В НОЧЬ НА 17 ИЮЛЯ 1918 ГОДА РАССТРЕЛЯНА ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ
В ночь на 17 июля 1918 г. в Екатеринбурге по решению Уральского совета народных
комиссаров и с одобрения правительства большевиков во главе с Лениным, была
расстреляна семья последнего Российского императора Николая II. Царевичу Алексию
в момент расстрела было 13 лет, Великим княжнам Ольге — 23, Татиане — 21, Марии
— 19, Анастасии — 17 лет, императору Николаю II – 50 лет, императрице Александре
Феодоровне – 46 лет. Останки Царской семьи были сожжены в Ганиной яме, близ
Екатеринбурга.
Через три дня после мученической кончины царской семьи святой патриарх
Всероссийский Тихон в заупокойной молитве и слове на панихиде об убиенном
императоре положил начало церковному почитанию венценосных страстотерпцев. 21
июля, во время богослужения в Казанском соборе в Москве, он сказал:
«На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай
Александрович… Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе
кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы
знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из
любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно
спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с
Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно
покорился судьбе«.
Патриарх благословил архипастырей и пастырей совершать панихиды об убиенном
царе. Почитание царской семьи продолжалось и на протяжении десятилетий
советского периода истории России. Многие священнослужители и миряне втайне
возносили к Богу молитвы о упокоении убиенных страдальцев. Тем временем их
почитание крепло и в среде русской эмиграции, где стали известны случаи
благодатной помощи по их молитвам.
Одним из первых засвидетельствованных чудес было избавление во время гражданской
войны сотни казаков, окруженных в непроходимых болотах красными войсками. По
призыву священника отца Илии в единодушии казаки обратились с молитвой к
государю Российскому — и невероятным образом вышли из окружения.
В Сербии в 1925 году был описан случай, когда одной пожилой женщине, у которой
двое сыновей погибли на войне, а третий пропал без вести, было видение во сне
императора Николая, который сообщил, что третий сын жив и находится в России —
через несколько месяцев сын вернулся домой. Царственные мученики стали
почитаться как святые в Сербской Православной Церкви.
Обстоятельства убийства и последующего уничтожения останков царской семьи стали
известны благодаря расследованию Соколова. Отдельные останки, найденные
Соколовым, были переданы в храм праведного Иова Многострадального Русской
Православной Церкви Заграницей, заложенный в Брюсселе 2 февраля 1936 года и
освященный 1 октября 1950 года в память Николая II, его семьи и всех
новомучеников Российских. В этом храме хранятся найденные иконы, кольца царской
семьи и Библия, подаренная Александрой Феодоровной цесаревичу Алексию. В 1977
году дом Ипатьева был разрушен советскими властями в связи с притоком
паломников.
А начался крестный путь последнего русского Царя Николая II начался в Пскове,
где Николай II подписал акт отречения от престола. В Русской Православной Церкви
не было раньше Царственных мучеников, они же и страстотерпцы.
Страстотерпцы — чисто русское каноническое определение Церкви святости.
По-разному переживают муки и страдания святые, например, в Западной Церкви нет
уточнений — там просто святые, а в Греческой Церкви и в Русской есть разделение
по подвигу и мирскому чину.
Царственные мученики подражали Христу в своем служении народу, все они —
мученики за веру, перенесшие большие страдания в своей мучительной кончине,
поэтому они — страстотерпцы.
Сила и святость рода Романовых сказалась в том, что была явлена святость всей
семьи. Вся полнота святости последнего царского рода России засвидетельствована
Церковью.
Русская Православная Церковь всегда считала и считает, что роль Царя России –
удерживать мир от зла, удерживать мир от прихода антихриста. С гибелью рода
Романовых, уничтоженного большевиками, такой удерживающей силы мир лишился. В
ситуации, которая сложилась вокруг Государя, Николаем II был выбран наиболее
правильный и верный стиль поведения из всех возможных, а именно, он действовал
так, как нужно действовать, несмотря на то, что корабль тонет.
