ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ
Сингапурская стратегия борьбы с коррупцией отличается строгостью и
последовательностью, основываясь на «логике в контроле за коррупцией»: «попытки
искоренить коррупцию должны основываться на стремлении минимизировать или
исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к
совершению коррумпированных действий».
В момент обретения независимости в 1965 г. Сингапур был страной с высокой
коррупцией. Тактика её снижения была построена на ряде вертикальных мер:
регламентации действий чиновников, упрощении бюрократических процедур, строгом
надзоре над соблюдением высоких этических стандартов. Центральным звеном стало
автономное Бюро по расследованию случаев коррупции, в которое граждане могут
обращаться с жалобами на госслужащих и требовать возмещения убытков.
Одновременно с этим было ужесточено законодательство, повышена независимость
судебной системы (с высокой зарплатой и привилегированным статусом судей),
введены экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в
антикоррупционных расследованиях, а также предприняты жёсткие акции вплоть до
поголовного увольнения сотрудников таможни и других госслужб. Это сочеталось с
дерегулированием экономики, повышением зарплат чиновников и подготовкой
квалифицированных административных кадров.
В настоящее время Сингапур занимает лидирующие места в мире по отсутствию
коррупции, экономической свободе и развитию.
Шведская стратегия борьбы с коррупцией
До середины XIX века в Швеции коррупция процветала. Одним из следствий
модернизации страны стал комплекс мер, нацеленных на устранение меркантилизма. С
тех пор государственное регулирование касалось больше домашних хозяйств, чем
фирм, и было основано на стимулах (через налоги, льготы и субсидии), нежели на
запретах и разрешениях. Был открыт доступ к внутренним государственным
документам и создана независимая и эффективная система правосудия. Одновременно
шведский парламент и правительство установили высокие этические стандарты для
администраторов и стали добиваться их исполнения. Спустя всего несколько лет
честность стала социальной нормой среди бюрократии. Зарплаты
высокопоставленных чиновников поначалу превышали заработки рабочих в 12—15 раз,
однако с течением времени эта разница снизилась до двукратной. На сегодняшний
день Швеция по-прежнему имеет один из самых низких уровней коррупции в мире.
США
17 октября 1990 года был подписан исполнительный приказ Президента США №12731.
Он подтвердил ранее принятые, но модернизированные акты, с помощью которых были
введены в действие обязательные для всех чиновников исполнительной власти США
общие принципы этического поведения членов правительства и госслужащих. По
существу данные принципы представляют собой довольно конкретные юридические и
морально-этические требования, предъявляемые к чиновникам высшего ранга и
рядовым госслужащим.
Приказ гласит: “государственную службу следует рассматривать как такую сферу
деятельности, из которой исключены какие бы то ни было личные или иные
финансовые интересы, препятствующие добросовестному выполнению долга”
Госслужащие “ не должны участвовать в финансовых операциях, при проведении
которых предполагается использование закрытой правительственной информации или
использовать такого рода информацию в личных целях”.
Служащим категорически запрещается в какой бы то ни было форме поощрять
подношения или принимать подарки от любых лиц или группы лиц, добивающихся от
них совершения каких либо официальных действий, имеющих вместе с ними какие либо
общие дела или осуществляющих деятельность, регулируемую органом, в котором
работают эти служащие.
Не разрешается также принятие подарков и от лиц, интересы которых в значительной
степени зависят от выполнения или невыполнения этими служащими своих должностных
обязанностей.
В обязанность служащим вменено докладывать “в соответствующие инстанции обо всех
замеченных случаях разрушения собственности, обмана, злоупотребления и
коррупции.”
Традиционно ограничены возможности получения дополнительного дохода сверх
основной ( “карьерной”) зарплаты. Чиновники, назначаемые Президентом США, вообще
не могут получать “ какой бы то ни было доход в течение всего срока службы за
услуги и деятельность, выходящую за рамки непосредственных служебных
обязанностей.”
Порядок представления финансовых деклараций американских чиновников
регламентирует кроме вышеупомянутого приказа и Акт об этике поведения
государственных служащих США 1978 года.
