НЕ ЖДИ ОТ ДРУГОГО ИСПРАВЛЕНИЯ — ИСПРАВЬСЯ САМ
Архимандрит Андрей (Конанос) рассуждает о семейном счастье.
Я видел родителя, у которого дома было очень много проблем, трудностей, а он
испытывал радость, у него были больные и страдающие дети, а он среди всего
этого испытывал радость. Он знал, как любить этих детей, которых послал ему
Бог. Наслаждался Божиими дарами среди всех испытаний и тягот, с
благодарностью и смирением. Он думал: «Бог знает! Бог знает лучше меня! Бог
бесконечно добр! Он бесконечно мудр и свят!» — и испытывал радость.
Видел я и людей, у которых есть деньги, которые лопаются от здоровья, а
сердце их несчастливо. Что-то внутри поедом ест их, потому что они не
открыли тайны счастья и радости, заключающейся в смиренном принятии жизни
такой, какая она есть, и принятии даров, которые посылает нам Бог, в молитве
ко Христу, в любви к Господу. Поэтому мы очень счастливы, мы, близкие к
Церкви, потому что независимо от того, бедные мы или богатые, красивые или
непривлекательные, высокие или низкие, мы научились радоваться Божиим дарам.
Всё — дар. Если ты достигнешь того, чтобы понять, что всё — дар, и рак —
тоже дар… Это очень трудно, и я не могу этого понять с такой легкостью,
однако, читая святых и видя святых людей, понял одно — а именно, что
некоторые люди научились смотреть на всё как на дар. А когда у тебя есть
дар, ты ведь радуешься. Не так ли? Если тебе делают подарок, ты ведь
радуешься, не правда ли? Так научись же этому и проси Бога, чтобы показал
тебе, что всё — дар. И тогда вы будете радоваться и передадите детям и всей
семье такие хорошие запасы, которые будут сопровождать их не год и не два, а
всю жизнь.
Один отец сказал мне:
— Я отдал ребенку целую кучу денег, и вскоре они у него испарились! И как
только он сделал это? Всё потратил, всё спустил на какие-то бессмысленные
вещи!
Он не использовал как следует того, что имел. Потому что сокровище, которое
ты отдал ему, наследство, которое оставил ребенку, деньги — это не то, что
задержится надолго. Тайна жизненного успеха — в том, чтобы дать детям уроки:
уроки смирения, простоты, благодарности Богу, любви к Богу.
Научи же ребенка твердо стоять на ногах, чтобы, когда выйдет в люди, он смог
выстоять. Ребенка поддержат не только деньги, знания и диплом, но и
жизненные уроки, которые ты дашь ему, уроки счастья. Запасы с большим сроком
годности, постоянно приносящие плоды.
Когда, например, ребенок видит, что какая-то проблема решается дома с
напряжением, криками, нервотрепкой, стрессом, руганью, — какое послание он
получает? Такое, что жизнь — это нескончаемое роптание, что жизнь
чрезвычайно трудна, просто ужасна, она — очень неприятное событие. И что
тогда усвоит этот ребенок? Как он подготовится к жизни? Как создаст семью,
если получил от тебя послание, что всё в жизни вызывает напряжение, крики и
стресс? Понимаете?
Кто-то рассказывал: " Когда у отца случались финансовые проблемы, он покупал
отличную курицу, в то время как мы были бедны, покупал какую-нибудь вкусную
еду и сласти — и нес это домой, чтобы угостить нас. И говорил: «Дела у нас
немного пошли не так, но сегодня мы отлично проведем время! И, Бог даст, у
нас всё получится!» И внушал нам оптимизм. Проблемы были, но он передавал
нам радость. И я смотрел в глаза отцу и видел, что у него была надежда, была
вера, у него был сильный характер, и он не сдавался…"
Это, дорогие мои, знаете, какой урок для ребенка? Смотреть на своего отца,
что он не сдается, не начинает роптать и негодовать: " Ну, что теперь
делать? Опять эти деньги. Где же мы найдем столько денег? В этом доме всё не
слава Богу, у нас всегда проблемы!"
Поэтому дети иногда говорят на Исповеди: "Ой, отче, да какую я семью создам?
Я что, видел что-нибудь хорошее у родителей? Разве родители научили меня,
что семья — это что-то хорошее?"
Видел я и таких, кто создал семью и счастлив. Так что будь внимательней!
Никогда не передавай такого послания своему ребенку! А ты его передаешь. И
вопрос не в том, что ты ему скажешь, как некоторые говорят своим детям:
«Смотри, чтобы ты создал хорошую семью!» Дело тут не в словах. Дело не в
том, чтобы ты сказал ему: «Создай хорошую семью!» — нажал кнопку, и он тут
же создаст хорошую семью.
Он скажет тебе: " А ты покажи мне, что такое хорошая семья! Покажи мне на
своем примере хорошую семью, ты же мой отец! (Ты же моя мать!)"
