В ТАРЕ ОТКРЫТ ДОМ-МУЗЕЙ МИХАИЛА УЛЬЯНОВА
Известного актера Михаила Ульянова помнят и чтят на его малой родине – в
городе Тара. А он всю жизнь любил этот маленьких сибирский город. Эта любовь
передалась и его дочери. Елена Ульянова, которая родилась в Москве, всем
сердцем привязана к Таре. "Когда я приезжаю в Тару, то начинаю теряться и не
знаю, как себя вести. Здесь совершенно другие люди. Они слишком искренние,
добрые, щедрые и душевные", – говорит Елена Ульянова.
В интервью «АиФ в Омске» Елена Михайловна рассказала о преградах на пути
появления мемориального комплекса, сибирской искренности и наших дорогах.
Чемодан в подарок
- Елена Михайловна, появление дома-музея Ульянова – событие всероссийского
масштаба. Я знаю, что это было вашей мечтой, и вы долго к ней шли. У нас в
России на самом деле так сложно открыть музей памяти известного человека?
Дочь - Елена Михайловна
Елена Ульянова:
Сложно! Музей отца на самом деле был моей мечтой. Когда я первый раз
оказалась в Таре и мне показали дом, где прошло детство папы, а он к тому
моменту уже ушёл из жизни, у меня защемило сердце: и от боли, и от радости.
Я поняла, что здесь нужно открывать музей. Мне сказали, что это очень
дорого, но мысль засела в голове. Очень быстро нашлись люди, готовые помочь.
Например, Пётр Вибе, директор краеведческого музея, просто загорелся этой
идеей. Я не ожидала, что экспозицию сделают за столь короткое время. Причём
создали бережно, аккуратно, душевно, грамотно. Её сделали из энтузиазма,
любви и особого отношения к Михаилу Ульянову. Вот это меня больше всего
поражает. Хоть экспонатов и мало, но получился настоящий музей. Нижайший
поклон Петру Вибе за его душевный порыв. На открытии музея я испытала
восторг, восхищение и искреннюю благодарность.
– Вы привезли в дар музею много личных вещей отца. Неужели не жалко
расставаться с семейными реликвиями?
– Мне безумно жалко расставаться с вещами отца. Когда я после небольшого
пожара делала ремонт в квартире родителей, которые жили там с 1974 года, то
пыталась оставить всё, как было при их жизни. Мне важно было сохранить
атмосферу этой актёрской квартиры, где на стенах висят огромное количество
фотографий, афиш, а на полочках стоят разные подарочки, статуэтки. Я даже
обои подобрала такие же, какие были при жизни мамы и папы. Иногда я прихожу
в эту квартиру и сижу в кабине отца. И честно скажу, что никогда не
расстанусь с какими-то знаковыми для меня предметами. Но для музея я хоть и
с болью в сердце, но отдам те вещи, которые будут интересны тарчанам. Ведь
музей должен жить, а вещи отца будут подпитывать его своей энергетикой.
Скорее всего, я отдам старый папин чемодан, который фигурировал в его
книгах.
Про старину и разбитые дороги
– Михаил Александрович часто говорил фразу «Я всегда рвусь в Тару». Вы
первый раз здесь побывали только после смерти отца. Успели за эти годы
понять, почему отец всегда так рвался в сибирскую глубинку?
– Для папы Тара была очень дорога. Он на самом деле часто говорил: «Я всегда
рвусь в Тару». Здесь прошли его самые счастливые годы, здесь он познакомился
с театром, искусством, творчеством. Это его родина. В одной из его последних
книг есть довольно большой рассказ о детстве, которое прошло в Таре, об
учителях. Я понимаю, почему папа так дорожил этим местом. Здесь совершенно
другая аура. Сердцем ощущаю, что я тоже отсюда и что это и моя малая родина
тоже. Я уже неоднократно повторяла и ещё раз повторю, что сибиряки – это
особая каста людей. Они так легко и доброжелательно относятся ко всем
просьбам, что ты просто не знаешь, как себя вести.
– Атмосфера старины в Таре, конечно, ощущается. Но если трезво оценивать
состояние города, то его бы давно уже не помешало бы осовременить. В конце
концов, у нас XXI век, а в Таре всё как было десятки лет назад, так и
осталось – старое, деревянное и разваливающиеся.
