РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ: НАЧИНАЕМ!
Рождественский (Филиппов) пост.
Двойное название поста объясняется просто: он начинается на следующий день
после дня памяти апостола Филиппа, одного из 12 ближайших учеников Господа
Иисуса Христа, и заканчивается в канун великого праздника Рождества
Христова. Даты: 28 ноября — 6 января. Эти два дня как бы обрамляют собой
40-дневный период поста, отсюда и его название.
Смысл поста:
Любой многодневный пост, и Рождественский в том числе, готовит нас к
максимально глубокому, полноценному переживанию предстоящего праздника. Цель
постящегося христианина — добиться, чтобы встреча со Христом в праздничный
день стала для него действительно важным событием, подготовленным и
усиленной молитвой, и подвигом воздержания. Человеческие тело и душа взаимно
влияют друг на друга. Поэтому, ограничивая себя в физическом плане
(например, в еде), мы помогаем и душе: мы перестаем разбрасываться по
сторонам и больше концентрируемся на духовной жизни: молитве, размышлениях о
Христе, на исполнении Его заповедей.
Кроме того, ослабляя тело (да и душевные силы тоже) менее калорийной, чем
обычно, пищей, мы учимся подчинять наши желания разуму и воле, а разум и
волю — Богу.
В Евангелии рассказывается, что перед выходом на проповедь в Галилее и
Иудее, которой суждено было длиться три с половиной года, Христос удалился
от людей и строго постился сорок дней и ночей (Мф 4:1–11; Лк 4:1–13; Мк
1:12, 13). Столько же прежде Него постились и Моисей, когда взошел на гору
Синай, где Бог дал ему десять заповедей (Исх 24:18); и пророк Илия, сорок
дней шедший без еды и питья к горе Хорив, где его ждала встреча с Богом (3
Цар 19:5–8). Характерно, что именно в конце сорокадневного поста Спасителя
попытался искусить диавол, очевидно, полагая, что пост физически истощил
Иисуса и сделал менее стойким. Но духовно Господь, наоборот, укрепился и все
искушения преодолел. Тем самым Он показал, что пост — лучшее оружие против
искусителя (о чем говорят в один голос все святые отцы), и подготовился к
Своему служению в мире.
В память об этих событиях и Рождественский пост, готовящий нас к переживанию
события Рождества Христова, и Великий пост, предшествующий празднику
Воскресения Христова, длятся по сорок дней и именуются в церковном уставе
Четыредесятницами.
«Пост Рождественской Четыредесятницы, — добавляет святитель Симеон Солунский,
— изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей,
получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок
дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но
воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».
История поста:
По времени возникновения Рождественский пост — один из самых древних.
В ранней Церкви Филиппов пост предшествовал празднику Богоявления. Именно
так — днем явления Бога в мир — называли в те времена христиане праздник
Рождества. А тот праздник, который мы называем Богоявлением сегодня, —
Крещение Господне, — присоединялся к «главному» Богоявлению, встраивался в
единый праздничный цикл, длившийся несколько дней подряд.
О том, что Рождество и Крещение Господне первоначально были одним
праздником, нам напоминает и устройство богослужения (обе службы начинаются
с великого повечерия), и особенная подготовка к обоим торжествам. В день
накануне праздника — сочельник, или навечерие — пост становится особенно
строгим: в монастырях принято не есть в этот день ничего, миряне же
стараются по возможности просто уменьшить количество пищи. В этот день в
Церкви совершается особенно торжественное богослужение. Если день будний, то
читают царские часы — более продолжительные, чем обычно, с фрагментами из
Ветхого Завета (паремиями), чтениями из Апостола и Евангелия. Царскими эти
часы называются потому, что в древности на них присутствовали члены царской
фамилии. А вечерня (которая, против обыкновения, служится утром) плавно
переходит в литургию Василия Великого — так же, как в Великий Четверток на
Страстной седмице.
Первоначально Рождественский пост не был таким протяженным, как сейчас: у
одних христиан он длился семь дней, у других — несколько больше. Держать
пост сорок дней стали, судя по всему, только после Константинопольского
собора 1166 года, когда Константинопольский Патриарх Лука вынес решение по
поводу длительности Рождественского поста: четкого правила по этому поводу
нет, признал он, однако «понуждаемся… последовать неписаному церковному
преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября (28 ноября по новому
стилю. — Прим. ред.)».
Особенности поста:
Во все дни Рождественского поста церковный устав Типикон предписывает
воздерживаться от мяса, яиц и молочных продуктов.
После дня памяти святителя Николая и до дней предпразднства Рождества (2–6
января) рыба разрешается только в субботу и воскресенье, а пост в другие дни
становится строже. В дни предпразднства пост самый строгий: рыба не
вкушается вообще, пища с маслом — только в субботу и воскресенье. А в
сочельник (с вечера 5 января до вечера 6-го) существует традиция не есть
ничего до появления первой звезды, после чего принято подавать на стол
сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом и другими
сухофруктами.
Но нужно обязательно учитывать, что все эти правила — строгий монастырский
устав. Миряне (не монахи), как правило, постятся мягче, советуясь насчет
питания со своим духовником и в зависимости от своих жизненных
обстоятельств. Традиционно мирянами не практикуется сухоядение (или
практикуется только в дни строгого поста со 2-го по 6-е января), рыба
исключается из пищи только в среду и пятницу (и со 2-го по 6-е января).
Начиная с 4 декабря — праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, на
одной из частей вечернего богослужения, утрене, хор начинает петь
рождественские катавасии — короткие стихословия, которые припеваются в конце
каждой из восьми песней богослужебного канона. «Христос раждается — славите;
Христос с небес — срящите (встречайте. — Прим. ред.); Христос на земли —
возноситеся! Пойте Господеви, вся земля, и воспойте людие, яко прославися»,
— так звучит первая из цикла катавасий, и мы чувствуем: Рождество уже на
пороге.
Вдобавок на праздничных службах периода подготовки к Рождеству — например,
19 декабря, в день памяти Николая Чудотворца, — на утрене поются особенные
рождественские стихиры.
Два последних воскресных дня, предшествующих Рождеству, называются Неделями
святых праотцев и святых отцов. Святые праотцы — это ветхозаветные
праведники: Ной, Авраам, Исаак, Иаков и другие, которые провели жизнь в
послушании и доверии Богу и этим внесли свой человеческий вклад в подготовку
пришествия Христова. А под святыми отцами Церковь в данном случае
подразумевает непосредственных сродников Христовых по плоти, начиная от
Давида и заканчивая праведным Иосифом, названым отцом Господа Иисуса. В это
воскресенье на литургии читается родословие Иисуса Христа из Евангелия от
Матфея: Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев
его… — и так далее.
|