И ребенок говорит: " Меня не интересуют твои морщины, не старайся
загримироваться. То, чего я от вас хочу, — это не красивое лицо, не чтобы ты
надушилась и покрасила волосы. Не этого я хочу. Я хочу увидеть тебя красивой
от радости и счастья. Хочу увидеть тебя красивой среди житейских проблем,
хочу, чтобы ты вливала в меня желание жить. Ты делаешь это? Я от тебя
научился ропоту, негодованию, досаде, стрессу, разочарованию, горести,
понял, что жизнь — это что-то до того трудное, изматывающее, неблагодарное…
Как же я создам семью? Что я хорошего видел, чему захотелось бы
поревновать?"
Один священник, мой друг, сказал как-то: "А знаешь, почему я стал
священником? Когда я был маленьким, я увидел одного сельского священника, он
был такой статный, хороший священник, и ему радовалась семья, радовалось
село, все его любили. Он меня так вдохновил, что я сказал себе: «Хочу стать
как он! Хочу стать таким же хорошим батюшкой, как он!»
Отсчет времени начинается с этого момента — отныне и впредь
Но даже если ты уже всё испортил, — а многие из вас всё испортили и теперь
жалуетесь и плачете, — то скажем: «Отныне и впредь». Отсчет времени
начинается с этого момента — отныне и впредь. Слава Богу, в Церкви нет места
разочарованию, и даже если ты всё испортил, Бог говорит тебе: «Отныне и
впредь Я могу и море сделать сушей». Где-то в псалмах говорится, что Бог
может сделать всё, Он может камни превратить в море и море в сушу, в твердую
скалу, чтобы ты утвердился на ней и твоя жизнь изменилась[1]. Чтобы ты
покаялся, изменился.
А если ты только что стала матерью, то отныне и впредь положи благое начало,
и если дети твои малы, будь внимательной! Твоя жизнь должна быть такой,
чтобы ты их вдохновляла, чтобы они думали о тебе, когда будут создавать
семью; чтобы брали у тебя уроки хорошей семейной жизни, а не (как говорит
старец Паисий, что дети — копии родителей) копировали то, что «моя мама
только и смотрит, как бы разодеться, накраситься и прихорошиться». Это ли то
послание, которое ты хочешь передать своему ребенку?
Думаешь, это удержит его в здоровой семье, укрепит его брак? Не обманывайся:
не прически и духи удержат ребенка, которого ты воспитаешь, а иммунитет
души, то есть смысл жизни, вера во Христа, любовь, терпение, молитва,
доброта, прощение, подлинный диалог, уважение. Вот что ребенок должен
увидеть в тебе.
Надо научиться уважать, чтобы ребенок видел, что мать уважает своего
супруга, и отец уважает и любит ее, чтобы он ее так уважал, почитал и
заглядывал ей в глаза, словно она — его царица. «Моя госпожа», — говорили
супруги в былые времена. «Я приду с моей госпожой».
Ты только подумай: «госпожа» означает «царица», «жена — это моя царица»,
«муж — мой царь, он мой господин. Я его люблю, почитаю, и мы близки, но и
уважаем друг друга».
А видит ли твой ребенок, что вы уважаете друг друга? Или отец выходит, и
мать тут же начинает чернить его перед ребенком, а отец осуждает мать в
присутствии детей. Какую же картину ты рисуешь ребенку, чему он после этого
поревнует, не скажет ли: «Да чтобы я стал отцом, как он? Да что я хорошего у
него видел, чтобы можно было этому поревновать?»
Конечно, у ребенка иногда бывает сопротивление. Их привлекают другие
образцы, но пускай они хотя бы в душе вас признают, уважают, ценят. А это
уже зависит от того, как ты сам относишься к ближним: уважаешь ли жену,
семью, любишь ли, слушаешь ли другого с уважением, даешь ли ему сказать
слово, ценишь ли его, позволяешь ли ему говорить дома. Потому что есть
супруги, которые молчат — мужья не разрешают им говорить, причем это
христиане, и они считают, что это по-христиански. А какой дух ты передаешь
ребенку? Чтобы он дома был тираном, чтобы творил, что захочет, а другие
должны перед ним трепетать? Или бывает, что жены говорят, но мужья не
придают их словам никакого значения, ни во что не ставят их мнение, не
считаются с мнением своих жен.
Это уроки для ребенка, когда он слушает мать, а ты, отец, ей отвечаешь:
"Верно говоришь, правильно. Хорошая мысль, надо об этом подумать. То, что ты
сказала, — совершенно верно. Умница! Как хорошо, что ты у меня есть и
помогаешь мне в трудные моменты!"
Ну разве то, что я сейчас говорю, — крайности, разве это какая-нибудь
романтика, лирика — чтобы ты почитал другого, придавал ему значение? Разве
уважать труд своей жены — это какой-то перегиб, крайность?
Например, ты видишь, что жена лежит трупом (и ребенок тоже смотрит на это и
усваивает эти уроки — без того, чтобы ты что-нибудь говорил, он и без слов
всё понимает), и вдруг требуешь от нее, чтобы она пожарила тебе картошку или
подала еще какую-нибудь трудную в приготовлении еду, тогда как у нее нет
сил, а ты мог бы поесть и чего-нибудь попроще. И ребенок получает такое
послание, что «жена в доме, моя мать — это служанка, она прислуживает и
должна постоянно что-то делать». Тогда как если скажешь ей: " Любовь моя,
отдохни, поди поспи немного, мы сами поедим. Да у нас в холодильнике столько
всего, а мы и обед еще не доели, так что нет проблем. Приляг, отдохни. Ты же
целый день бегала и так намаялась".
