Успенского кафедрального собора и святынь, хранящихся
в нем.
Величественный Успенский собор стоит на Соборной горе, возвышаясь над всем
городом. В 1922 году, когда началось изъятие церковных ценностей, и в соборе
сделали антирелигиозный музей, икону видели в последний раз, но уже не в центре
храма, а на хорах. Видимо, ее специально поместили так высоко, чтобы перед ней
не могли молиться верующие. Потом икона пропала. В 1941 году, во время немецкой
оккупации, собор на некоторое время снова стал действующим, но икону уже не
нашли. Тогда и поставили на ее место список середины XVI века. Икона-список не
уступала своей предшественнице в количестве чудес и в почитании народном, но
Одигитрию апостольского письма все еще ждут в Смоленске, все еще верят, что
придет время, и она явит себя из какого-нибудь тайника, где чудесным образом
сохранялась все эти годы, как уже это когда-то было.
Чудеса по вторникам
Пятый век после Рождества Христова. Во Влахернском храме Константинополя по
вторникам столпотворение. Люди приехали из дальних уголков Византийской или как
ее тогда называли Римской империи. Около иконы Божией Матери Одигитрия опять
творятся чудеса. Принято считать, что Она Сама, еще при Своей земной жизни,
благословила эту икону, обещав что с ней всегда будет Благодать, Родившегося от
Нее Сына. Так уж замечено, что Божия Матерь именно по вторникам особенно
милостива к просящим. Для многих больных и несчастных эта чудотворная икона
стала путеводительницей, по-гречески путеводительница значит «одигитрия», так и
назвали икону. Впрочем, возможно, что она так называется, потому что долго была
полковой иконой константинопольского полка «Одигон», но в истории ее помнят как
исцеляющую и показывающую правильный духовный путь к спасению. Вторник, как день
чудес, был отмечен византийцами в своих хрониках. Отец Серафим, изучая
византийский и российские архивы, пришел к выводу, что указ Святейшего Синода
1840-х годов об установлении вторника днем чтения акафиста Божией Матери не был
случайным.
В период иконоборчества икона явила свое главное чудо – сохранилась от поругания
и уничтожения. Многие благочестивые люди тогда старались спрятать иконы.
Например, вешали их где-нибудь в храме на самом высоком месте, или замуровывали
в стену. Одигитрию замуровали в стене Влахернского храма. Когда страшные времена
кончились и открыли нишу в стене, где все это время хранилась икона, с
удивлением обнаружили, что икона не только не пострадала, но около нее все еще
горит лампадка.
Императорское благословение
На Константинополь то и дело нападали племена Руссов. То в одиночку, то в
составе каких-нибудь других, не менее варварских племен. Кстати, песнь Божией
Матери «Взбранной Воеводе победительная», была сочинена в честь иконы Одигитрии
в 866 году. Перед ней молился константинопольский патриарх Фотий, пока император
Михаил III в спешном порядке покидал Малую Азию, чтобы защитить свою столицу от
русских войск Аскольда. Тогда икону даже пустили плавать по морю, и она вызвала
бурю, которая и устрашила русских, отвадив их от столицы и внушив уважение к
христианской вере.
Кто бы мог тогда подумать, что именно русские люди окажутся хранителями иконы,
что византийская принцесса Анна в 1046 году выйдет за муж за черниговского князя
Всеволода Ярославича и привезет с собой в Чернигов икону Одигитрию как самую
дорогую вещь – родительское благословение. Император Константин, отец Анны,
видимо сильно переживал, что отдает свою дочь в варварскую страну так далеко от
дома, раз дал ей в дорогу такое благословение, величайшую святыню
Константинополя. Анна на смертном одре благословила этой иконой своего сына,
будущего киевского князя Владимира Мономаха. Когда молодой князь получил в
правление свой первый удел Смоленск, он привез икону с собой, и построил для нее
храм Успения Божией Матери, в котором Одигитрия с перерывами на войны и
нестроения и пробыла все время до Второй мировой войны. По месту своего
пребывания икона стала называться Одигитрия Смоленская.
Порубежный город
Смоленск город порубежный, приграничный. Сидя на высоком Соборном смоленском
холме, хочется посмотреть в глаза тем безумцам, которые решались атаковать этот
город, раскинувшийся на крутых горах. Начиная с 1238 года, в Смоленске побывали
татары, литовцы, поляки, французы, немцы.
В 1238 году юноше Меркурию, по происхождению римлянину, было видение Божией
Матери, которая сказала ему, что он должен защитить город Смоленск от полчищ
татар, причем сам Меркурий при этом погибнет. Велико было доверие Меркурия Богу.
В 25 верстах от Смоленска Меркурий принял бой и отразил полки татар. Во время
боя на небе появился лик Божией Матери, в который татары стреляли в испуге. Но
их стрелы отражались от лика и летели в них самих. Но вот бой окончен, кажется,
что все позади, и утомленный воин ищет себе отдых. Меркурий заснул на поле боя.
В это время, один из отступавших татар отрубил ему голову.
Сам Меркурий погребен под собором, место точно не известно, а его доспехи
остались на сохранение в соборе. Сейчас от них остались одни железные сандали.
Копье унес Наполеон, считая, что тот, кто им обладает никогда не потерпит
поражения, а шлем украли из собора в 1954 году русские люди.
