ЖИВИ. ЛЮБИ. ЕШЬ. ДЫШИ. МОЛИСЬ.
Ничто не существует обобщенно, без деталей и нюансов. Если нечто является
красивым или добрым, оно будет проявляться особым способом и в особое время —
так, чтобы мы смогли узнать о нем. И в этом заключается наша настоящая жизнь.
Жизнь, которая проживается «обобщенно», в общих чертах — это совсем не жизнь, а
фантазия. Однако то, что большинство людей считают или называют «реальным
миром», все больше носит черты такой фантазии.
Вот как об этом рассуждает священник Стивен Фриман
…Монах живет в монастыре. Он встает ранним утром и начинает свой день с молитвы.
Он сосредотачивает свой ум в сердце и погружается в чувство присутствия Господа.
Он возносит молитвы за тех, кто попросил его об этом. Он ест и направляется к
трудам, которые были ему поручены. И так он проживает свой день: он работает и
он молится.
И кто-нибудь задастся вопросом: «Но что он знает о реальном мире?» Хотя что
может значить такой вопрос? Он ходит по земле. Он дышит тем же воздухом, что и
все мы. Он ест, как мы, спит, как и мы. Как может его мир быть менее реальным,
чем мир для кого бы то ни было на этой планете?
…Мужчина живет в городе. Он встает утром, включает телевизор, готовясь к
наступающему дню. Он выскакивает на улицу (сильно опаздывает). Он садится в
машину, слушает новости по радио, делает пару звонков по мобильному. Он
добирается до офиса, где каждый миг будет делать что-то, что считает работой. Он
тратит еще по меньшей мере минуту, проверяя почту, мельком проглядывая «Фейсбук»
и, возможно, следя за новостями. Он вступает в спор за ланчем: о том, что
следует сделать где-то на планете и кому это следует сделать. Раздраженный и
сбитый с толку, он в который раз разочаруется в себе, потому что уже клялся, что
сегодня он не будет вступать в разборки по одному и тому же поводу. Он
возвращается к той же рутинной работе. После работы он заходит в бар, выпивает
пару коктейлей и решает остаться, чтобы посмотреть какой-то матч. Он
возвращается домой поздно и направляется прямиком в кровать.
Так кто живет в реальном мире? Жизнь человека-в-городе «реальна», она происходит
по-настоящему. Но на протяжении всего дня он отвлечен от того, что его окружает.
Никогда он не заметит, что дышит — пока не запыхается. Он глотает еду так
быстро, как только может. Даже пиво, которое он берет в баре, — дань привычке, а
не просто желанию побаловать себя и вкусовые рецепторы.
Если бы этот мужчина отстранился от подобного хода дел, его друзья посмеялись бы
над ним и могли бы пошутить: «Ты что, монах какой-то?»
Так где то «реальное», в котором нам следует жить?
Мы погружаемся во все большую отвлеченность, живя в современном мире. Но так как
чаще всего обмен опытом происходит с помощью СМИ и социальных сетей, эта
«отвлеченность» воспринимается нами как в каком-то смысле «реальная».
Ежедневное, порой непрекращающееся внимание, направленное к этой отвлеченной
«реальности», создает сердечную привязанность. Обычный случай: любой человек,
«отрезанный» от этого коллективного медийного опыта, будет чувствовать себя
одиноким, словно в изоляции. Конечно, три дня без СМИ ничего не изменят. Мое
внимание к тому, что отвлекает, — совсем не то же самое, что внимание к миру как
таковому. Ибо какой бы ни была реальность, она определенно не набор нарезанных
кадров, предложенных новостной лентой.
Опыт «реальности», транслируемой СМИ, обладает чертами «вещей обобщенных».
Привычки, которые формируются в нас, пока мы тратим свое внимание на эту
абстракцию, сами по себе являются смутными и беспредметными. Мы «заботимся» о
чем-то, но нет ничего конкретного, что мы могли бы сделать по этому поводу. Мы в
течение долгого времени раздражаемся из-за вещей, которые несказанно далеко от
нашей жизни. Наше внимание, как таковое, становится скорее пассивным откликом,
чем направленным движением души. Наши жизни по большому счету становятся
проживанием опыта манипуляции – только объектами манипуляции являемся мы сами.
Ценности христианской жизни выступают противовесом такому порядку. Естественно,
что наши попытки, направленные на стяжание добродетелей, сопровождаются
фрустрацией. Ни одна живая душа, чьи привычки сформировались в отвлеченном мире
современности, не в состоянии внезапно, по щелчку пальца, начать практиковать
сердечную молитву. Мы сидим неподвижно, пытаясь молиться, а наше внимание
блуждает. И неудивительно, что оно блуждает. Внимание натренировано пассивно
следовать за потоком СМИ. В безмолвии души нет новостного потока, и наше
внимание кажется нам покинутым и порожним.
В этом основание жизни монаха. Он живет так, как живет, чтобы быть внимательным
к реальности: видеть и слышать, пробовать на вкус и прикасаться к тому, что
является настоящим и доступным. Это не так уж отличается от того, какой была
жизнь большинства людей двести лет назад, до возникновения массовой культуры. И
это реально. Очень реально. И это основа евхаристической жизни.
Бог дает нам Себя, Свою созидающую жизнь благодать очень определенным и
особенным способом. Жизнь в абстракции чужда жизни в благодати. Не существует
таинства абстрактного, смутного или обобщенного. Единственное возможное
Присутствие – это реальное присутствие.
Если у нас есть желание молиться, значит нужно жить так, словно мы находимся в
молитве. Мы не можем жить в абстракции и вдруг оказаться в реальности. Мы не
можем «заботиться», а потом вдруг обратиться к любви. «Жить» – активный глагол.
Страсти, наводняющие коллективный опыт – нечто другое.
Живи. Люби. Ешь. Дыши. Молись.
Священник Стивен Фриман
|