Если у вас так обстоят дела, то даже если ты оставишь ребенка безо всякого
наследства, без крыши над головой — он самый счастливый и богатый ребенок.
Правду говорю. Это и есть счастливая семейная жизнь и счастливые семейные
отношения, если вы проживаете их таким образом.
Нам не хватает обходительности. Я говорил это и снова говорю, и это никакая
не ложь и не лесть, и я говорю это не из психологических соображений: ты
очень хороший человек, я верю в это! Очень хороший! Прекрасный! Ты, который
слушаешь меня, — да, ты, я не ошибся и не говорю о каком-то другом
слушателе, а именно о тебе.
Красота меняет мир, но, к сожалению, мы ее не проявляем. Откуда я это знаю?
Да это знаю не я один, это знают все священники, потому что, когда другие
приходят к нам исповедоваться, они раскрывают красоту своей души, показывают
свою красоту. Да, называют грехи, разумеется! Но за грехом, однако,
скрывается нечто прекрасное в виде движения души.
Это смиренное покаяние — замечательная вещь. Когда человек приходит и,
скажем, плачет на Исповеди лет в 55–60, называет ошибки, которые совершает
дома, и плачет, а я ему говорю: "Извините, вот этот дух, который у вас
сейчас, это смирение, которое вы сейчас проявляете передо мной и Богом и
сокрушаетесь, — вы его никогда не показывали перед женой?"
Он говорит: "Что мне теперь, начать плакать перед женой?"
Заметь, я в принципе не считаю грехом, чтобы ты поплакал, если надо, когда
вы вдвоем, — если надо, говорю, и если ты чувствуешь, что виноват, — чтобы
ты поплакал и сказать ей: " Ну как же я веду себя с тобой!"
Думаю, это немыслимо, это невозможно, чтобы жена, увидев тебя плачущим, не
вытерла твоих слез и не сказала: "Ну иди сюда! Да что ты, не надо так! Да
ладно тебе, не так уж ты и виноват. Я сама виновата, я странная, раздражаю
тебя, нервирую, вывожу тебя. Я ведь тоже виновата, это не ты виноват, что
говорил со мной так.
И чтобы вы потом оба заплакали — от любви. А что будет потом? Вы обниметесь,
поцелуетесь, и ты скажешь: " Прости меня!"
Поэтому я и говорю тебе, что ты очень хороший, но только дома проявляешь не
это, а взвинченные нервы, ссоры, упрямство, неуступчивость. Ты ведь никогда
не отказываешься от своих слов, никогда не меняешь мнения, стоишь на своем и
ни шагу не уступишь. И вот, ты упрямый, она тоже упрямая, и побеждает тот, у
кого упрямство сильнее, нервы прочнее, эгоизма больше, а в результате у вас
ничего не получается. Ты приходишь на Исповедь и говоришь: " Да как же я
опять так поступил? Отче, я просто негодный".
А ты скажи это своей жене, и жена мужу. И когда один скажет: «Я негодный», —
другой ответит: «А я тебя очень люблю! Потому что я сама негодная! (Потому
что я сам негодный!)» И так мы смиримся!
Я это и имею в виду, когда говорю, что счастье ускользает у нас из рук. А
разве это так трудно — то, что я сказал? Думаю, все могут стать идеальными и
совершенными супругами, даже те, у кого есть немощи и проблемы, если мы
используем эти немощи и проблемы как материал для смирения, как материал для
признания своих ошибок, для сокрушения, любви, примирения, диалога — всех
этих замечательных добродетелей.
Сколько же тут хороших слов! Примирение, любовь. И ребенок твой сидит и
наблюдает за всем этим и понимает: «У меня оба родителя смиряются, каются,
любят друг друга, мирятся, целуются, просят друг у друга прощения!»
Какой же это хороший урок для ребенка — иметь таких родителей, иметь тебя. Я
не говорю о других, я говорю о тебе. Не смотри, что делают другие, и не
думай, как бы рассказать об этой беседе своему супругу (супруге), ты ее
слушай для себя и скажи себе: «Я виноват! Буду слушать эту передачу, чтобы
понять свою ошибку, а у тебя попрошу прощения!»
Некоторые говорят: "Да, я виноват, но ты тоже постарайся немного
исправиться!"
А ты не ищи этого, ты не жди от другого исправления, исправься сам. И если
каждый скажет это о себе, то мы увидим, что никто нас не заставляет насильно
меняться. И душа наша успокоится, исчезнет противление, противостояние и
напряжение нервов от эгоизма, и наступит сладкое смирение, которое будет
чем-то замечательным. И ваши дети будут замечательными детьми, очень
счастливыми, потому что у них будет самая хорошая мать и самый хороший отец,
лучше которых нет! И это будешь ты — это будет она.
То, что я вам говорю, совсем нетрудно. Такое бывает.
|