ПРЕДАННОСТЬ ИСТИННО ВЕРУЮЩИХ
Когда Иоанн Златоуст был поставлен архиепископом на
Константинопольскую кафедру, он продал в пользу бедных драгоценные церковные
сосуды, заменив их менее дорогими, продал шелковые и золотые украшения
алтарей, ковры, богатейшие церковные ризы. Также им был продан с аукциона
редкий дорогостоящий мрамор, приготовленный для отделки церкви святой
Анастасии и целые мраморные колонны, лежавшие на земле в ожидании
архитектора. На вырученные деньги святитель учреждал для нищих и
обездоленных жителей Константинополя богадельни и больницы. Такая активная
социальная деятельность Златоуста пришлась не по вкусу столичным вельможам и
клиру. В аристократической среде Константинополя у него появилось множество
врагов, которые плели против него различные интриги на протяжении нескольких
лет.
Однако эта вражда не могла существенно повредить любимому народом
архиепископу, пока он не вступил в открытый конфликт с самой императрицей
Евдоксией. Златоуст резко обличал ее за разгульную жизнь и притеснение
малоимущих жителей города. Закончилось это противостояние с царицей тем, что
святитель по ложным обвинениям был несправедливо осужден и отправлен в
ссылку.
Его сослали в Кукуз, глухое селение в пределах нынешнего Закавказья. Путь
туда длился 70 дней. Над головой палящее солнце, под ногами горячая пыль. Ни
ветра, ни деревца, чтобы отдохнуть в тени. Конвою было предписано избегать
городов и останавливаться только в селениях, где можно было найти лишь
сухой, заплесневелый хлеб и солоноватую воду из глубоких колодцев. Святитель
Иоанн в пути сильно страдал от лихорадки и боли в желудке. Климат в Кукузе
был для него слишком суровым. Он впервые в жизни увидел снег на окрестных
горах и едва пережил непривычно холодную зиму.
Но врагам Златоуста этих страданий показалось мало, и они добились
разрешения императора сослать Иоанна в Питиунт (ныне Пицунда), самое
отдаленное место Империи. Конвою было приказано обращаться со ссыльным без
всякой жалости. Слабого, больного святителя вновь погнали по бездорожью.
Большую часть пути он шел пешком. Неподалеку от селения Команы Иоанн
свалился с ног — силы ему изменили. Его занесли в ближайший храм и положили
в одном из строений. На следующий день он умер. Последние его слова были:
«Слава Богу за всё».
Священномученик Николай (Тохтуев)
Накануне Пасхи 1940 года протодиакон Николай (Тохтуев) был вызван в районное
отделение НКВД в городе Мытищи. Пригрозив восемью годами лагеря, следователь
предложил ему дать подписку о сотрудничестве с органами для выявления в
церковной среде так называемых «антисоветски настроенных лиц». Протодиакон
согласился, и следователь велел ему снова явиться в НКВД после выходных.
Можно только представить себе, какова могла бы быть эта Пасха для отца
Николая с уже подписанной им «квитанцией» на получение тридцати сребреников…
Но сразу после праздника он собрал вещи, которые могли понадобиться ему в
тюрьме, и принес заявление начальнику районного НКВД. «Товарищ начальник, —
писал он, — я отказываюсь от своей подписки и давал ее лишь потому, чтобы
мне была возможность встретить Пасху и проститься с семьей. По моим
религиозным убеждениям и по сану я не могу быть предателем даже самого
злейшего моего врага…» Начальник предложил еще подумать и отпустил его
домой. Тогда протодиакон Николай написал новое заявление с подробным
объяснением своей позиции:
«Гражданин начальник! Разрешите мне объясниться с Вами письменно: я говорить
много не умею по своей необразованности. Что вы от меня требуете, то я
сделать не могу. Это мое последнее и окончательное решение. Большинство из
нас идет на такое дело, чтобы спасти себя, а ближнего своего погубить, мне
же такая жизнь не нужна. Я хочу быть чистым пред Богом и людьми, ибо когда
совесть чиста, то человек бывает спокойный, а когда нечиста, то он не может
нигде найти себе покоя, а совесть у каждого человека есть, только она
грязными делами заглушается, а потому я не могу быть таким, каким Вы бы
хотели…
…И вам не могу услужить, как вы хотите, и перед Богом кривить душой. Так я и
хочу очиститься страданиями, которые будут от вас возложены на меня, и я их
приму с любовью. Потому что я знаю, что заслужил их.
…Вы нас считаете врагами, потому что мы веруем в Бога, а мы считаем вас
врагами за то, что вы не верите в Бога. Но если рассмотреть глубже и
по-христиански, то вы нам не враги, а спасители наши — вы загоняете нас в
Царство Небесное, а мы того понять не хотим, мы, как упорные быки, увильнуть
хотим от страданий: ведь Бог же дал нам такую власть, чтобы она очищала нас,
ведь мы, как говорится, заелись… Разве так Христос заповедовал нам жить? Да
нет, и сто раз нет, и поэтому нужно стегать нас, и пуще стегать, чтобы мы
опомнились».
Вскоре протодиакон Николай был арестован и приговорен к 8 годам лагерей. Он
скончался в заключении 17 мая 1943 года, за несколько дней до своего
сорокалетия.
|