Он сделал всё возможное, чтобы сохранить существующий порядок, не нарушать
нововведениями сложившуюся жизнь народа, и сам он не имел поползновений ни к
партийной системе, ни к тирании. Он был носителем не земной власти: Самодержавие
— это икона Царства Божьего на земле. И как живая икона, Царь вынес на себе всю
ту скопившуюся веками ненависть ко Христу. Ненависть скопилась, начиная с
Французской революции, а, может быть, ещё и раньше. И беспощадное отношение к
Царю, его ритуальное убийство, было продиктовано теми интернациональными силами,
с тем же поклонением сатане, которое и сейчас свойственно Европе.
В ситуации, когда всё было против тебя, мужественно пронести свой крест до конца
– это была личная заслуга Царя, его глубокой веры, преданности Христу. И в этом
смысле он проявил себя как христианин. Но быть святым — это вовсе не значит быть
совершенным. Святость не заключается в том, что человек выполняет все
назначения, обладает всеми добродетелями.
Святость – это, прежде всего, когда в решительный момент тебя спрашивают: «да»
или «нет», и ты говоришь Господу «да», несмотря ни на какие угрозы. И в этом
смысле император Николай II проявил себя как безусловный христианин».
Напомним, что в апреле 1918 года колонна из 150 человек с пулемётами,
сопровождавшая императора и семью, выступила из Тобольска в Тюмень, потом поезд
с Семьей прибыл в Екатеринбург. Семью Романовых разместили в «Доме особого
назначения», реквизированном у горного военного инженера-строителя Н. И.
Ипатьева. Здесь с семьёй Романовых проживали пять человек обслуживающего
персонала: доктор, камер-лакей, комнатная девушка и горничная императрицы, повар
и поварёнок.
Святии царственнии страстотерпцы, молите Бога о нас!
Царская семья провела в последнем своём доме 78 дней. В ночь с 16 на 17 июля в
особняк явились два особоуполномоченных от Уралсовета с постановлением о казни
семьи и приступили к исполнению приговора.
Семеро членов семьи: Российский император Николай Александрович, императрица
Александра Феодоровна, Великие княжны Ольга, Татияна, Мария и Анастасия, царевич
Алексий, врач Боткин и добровольно оставшиеся слуги, были расстреляны. К часу
ночи 17 июля 1918 года расстрел был завершен.
Кроме семьи бывшего императора, были уничтожены все члены Дома Романовых, по
различным причинам оставшиеся в России после революции.
Останки членов семьи Романовых были обнаружены под Свердловском в Ганиной яме
еще в 1979 году при раскопках, но по указанию властей их снова закопали.
В 1991 году раскопки были возобновлены. Многочисленные эксперты подтвердили, что
найденные тогда останки с большой долей вероятности являются останками царской
семьи. Останки царевича Алексея и княжны Марии были найдены в 2007 году на
старой Котляковской дороге.
…О чем думали они в ту роковую ночь с 16 на 17 июля, о чем вспоминали, о чем
молились? Об этом мы никогда не узнаем… Несомненно одно: Царственные Мученики
знали, что их ждет, и предуготовляли себя в жертву — за народ, который отступил
от них и от Бога.
Такова была сила их любви. «Никто же имать больше той любви, как если кто
положит душу свою за други своя»… И Царственным мученики выполнили этот завет
Христов до конца. Достойны ли этой любви и их подвига мы, сегодняшние? Что
храним в сердце своём, о чём сожалеем и плачем? Помним ли о своём высшем
служении Богу и Истине, о предназначении Святой Руси, или растратили всё на
мысли о мирских попечениях?
Трудно, тяжело, но идёт Россия по пути покаяния. И свидетельством тому — каждый
открытый восстановленный храм, каждая зажженная перед алтарем свеча, каждый
крещеный в купели священника младенец, а также все те, кто чтит ныне память
Царственных Страстотерпцев, имена которых вслух поминаются ныне, и вечная память
о которых — «…в род и род».
