ДЕНЬ ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ
Есть много людей, которые в заблуждении говорят, что святые были слишком
самолюбивы, они уходили из мира в леса, пустыни, потому что не любили людей. Это
явная клевета на святых. Как раз наоборот – они уходили из мира, оставляли все
свое вещественное богатство бедным для того, чтобы помочь братьям по вере. Чем
они могли помочь своим братьям, живя среди суеты мирской, не имея Святого Духа?
Цель нашей жизни – стяжать Святого Духа.
В ком пребывает Святой Дух, тому все возможно. Где-либо в лесу, пустыне,
безмолвии постом и молитвой они побеждали свою плоть, а следовательно и диавола,
который действует через нашу плоть. В уединении и борьбе святые подвижники
стяжали Святого Духа и были сильны, имея великое дерзновение к Богу, и своей
дерзновенной молитвой они помогали своим братьям, живущим в миру. Многие из них,
уже стяжавшие Святого Духа, приходили в мир, к князьям, которые угнетали народ,
и испрашивали у этих князей послабления и милосердия к народу. Они не только
просили, но и требовали, так как были сильны Святым Духом, и князья слушали их и
исполняли их требования во славу Божию и для своего спасения.
ПРОПОВЕДЬ
Архимандрита Алипия (Воронова):
Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем память Всех русских святых.
Господь возлюбил, благословил русскую землю тем, что даровал на этой
благословенной земле много святых из среды русских людей. Нигде нет столько
святых, как на русской земле; и Божия Матерь также возлюбила русскую землю и
русский народ, даровав на этой земле множество чудотворных икон для утешения
страждущего русского народа. К нам в Россию приезжает много иностранных гостей –
дипломатические и духовные делегации, все они в один голос говорят, что нигде
нет такой Церкви и такого благолепия в ней, как в России. Всем нравятся наши
храмы.
Например, преподобный Сергий Радонежский много оказал помощи угнетаемому народу
своим ходатайством перед князьями. Всем известно, что его братия, жившая после
него в Троице-Сергиевой Лавре, оказала Отечеству великую помощь в Смутное время
в 1612 году своими молитвами, своим мужеством, пожертвованием и воззваниями к
народу на борьбу с поляками.
Святой князь Александр Невский во время татарского ига много раз путешествовал в
Орду и своею кротостью и смирением умилостивлял, смягчал татарского хана и
испрашивал милости для своего народа. Благодаря его ходатайству татары не
вмешивались в дела православной веры, не заставляли русский народ поклоняться
идолам.
Святой Стефан Пермский много потерпел от язычников, но они, видя его незлобие,
кротость и большое терпение, раскаивались в своих заблуждениях и обращались к
православной вере.
Святой Серафим Саровский, сильный Святым Духом, сколько оказал помощи
страждущим, скорбящим, заблудшим – этого невозможно перечесть.
Преподобные Антоний и Феодосии Киево-Печерские. Кто читал их житие, тот знает,
сколько они потрудились для Отечества, воздвигув Киево-Печерскую Лавру, в
которой страждущие люди получали столько утешения от святых подвижников,
учеников Антония и Феодосия.
Святой равноапостольный князь Владимир, обратившись от языческого заблуждения к
православной вере, стал совсем другим человеком: кротким, милосердным – и весь
русский народ через святое крещение обратил к истине.
Вообще, невозможно перечислить всех заслуг святых русских людей перед своим
Отечеством и народом. Много они проявили любви к своим братьям своею сильною
молитвою, и словом, и делом. По пророчествам из Священного Писания, нас ожидает
страшный гнев Божий, ужасное наказание за наши беззакония. Помолимся русским
святым, которые теперь еще более прославлены у Господа на небе, чтобы своими
молитвами они отвратили от нас праведный гнев Божий. Помолимся им в день памяти
их, и Господь послушает их, потому что они угодили Ему своим ангельским житием.
По их молитвам Господь, хотя на время, продлит наше благополучие. Аминь.
История праздника и трагедия
Идея соборного празднования памяти русских святых появилась в сер. XVI в., после
прославления сонма русских святых на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. Первая
служба в честь «новых российских чудотворцев» была составлена Григорием, иноком
суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, и предназначалась для пения 17 июля;
этот день стал первоначальной датой празднования Собора русских святых.
Современное празднование Всех Святых, в земле Русской просиявших, было
установлено по решению Поместного Собора Российской Православной Церкви
1917-1918 гг.