Исполнительный приказ строжайше предписывает всем служащим Белого Дома и других
исполнительных ведомств ( § 100.735-24 ) не позднее 90 дней со дня вступления в
силу данного приказа предоставить руководителям своих ведомств по прилагаемой
форме следующую информацию:
a) Список наименований всех корпораций, компаний, фирм и других форм организации
бизнеса, организаций, не преследующих цели получения прибыли, а также
общеобразовательных и других институтов, с которыми служащий непосредственно или
через жену, несовершеннолетних детей или других членов его семьи в настоящий
момент имеет дело.
Под “делом” в данном случае понимается “любой сохраняющийся финансовый интерес и
любые связи” чиновника с этими организациями независимо от того, в каком
качестве он выступает.
б) Согласно прилагаемой форме, от чиновника требуется предоставление списка всех
его личных кредиторов, кредиторов его жены, малолетних детей и других,
проживающих вместе с ним членов семьи.
в) Информация о наличии у всех вышеуказанных лиц недвижимой собственности.
г) О своих “длящихся” коммерческих, финансовых и иных интересах.
Проверкой занимается специально назначаемые в любом государственном управлении
или департаменте лица или группы лиц, комиссии, которые при необходимости могут
запрашивать дополнительную информацию, вызывать на беседу самих чиновников,
проводить расследование. Для чиновника последствия обнаружения допущенных им
нарушений могут выразится в виде применения к нему одной из следующих мер
воздействия:
частичная или полная дисквалификация
перемещения на низшую ступень
предложение прекратить “конфликтные” финансовые связи
Германия
В ФРГ независимо от конкретных специфических функций госслужащим вменено в
обязанность исполнять свои задачи беспристрастно и справедливо, при этом имея
целью благо всего общества. Госслужащий несет полную личную ответственность
за правомерность своих действий по исполнению служебных обязанностей. О
сомнениях относительно правомерности служебных указаний (распоряжений)
госслужащий должен немедленно сообщить своему непосредственному начальнику. Если
распоряжение остается в силе, а сомнения не устранены, он должен обратиться к
вышестоящему начальнику. Если и тот подтверждает распоряжение, то
госслужащий должен его исполнить при условии, что это не противоречит
установленному порядку. Подтверждение распоряжения в этом случае при наличии
просьбы должно быть дано в письменном виде.
Актуальная проблема борьбы с коррупцией - соблюдение служебной тайны. В ФРГ
госслужащий и по истечении срока службы должен держать в тайне сведения и факты,
ставшие ему известными в процессе деятельности. Без разрешения госслужащий не
имеет права давать показания или делать заявления по таким фактам (делам), даже
в суде. Разрешение такого рода дает руководитель службы или, если служебные
отношения прекращены, последний руководитель службы. Сведения для прессы вправе
давать только правление учреждения или уполномоченный им госслужащий. Закон
закрепляет обязанность госслужащего заявлять о ставших ему известными уголовно
наказуемых деяниях.
Повышенные требования и ограничения, связанные с государственной службой,
компенсируются в ФРГ соответствующим государственным жалованием и другими
выплатами, гарантиями, обеспечивающими стабильность рабочего места и продвижение
по службе, а также достойный уровень жизни.
В ФРГ госслужащему для всякой иной работы, помимо службы, требуется
предварительное разрешение высшей служебной инстанции. Разрешения не требуется
лишь для: принятия опекунства, ухода за больным или немощным, реализации
обязанностей по исполнению завещания, ”отправления” свободной профессии,
управления собственным имуществом, деятельности, связанной с обучением и
исследованиями в научных институтах и учреждениях. Государственные служащие не
вправе заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью лично или через
доверенных лиц, в том числе участвовать в деятельности правления,
наблюдательного совета или в ином органе общества, товарищества или предприятия
любой другой правовой формы.
Если по прекращении служебных правоотношений госслужащий занимается работой,
которая связана с его служебной деятельностью (в последние пять лет перед
окончанием службы), он должен заявить об этом по месту последней службы. Его
трудовая деятельность подлежит запрету, если есть опасения, что она наносит
ущерб служебным интересам. Запрет выносится последней высшей служебной
инстанцией госслужащего и теряет силу по истечении пяти лет с момента окончания
служебных правоотношений.
|