– На сегодняшний день по своему историзму Тара просто уникальный город. Мало
где остались такие крохотные, резные домики, улочки старые. Я считаю, что
нужно пытаться восстановить Тарскую крепость, отреставрировать старые
здания. Нужно оставить в городе кусочек истории, что будет привлекать
туристов. В подобных местах ты ощущаешь дух города, даже если рядом стоят
новостройки. Я в свой первый приезд в Тару заехала в большереченский музей
«Старина Сибирская», потому что мне это интересно. Если создать что-то
подобное и в Таре, то город будет развиваться. Хотя я вижу, что местная
администрация и так старается изо всех сил. Понятно, что повседневная жизнь
людей в эпицентре истории невозможна. Нужно расширять окраины, так делают
практически в каждом городе. Да, в Таре историзм превалирует над новым
жильём и надо привлекать какие-либо финансовые потоки. В том числе, за счёт
туризма.
– Когда вы первый раз приехали в Тару, то справедливо заметили, что путь
туда практически путешествие на край света. Дороги в тех местах назывались
худшими дорогами России по версии федерального «АиФ», хотя, кажется, что
местные жители к главной беде страны давно привыкли…
– К таким дорогам привыкнуть невозможно. Даже если знаешь, что они ужасные и
готовишься к этому морально и физически. Дорога чудовищна! Я часто езжу по
России, но такие ямы и ухабы только на пути в Тару увидела. Самое трагичное,
что дорога в этом направлении единственная и в Тару никаким другим путём не
доехать. Только безумные энтузиасты или же такие фанатики, как я, отважатся
туда поехать. Ну, хоть починили бы, что ли. Хоть дырки какие-то отдельно
залатали.
«Добрых людей хватает»
– Я знаю, что в Москве у вас есть фонд помощи пожилым артистам театра и
кино, и что ничего подобного в России больше нет. Зачем вы за это взялись?
– Фонд занимается поддержкой и помощью артистам, бывшим любимцам публики. Он
помогает всем, кто оказывается в беде. Нечто похожее есть в Москве у Маши
Мироновой и Жени Миронова, но их деятельность немного другая. В моём фонде
кроме помощника и бухгалтера никого больше нет. Я пытаюсь помочь тем людям,
которых знаю с детства, которые сейчас стареют и болеют. Фонд так же
занимается издательской деятельностью, ставит памятники. Но будущий памятник
Михаилу Ульянову, который я хочу установить в Омске к 300-летию города, к
деятельности фонда относиться не будет и ни копейки из него взято не будет.
Это моя, как дочери, инициатива.
– Сложно ли сейчас установить памятник бывшим кумирам?
– Процесс установки памятника очень сложный и безумно дорогостоящий. Это
требует огромных знаний и умений. Хорошо, что хоть с художественной стороны
у меня всё нормально, так как я художник. Во всём остальном – адская работа,
честное слово!
Особенно сегодня, когда никому ничего не нужно. И мало кто хочет
расставаться с деньгами под какие-то памятники каким-то артистам. Но мне в
этом помогают и «АиФ», у нас периодически возникают совместные проекты. Я
занимаюсь установкой памятников тогда, когда семья известного человека не
имеет возможности это сделать, так как нет денег. Так возник памятник
Старыгину, Невинному, мемориальная доска Жжёнову и так далее.
Памятник Михаилу Ульянову в городе Тара. Фото: АиФ / Николай Кривич
– Мне кажется, только у нас в стране артисты под конец жизни оказывают
забытыми и никому не нужными.
– У нас хорошо живут эстрадные артисты, а драматическим актёрам, которые уже
не имеют возможности где-то сниматься или играть, очень плохо. Они живут на
одну пенсию. И это только в нашей стране такая ситуация. У нас актёры, даже
великие, порой получают копеечные зарплаты и живут очень тяжело. Мой
ближайший проект – помощь некогда известнейшей певице Ольге Воронец, которая
серьёзно больна. Недавно ей ампутировали ногу, денег на лечение нет, а они
нужны. Сейчас я, скорее всего через московский «АиФ», попробую собрать
необходимые средства. У меня в фонде денег нет, они появляются только на
какую-то конкретную цель.
– На добрые и нужные дела деньги находятся?
– Да, но с каждым разом всё меньше и меньше. Хотя есть ещё добрые люди в
России. Очень трогательно, когда откликнувшиеся присылают по 100 рублей, по
200, по 3 000 тысячи… В основном это люди неравнодушные и сострадательные. И
Россия сильна именно такими людьми.
Ольга Минайло
На фото
Дом-музей Михаила Ульянова в Таре. Фото: АиФ / Николай Кривич
|