В докладе был сделан обзор истории службы новым российским чудотворцам и
предложено восстановить празднование памяти русских святых в воскресный день
после памяти Всех святых недели по примеру памяти афонских подвижников,
отмечаемой на Святой Горе. Собор определил восстановить празднование дня памяти
всех русских святых в 1-е воскресенье Петрова поста.
Сегодня праздник нашей поместной Русской Православной Церкви — День Всех святых,
от века в земле Российской просиявших. День этот, его песнопения и чтения,
заставляет задуматься об истории нашей Церкви, одной из Церквей-сестер
Вселенского Православия, о ее судьбах, современном состоянии и о каждом из нас
как о членах ее тела. Являемся ли мы любящими и верными ее чадами – или лишь
случайными посетителями ее храмов?
Сегодня, обращаясь к опыту близких и далеких наших предков, необходимо осознать,
что мало быть верующим, – надо быть воцерковленным, то есть жить регулярной
духовной жизнью, регулярно участвовать в Таинствах Церкви, в ее молитвах, жить
ее радостями и болями. Воцерковляясь, мы приобретаем опору, делаем свою жизнь
богаче и содержательнее, приближаемся к совершенной радости.
После 1917 г. началась героическая эпоха в истории Русской Православной Церкви –
эпоха массового мученичества. Русская Церковь, выдержав десятилетия гонений,
сохранила чистоту Православия.
Если мы канонизируем всех наших мучеников, то сонм святых в Русской Церкви будет
больше, чем во всех других поместных Церквях вместе взятых.
В Магадане вырыли ров, триста священников загнали в него и засыпали живыми.
Земля три дня дышала человеческими легкими. 40 священников были зарыты живыми на
Смоленском кладбище Ленинграда. Тысячи и тысячи расстрелянных, миллионы погибших
в тюрьмах и лагерях. Когда вели на расстрел митрополита Владимира, он не
извергал из уст своих проклятия убийцам, а пел песнопения чина монашеского
погребения.
Эти святые мученики зовут нас не к мести и ненависти, а к молитве, твердости в
вере и любви. Их кровью полита земля России, и их молитвами восстает ныне
Русская Церковь. Но спросим себя: достойны ли мы их крови? Достойны ли мы быть
наследниками их памяти? Чего мы сами хотим, к чему стремимся? В нашем ответе на
этот вопрос – наше будущее. Променяем ли мы нашу веру на материальные блага
Запада и духовные лжеучения Востока или укрепимся в Православии?
Молитвы всем святым
Молитва первая
Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел
воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим
Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви
Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и
учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози
совершишася, святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми
благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в
радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым
помогати. Сих святых всех и (имя святого) воспоминая и их богоугодное похваляя
житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя
дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному
последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною
помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися
славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.
Молитва вторая
О преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы
и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего
торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие
хвалебное пение и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у
Преблагаго Господа: вемы бо, воистинну вемы, яко вся, елика восхощете, испросити
у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам: молите Милостиваго Владыку, да
подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко да текше по
стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти и
в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами
прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
Чудотворное исцеление ребенка по молитвам к святителю Луке в Свято-Владимирском
соборе в Херсонесе
В Свято-Владимирском соборе (Херсонес, Севастополь) есть икона святителя и
исповедника Луки, епископа Крымского, Чудотворца, с частицей мощей этого
великого угодника Божия. Недавно к одному из клириков собора подошла одна
взволнованная женщина, передала ювелирное украшение и попросила разместить его в
киоте иконы святителя Луки. Она рассказал о чуде, которое произошло с ее сыном
по молитвам к святителю Луке перед этой иконой.
Ее девятилетний сын сильно заикался. Заикался с рождения, причем это заикание
было настолько сильным, что он учился не в школе, а на дому, по индивидуальной
программе. После молитвы у иконы святителя Луки здесь, во Владимирском соборе,
ребенок полностью исцелился от заикания, от косноязычия. Мальчик говорит
нормально, как все дети.
И вот они через год после этого чуда приехали в собор, чтобы принести в дар
святителю ювелирное украшение. Мама рассказала, что после исцеления ее сын пошел
в обычную школу, они счастливы и приехали поблагодарить святителя Божия за это
чудо.
Протоиерей Сергий Халюта,
благочинный Севастопольского округа
|