Священнослужители и миряне возносили к Богу молитвы о упокоении убиенных
страдальцев, членов Царской Семьи. В домах в красном углу почитатели Царственных
страстотерпцев, рискуя жизнью, помещали их фотографии. Особая ценность –
публикации, содержащие свидетельства о чудесах и благодатной помощи по молитвам
к Царственным страстотерпцам. Речь в них идет об исцелениях, соединении
разобщенных семей, защите церковного достояния от раскольников.
Особенно обильны свидетельства о мироточении икон с изображениями Императора
Николая II и Царственных страстотерпцев, о благоухании и чудесном проступании на
иконных ликах Царственных страстотерпцев пятен кровавого цвета.
17 июля — установлен день памяти святых царственных страстотерпцев — императора
Николая II, императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги,
Татианы, Марии, Анастасии.
ЦАРСТВЕННЫМ МУЧЕНИКАМ
Тропарь, глас 4
Днесь, благовернии людие, светло почтим / седмерицу честную царственных
страстотерпец, / Христову едину домашнюю Церковь: / Николая и Александру, /
Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. / Тии бо, уз и страданий
многоразличных не убоявшеся, / от богоборных смерть и поругание телес прияша / и
дерзновение ко Господу в молитве улучиша. / Сего ради к ним с любовию возопиим:
/ о святии страстотерпцы, / гласу покаяния и стенанию народа нашего вонмите, /
землю Российскую в любви к Православию утвердите, / от междоусобныя брани
сохраните, / мир мирови у Бога испросите / и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 8
Избраннии Царем царствующих и Господем господствующих / от рода царей
Российских, / благовернии мученицы, / муки душевныя и смерть телесную за Христа
приимшии / и венцы Небесными увенчавшиися, / к вам, яко покровителем нашим
милостивым, / с любовию благодарне вопием: / радуйтеся, царственнии
страстотерпцы, / за Русь Святую пред Богом усерднии молитвенницы.
Величание
Величаем вас, / святии царственнии страстотерпцы, / и чтим честная страдания
ваша, / яже за Христа / претерпели есте.
МОЛИТВА
О, святый страстотерпче царю мучениче Николае! Господь тя избра помазанника
Своего, во еже милостивно и право судити людем твоим и хранителем Церкве
Православныя быти. Сего ради со страхом Божиим царское служение и о душах
попечение совершал еси. Господь же, испытуя тя, яко Иова Многострадальнаго,
попусти ти поношения, скорби горькия, измену, предательство, ближних отчуждение
и в душевных муках земнаго царства оставление.
Вся сия ради блага России, яко верный сын ея, претерпев, и, яко истинный раб
Христов, мученическую кончину прием, Небеснаго Царства достигл еси, идеже
наслаждаешися Вышния славы у Престола всех Царя, купно со святою супружницею
твоею царицею Александрою и царственными чады Алексием, Ольгою, Татианою, Мариею
и Анастасиею.
Ныне, имея дерзновение велие у Христа Царя, моли, да простит Господь грех
отступления народа нашего и подаст грехов прощение и на всякую добродетель
наставит нас, да стяжим смирение, кротость и любовь и сподобимся Небеснаго
Царствия, идеже купно с тобою и всеми святыми новомученики и исповедники
Российскими прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
В истории Русской Церкви такими страстотерпцами были святые благоверные князья
Борис и Глеб (+1015), Игорь Черниговский (+1147), Андрей Боголюбский (+1174),
Михаил Тверской (+1319), царевич Димитрий (+1591). Все они своим подвигом
страстотерпцев явили высокий образец христианской нравственности и терпения.
Император уделял большое внимание нуждам Православной Церкви, щедро жертвовал на
постройку новых храмов, в том числе и за пределами России. За годы его
царствования число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10
тысяч, открыто более 250 новых монастырей. Император лично участвовал в закладке
новых храмов и других церковных торжествах.
