ОТЛИЧНИКИ ИЛИ ТРОЕЧНИКИ БОЛЕЕ УСПЕШНЫ В ЖИЗНИ?
Многие пациенты психологов в школьные и студенческие годы учились на
отлично, школу оканчивали с медалью, а университет с красным дипломом.
Парадоксально, но с огромной вероятностью отличника можно считать
неудачником в будущем.
Не потому ли, что желание доказать родителям и учителям, что он лучший,
приводит к тому, что ему приходится выжимать себя до последней капли, что
зачастую, с одной стороны, приводит к чувству собственной важности, а с
другой - к тоске от невыносимости такой напряженной жизни.
Оценки - не показатель умственных способностей ребенка, а всего лишь маркер
для учителя, дающий понять, что дети усвоили, а что нет. Но в классической
педагогике успех в обучении почему-то выражается именно в оценках. Выполнил
нормы и указания - молодец, получи высокую отметку, но если сделал работу с
использованием нестандартных приемов (например, творческих), балл занизят. В
отличие от середнячков отличник делает все по четкой схеме, но тем самым
загоняет себя в рамки, не давая мышлению работать изобретательно.
Не потому ли те, кто в прошлом был отличником, даже если потом и занимают
высокую должность и пользуются авторитетом, в экстремальных ситуациях
беспомощны? Психологи уверяют, что в глубине души такие люди недовольны
собой, невосприимчивы к критике, отличаются низкой самооценкой и постоянно
изводят сами себя.
Успеваемость и успешность - не одно и то же. Ученик с обычными хорошими
отметками, может, иногда и проигрывает во внимании со стороны взрослых, зато
середнячки с успехом справляются со стрессом и кризисами и умело
противостоят им. Они не стыдятся обратиться за помощью, проиграть и снова
выиграть.
Успешное окончание школы и института в современном мире не гарантирует
получения хорошей должности и статуса. Красный диплом и золотая медаль уже
не являются билетами в успешное будущее, а если вспомнить примеры из жизни,
то найдется немало историй о бизнесменах и руководителях - троечниках.
Навыки отличника, полученные не из любопытства, а из жажды внимания к
собственной персоне, превращают детей в роботов, для которых единственным
механизмом заполучить любовь родителя является отличная отметка. Ребенок
задирает планку все выше и выше, чтобы мама-папа обратили на него свой взор,
а тем временем тревога растет, стресса становится больше, что нередко
приводит к нервному истощению и походам к психологам и даже психиатрам.
Елена Хакимова
Взаимосвязь школьных оценок и будущего – весьма посредственна, как бы не
пытались поколения убедить молодежь в надобности «учиться в школе хорошо».
Почему некоторые троечники в разы успешнее отличников?
1. Отличник – это человек, для которого очень важна оценка его знаний и
умений
Для ребенка, который учится на 4 и 5 – получение плохой оценки становится
настоящим разочарованием жизни. Как в школьные годы, так и в последующем.
Троечники в этом плане гораздо проще: они знаю себе цену, они не зависят от
чужого мнения. Им в принципе все равно, что говорит общество.
2. Отличники – за систему, троечники – против нее
Отличник без лишних размышлений сядет за книги и учебники, и будет зубрить
строчку за строчкой, троечник задумается – а нужно ли это ему.
Как правило, троечники тоже не сидят без дела, они занимаются
самообразованием, изучают то, что интересно им, а не дается в рамках
программы «для общего развития».
Это целенаправленное обучение приносит плоды в будущем больше, чем куча
разрозненных общих знаний.
3. У троечников собственные приоритеты
Они не воспринимают учителей, как наставников. Это позволяет находить свои
пути!
4. Они имеют четкое представление о жизни
Как правило, троечники видят больше этой самой настоящей жизни, чем
отличники, поглощенные учебой. Они больше ориентируются в мире, проще
понимают в бытовых вопросах.
5. Троечники – расчетливые люди
Им важен не собственный статус, а прибыль. У них есть корыстные побуждения,
отличники же нередко годами «просиживают» на низкооплачиваемых местах,
только потому, что для них работать по профессии – дело чести.
Троечники считают, что их дело чести – получать достойное вознаграждение за
свой труд.
6. У отличников часто завышенная самооценка. Троечники в этом плане более
гибкие, они готовы учиться, поскольку не считают себя профессионалами.
7. Отличники – горды собой, и предпочитают «вращаться» в кругах подобных
себе
Троечники не делят людей на умных и глупых, они делят на нужны и ненужных.
Им без разницы, сколько у человека образований и регалий: они не стесняются,
не чувствуют себя хуже и всегда готовы к диалогу, если это в их интересах.
8. В троечниках больше тяги к риску
Они предпочитают рисковать и получать результаты, а отличники выжидают «погоды у
моря»: стечения обстоятельств, расположения звезд, лучшего момента.
Н.А.
|