В начале XV века икону спасали от литовцев в Москве. Пятьдесят лет она
оставалась в Благовещенском соборе московского кремля. При великом князе Василии
Темном икону вернули, но московские жители оставили у себя память о ней -
Новодевичий монастырь, построенный на месте последнего прощания с иконой. В
монастыре был оставлен список с иконы, и тогда же было установлено ей
празднество 10 августа ( по новому стилю). Прощание было не последним. Перед
нашествием поляков, в 1609 году, икону опять вовремя отправили в Москву, а затем
в Ярославль. Осада Смоленска, которая длилась двадцать месяцев, привела
Успенский собор в тяжелое состояние. Защитники Смоленска взорвали пороховой
склад, устроенный в горе под собором, в результате чего свод собора рухнул.
Поляки устроили в полуразрушенном соборе костел. И только когда Смоленск
окончательно присоединился к Московскому государству, по велению царя Алексея
Михайловича Одигитрия была возвращена. Свято-Успенского собора тогда уже почти
не существовало, так запущенно было его состояние после польской оккупации. Было
решено строить для иконы новый собор. Сейчас он виден со всех точек города.
В ночь с 5 на 6 августа 1812 года икону опять вынесли из собора. Опять эвакуация
по уже испытанному маршруту Смоленск-Москва-Ярославль. Это было в ночь штурма
Смоленска французами. Весь путь иконы сопровождался молебнами. И опять после
изгнания врагов Одигитрия возвратилась домой.
Пограничное расположение Смоленска навело царя Федора Иоанновича на мысль
построить в 1602 году вокруг Смоленска обороноспособную стену. Руководить
строительством был назначен Борис Годунов. Благодаря этому строительству в
Смоленске появилась вторая Одигитрия, точный список с первой. Точность копии
была во всем, кроме размера.
Список
Ко дню освящения новой смоленской стены Борис Годунов стал царем. Икона-список,
которая сейчас находится в Свято-Успенском соборе, была написана в 1535 году для
соборов Московского кремля. Та икона, которую по преданию написал апостол Лука,
была длиною 81 см, а шириною 63 см. Список оказался гораздо больше оригинала.
Местом для иконы-списка была выбрана новая стена над Днепровскими или
Фроловскими, по названию надвратной церкви, воротами города, чтобы ее видели все
въезжающие в Смоленск люди.
От новой иконы тоже стали совершаться чудеса. Исцелился местный дворянин Федор
Богданович Пассик, сильно зараженный вольнодумными идеями XVIII века. Он на
службе в храме позволил себе оскорбительно говорить об иконе. Вечером того же
дня Федор Богданович сильно заболел. Болезнь его была страшная и неопределенная:
паралич, язвы, гниющие раны, которые пытались лечить даже каленым железом. Долго
он так страдал, пока однажды не увидел сон, в котором ему какой-то старик монах
предсказал смерть, если тот не покается. Тогда же во сне он увидел икону Божией
Матери, которую запомнил всю, до последних складочек. Она была точь в точь, как
Одигитрия Смоленская, но гораздо больше, из чего он понял, что видел надвратную
икону. К ней и поспешил Федор Богданович. В надвратном храме он увидел старика
монаха из сна, который оказался смотрителем этого храма. После этого Федор
Богданович опять заснул крепким сном так, что все подумали, что он умер. Но этот
сон был уже не к смерти, а к выздоровлению.
Новую икону стали называть Одигитрия Надвратная. Всю отечественную войну 1812
года Надвратная Одигитрия прошла вместе с русской армией. Тогда она получила
всенародное прославление. Перед Бородинским сражением М. И. Кутузов служил
молебен Божией Матери перед этой иконой. Описание этого события есть в романе
«Война и мир» Л. Н. Толстого.
Она где-то рядом
В начале XX века две иконы находились в смоленском Свято-Успенском кафедральном
соборе. Древний образ из-за старости был очень темный. Доска была тяжелая, и
невозможно было определить породу дерева. Цвет верхней одежды Богородицы был
коричневый, а нижний – темно-синий. Одежда же Предвечного Младенца была
темно-зеленая с золотом. На другой стороне иконы было изображено Распятие
Господа и сделана надпись «Василевс еставрофи», что означает «Царь распят». Так
выглядела икона до 1941 года, до своего таинственного исчезновения.
С 1922 года в соборе был антирелигиозный музей. На Горнем месте было поставлено
чучело козла в епископском облачении, по всем стенам были развешены портреты
вождя. Древняя икона находилась на хорах двадцатипятиметрового потолка собора. 6
августа 1941 года началась немецкая оккупация Смоленска. Люди сами открыли
Успенский собор, чтобы начать богослужения. Но ни на хорах, ни в пределах, нигде
не обнаружили древнюю икону.
Зато нашли большую Надвратную икону-список, подарок Бориса Годунова. Она
валялась в мусоре и соре. Ее и поставили для почитания, прикрыв временной
парчевой ризой. Первую лютеранскую службу провели немцы, а 10 августа, в
праздник иконы Божией Матери Одигитрии, священником Тимофеем Глебовым была
совершена первая православная Литургия после долгих лет запустения. С тех пор
Успенский собор не закрывался.
Так как никаких документов, подтверждающих уничтожение, продажу или передачу
куда-нибудь древней иконы не обнаружено, и в устных рассказах нет никакого об
этом упоминания, можно предположить, что Одигитрия Смоленская находится где-то в
Смоленске или его окрестностях. Может быть ее спрятали перед оккупацией местные
жители, как уже бывало. Может быть она замурована в какой-нибудь стене этого
сурового древнего города, и ждет того часа, когда можно будет явить нам Свою
любовь во всем блеске чудесного промысла, как тогда во Влахернском храме в 842
году...
Ирина Сечина
|