Глубокая религиозность выделяли Императорскую чету среди представителей
тогдашней аристократии. Религиозным духом было проникнуто воспитание детей
Императорской Фамилии. Все ее члены жили в соответствии с традициями
православного благочестия. Обязательные посещения богослужений в воскресные и
праздничные дни, говенье во время постов было неотъемлемой частью их быта.
Личная религиозность Государя и его супруги была не простым следованием
традициям.
Царская чета посещает храмы и монастыри во время своих многочисленных поездок,
поклоняется чудотворным иконам и мощам святых, совершает паломничества, как это
было в 1903 году во время прославления преподобного Серафима Саровского. Краткие
богослужения в придворных храмах не удовлетворяли Императора и Императрицу.
Специально для них совершаются службы в Царскосельском Феодоровском соборе,
построенном в древнерусском стиле. Императрица Александра молилась здесь перед
аналоем с раскрытыми богослужебными книгами, внимательно следя за богослужением.
Личное благочестие Государя проявилось в том, что за годы его царствования было
канонизовано святых больше, чем за два предшествующих столетия, когда было
прославлено лишь 5 святых угодников. За время последнего царствования к лику
святых были причислены святитель Феодосий Черниговский (1896 г.), преподобный
Серафим Саровский (1903 г.), святая княгиня Анна Кашинская (восстановление
почитания в 1909 г.), святитель Иоасаф Белгородский (1911 г.), святитель
Гермоген Московский (1913 г.), святитель Питирим Тамбовский (1914 г.), святитель
Иоанн Тобольский (1916 г.).
При этом Император вынужден был проявить особую настойчивость, добиваясь
канонизации преподобного Серафима Саровского, святителей Иоасафа Белгородского и
Иоанна Тобольского. Николай II высоко чтил святого праведного отца Иоанна
Кронштадтского. После его блаженной кончины царь повелел совершать всенародное
молитвенное поминовение почившего в день его преставления.
Как политик и государственный деятель Государь поступал, исходя из своих
религиозно-нравственных принципов. Одним из наиболее распространенных аргументов
против канонизации Императора Николая II являются события 9 января 1905 года в
Санкт-Петербурге.
В исторической справке Комиссии по данному вопросу мы указываем: познакомившись
вечером 8 января с содержанием гапоновской петиции, носившей характер
революционного ультиматума, не позволявшей вступить в конструктивные переговоры
с представителями рабочих, Государь проигнорировал этот документ, незаконный по
форме и подрывающий престиж без того колеблемой в условиях войны государственной
власти.
В течение всего 9 января 1905 года Государь не принял ни одного решения,
определившего действия властей в Петербурге по подавлению массовых выступлений
рабочих. Приказ войскам об открытии огня отдал не Император, а Командующий
Санкт-Петербургским военным округом. Исторические данные не позволяют обнаружить
в действиях Государя в январские дни 1905 года сознательной злой воли,
обращённой против народа и воплощённой в конкретных греховных решениях и
поступках.
С началом Первой мировой войны Государь регулярно выезжает в Ставку, посещает
воинские части действующей армии, перевязочные пункты, военные госпитали,
тыловые заводы, одним словом, все, что играло роль в ведении этой войны.
Императрица с самого начала войны посвятила себя раненым. Пройдя курсы сестер
милосердия вместе со старшими дочерьми – Великими Княжнами Ольгой и Татьяной, –
она по несколько часов в день ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете.
Оценки Николая II как государственного мужа крайне противоречивы. Говоря об
этом, никогда не следует забывать, что, осмысляя государственную деятельность с
христианской точки зрения, мы должны оценивать не ту или иную форму
государственного устройства, но место, которое занимает конкретное лицо в
государственном механизме. Оценке подлежит, насколько то или иное лицо сумело
воплотить в своей деятельности христианские идеалы. Следует отметить, что
Николай II относился к несению обязанностей монарха как к своему священному
долгу.
Характерное для некоторых противников канонизации Императора Николая II
стремление представить его отречение от Престола как церковно-каноническое
преступление, подобное отказу представителя церковной иерархии от священного
сана, не может быть признано имеющим сколько-нибудь серьёзные основания.
Канонический статус миропомазанного на Царство православного государя не был
определён в церковных канонах. Поэтому попытки обнаружить состав некоего
церковно-канонического преступления в отречении Императора Николая II от власти
представляются несостоятельными.
В качестве внешних факторов, вызвавших к жизни Акт об отречении, которые имели
место в политической жизни России, следует выделить прежде всего резкое
обострение социально-политической ситуации в Петрограде в феврале 1917 г.,
неспособность правительства контролировать положение в столице,
распространившееся в широких слоях общества убеждение в необходимости жестких
конституционных ограничений монархической власти, настоятельное требование
Председателя Государственной Думы М.В. Родзянко отречения Императора Николая II
от власти во имя предотвращения внутриполитического хаоса в условиях ведения
Россией широкомасштабной войны, почти единодушную поддержку, оказанную высшими
представителями российского генералитета требованию Председателя Государственной
Думы.
Следует отметить также, что Акт об отречении был принят Императором Николаем II
под давлением резко изменявшихся политических обстоятельств в чрезвычайно
короткий срок.
Он принял это решение лишь в надежде, что желавшие его удаления сумеют все же
продолжать с честью войну и не погубят дело спасения России. Он боялся тогда,
чтобы его отказ подписать отречение не повел к гражданской войне в виду
неприятеля. Царь не хотел, чтобы из-за него была пролита хоть капля русской
крови.
Духовные мотивы, по которым последний российский Государь, не желавший проливать
кровь подданных, решил отречься от Престола во имя внутреннего мира в России,
придаёт его поступку подлинно нравственный характер. Неслучайно, при обсуждении
в июле 1918 года на Соборном Совете Поместного Собора вопроса о заупокойном
поминовении убиенного Государя Святейший Патриарх Тихон принял решение о
повсеместном служении панихид с поминовением Николая II как Императора.
Очень малый круг лиц мог непосредственно общаться с Государем в неофициальной
обстановке. Все знавшие его семейную жизнь не понаслышке отмечали удивительную
простоту, взаимную любовь и согласие всех членов этой тесно сплоченной Семьи.
Центром ее был Алексей Николаевич, на нем сосредотачивались все привязанности,
все надежды.
Обстоятельством, омрачавшим жизнь Императорской Семьи, была неизлечимая болезнь
Наследника. Приступы гемофилии, во время которых ребенок испытывал тяжкие
страдания, повторялись неоднократно. В сентябре 1912 года вследствие
неосторожного движения произошло внутреннее кровотечение и положение было
настолько серьезно, что опасались за жизнь Цесаревича.
Во всех храмах России служились молебны о его выздоровлении. Характер же болезни
являлся государственной тайной, и родители часто должны были скрывать
переживаемые ими чувства, участвуя в обычном распорядке дворцовой жизни.
Императрица хорошо понимала, что медицина была здесь бессильна. Но ведь для Бога
нет ничего невозможного. Будучи глубоко религиозной, она всей душой предавалась
усердной молитве в чаянии чудесного исцеления. Подчас, когда ребенок был здоров,
ей казалось, что ее молитва услышана, но приступы снова повторялись, и это
наполняло душу матери бесконечной скорбью. Она готова была поверить всякому, кто
был способен помочь ее горю, хоть как-то облегчить страдания сына.
Болезнь Цесаревича открыла двери во дворец крестьянину Григорию Распутину,
которому суждено было сыграть свою роль в жизни Царской Семьи, да и в судьбе
всей страны. Наиболее значительным аргументом у противников канонизации Царской
Семьи является сам факт их общения с Г.Е. Распутиным.
Император Николай Александрович часто уподоблял свою жизнь испытаниям страдальца
Иова, в день церковной памяти которого родился. Приняв свой крест так же, как
библейский праведник, он перенес все ниспосланные ему испытания твердо, кротко и
без тени ропота. Именно это долготерпение с особенной ясностью открывается в
последних днях жизни Императора. С момента отречения не столько внешние события,
сколько внутреннее духовное состояние Государя обращает на себя наше внимание.
Государь, приняв, как ему казалось, единственно правильное решение, тем не менее
переживал тяжелое душевное мучение. «Если я помеха счастью России и меня все
стоящие ныне во главе ее общественные силы просят оставить трон и передать его
сыну и брату своему, то я готов это сделать, готов даже не только Царство, но и
жизнь свою отдать за Родину. Я думаю, в этом никто не сомневается из тех, кто
меня знает», – говорил Государь генералу Д.Н. Дубенскому.
«Государь Император Николай Александрович, увидевший вокруг себя столько
предательства… сохранил нерушимую веру в Бога, отеческую любовь к русскому
народу, готовность жизнь свою положить за честь и славу Родины». 8 марта 1917
года комиссары Временного Правительства, прибыв в Могилев, объявляют через
генерала М.В. Алексеева об аресте Государя и необходимости проследовать в
Царское Село. В последний раз он обращается к своим войскам, призывая их к
верности Временному Правительству, тому самому, которое подвергло его аресту, к
исполнению своего долга перед Родиной до полной победы.
Последовательно и методично убивая всех попавших им в руки членов Императорской
Фамилии, большевики прежде всего руководствовались идеологией, а потом уже
политическим расчетом – ведь в народном сознании Император продолжал оставаться
Помазанником Божиим, а вся Царская Семья символизировала Россию уходящую и
Россию уничтожаемую.
Большинство свидетелей последнего периода жизни Царственных мучеников говорят об
узниках Тобольского губернаторского и Екатеринбургского Ипатьевского домов как о
людях страдавших и, несмотря на все издевательства и оскорбления, ведших
благочестивую жизнь. В Царской Семье, оказавшейся в заточении, мы видим людей,
искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия.
Императорская Семья проводила много времени в душеполезном чтении, прежде всего
Священного Писания, и в регулярном – практически неопустительном – посещении
богослужений.
Доброта и душевное спокойствие не оставляли в это тяжелое время и Императрицу.
Император, от природы замкнутый, чувствовал себя спокойно и благодушно прежде
всего в узком семейном кругу. Императрица не любила светского общения, балов. Её
строгому воспитанию была чужда моральная распущенность, царившая в придворной
среде, религиозность Императрицы называли странностью, даже ханжеством. В
письмах Александры Федоровны раскрывается вся глубина её религиозных чувств –
сколько в них силы духа, скорби о судьбе России, веры и надежды на помощь Божию.
И к кому бы она ни писала, она находила слова поддержки и утешения. Эти письма –
настоящие свидетельства христианской веры.
Вместе с родителями все унижения и страдания с кротостью и смирением переносили
Царские дети. Протоиерей Афанасий Беляев, исповедовавший Царских детей, писал:
«Впечатление [от исповеди] получилось такое: дай, Господи, чтобы и все дети
нравственно были так высоки, как дети бывшего Царя.
Такое незлобие, смирение, покорность родительской воле, преданность безусловная
воле Божией, чистота в помышлениях и полное незнание земной грязи – страстной и
греховной, – пишет он, – меня привело в изумление и я решительно недоумевал:
нужно ли напоминать мне как духовнику о грехах, может быть, им неведомых, и как
расположить к раскаянию в известных для них грехах».
В почти полной изоляции от внешнего мира, окруженные грубыми и жестокими
охранниками, узники Ипатьевского дома проявляют удивительное благородство и
ясность духа.
Их истинное величие проистекало не из их царского достоинства, а от той
удивительной нравственной высоты, на которую они постепенно поднялись.
|