ОТКУДА БЕРЕТСЯ ТАЛАНТ?

Что такое талант и каково его происхождение – вопрос, много лет занимающий умы ученых: педагогов, социологов, философов. Существуют два направления, каждое из которых объясняет природу таланта по-своему. Первое – талант дается от Бога, и это аксиома. Второе – талант передается по наследству, то есть имеет генетическое происхождение, причем проявляется иногда через несколько поколений.

Наука мало что прояснила

Еще в XIX веке английский ученый Фрэнсис Гальтон предпринял попытку выяснить, откуда берется талант. Он собрал огромное количество статистики и исследовал по историческим материалам родственников талантливых людей от Александра Македонского до выдающихся математиков и биологов своего времени. Действительно, процент одаренных людей в семьях знаменитых объектов изучения был достаточно высок.

Однако ни Шекспир, ни Вальтер Скотт, ни Шиллер, ни Данте, ни Байрон и еще множество других представителей творческих «профессий» не имели талантливых родственников совсем.

Вывод, который напрашивается сам собой: талант – тайна, скрываемая природой, и останется ею еще надолго.

Как распознать талант

Определенные признаки начинают проявляться с детства. Широко известен пример П.И.Чайковского, который еще в пятилетнем возрасте отличался особой чувствительностью к музыке и жаловался, что она звучит в его сознании, мешает и тревожит. Моцарт, Прокофьев и Ландау еще в детстве считались вундеркиндами.

Талант может внезапно проявиться и у взрослого. Вспомним Поля Гогена: он был чиновником, но бросил все и уехал на Таити, начал рисовать и сделался знаменитым. Так же приобрели мировую славу Матисс и Ван Гог, будучи зрелыми людьми.

Ученые приходят к выводу, что прямой корреляции между наследственностью, способностями детей и расцветом талантов в зрелом возрасте не существует. Хорошо известно, что Эйнштейн и Эдисон в школе считались бездарностями, Гегель практически был признан идиотом, а Вальтер Скотт и Ньютон были отстающими учениками.

В общем, с одной стороны, полная путаница, а с другой – надежда для тех, у кого есть потребность в творчестве: вдруг талант неожиданно откроется и жизнь приобретет иное качество?

Метод самопознания

Каждому интересно, как узнать свой талант, и для этого есть определенные методики. Не имеет значения, сколько вам лет. Попытайтесь покопаться в себе: есть ли такой род деятельности, который сильно захватывает вас, заставляет забыть обо всем, доставляет удовольствие? Например, вы бухгалтер и составляете отчет, а подспудно сверлит мысль: вот сейчас бы плюнуть на все, взять гитару и спеть любимые романсы. Понятно, что у вас есть музыкальный талант и, скорее всего, красивый голос.

Талант писательский может проявиться еще в школьных сочинениях, но это вовсе не обязательно. Если «пальцы просятся к перу, перо к бумаге», вы ведете дневники или просто записываете впечатления от дней и событий, не бросайте это занятие.

Вот простейший метод определить наличие у себя способностей и потенциала для развития таланта.

Зарывать талант – просто преступно. Вы лишите себя целого жизненного пласта, который делает наше существование богаче и ярче. Весь обнаруженный в себе креатив надо развивать, даже если он далек от характера вашей основной работы. Вспомните: Тютчев был дипломатом, а его гениальные стихи до сих пор пробуждают человеческую душу. Бородин был известным в свое время химиком, а опера «Князь Игорь» ставится и поныне.

В наш технократический век наличие таланта в семье или у близких друзей – просто дар Божий. И распоряжаться им надо как великим благом. Для себя и для людей.

Антон Тарасов, писатель

 

А вот мнение психолога Нины Ноздриной

Человек приходит в этот мир наделенным самыми разными задатками. Природа дает ему «набор» способностей, чтобы их выявили окружающие, пока человек еще маленький, либо чтобы он их развил у себя сам, взрослея или будучи уже взрослым. Эти способности закладываются, видимо, не в ДНК, а на более высоком уровне — ментальном или даже в бессознательном. Генез не является решающим фактором, так как у самых обычных людей иногда рождаются настоящие гении. Правда, наука допускает, что, возможно, одаренными были самые дальние предки гениального ребенка, но определить и доказать это практически невозможно.

Мало кто из родителей считает нужным присматриваться к занятиям и стремлениям ребенка, поэтому зачастую задатки так и остаются в состоянии зародыша. Но они никуда не пропадают, и потому совсем взрослые люди (иногда после сильного эмоционального или физического потрясения) обнаруживают у себя совершенно неожиданные таланты и даже становятся всемирно известными благодаря им.

Как выявить у себя дар? Пробовать себя в занятиях, к которым есть тяга. Это развивает не только сам дар, но и личность.

Наклонности, называемые паранормальными, на самом деле нормальные, свойственные для каждого человека. Мы обладаем ими «по умолчанию», это наши инстинкты. Только мы в обычной жизни не прислушиваемся к себе, своим ощущениям, а к инстинктам — почти никогда. Мы — здравомыслящие материалисты. Но достаточно хотя бы иногда отключать контроль разума, и эти свойства проявятся в полной мере.

 

Мнение художника Александра Григорьева-Саврасова

Талант художника. В чём он заключён?

Порой подсматривая за “а-ля мастерами”, обучающими изобразительному творчеству, не перестаю удивляться тому, что они ставят во главу угла для начинающего художника. Держите, мол, кисть так, штрихуйте так, тряпочкой втирайте так, пальчиком мажьте эдак… Чудеса и только, подобные уроки можно смотреть, как сериал.

Представляю, как, неуклюже оттопырив пальчик, начинающий художник тычет им в поверхность холста, тут же трёт тряпочкой, затем штрихует кистью и вуаля — “шедевр” готов! Будем объективны, каким бы крючковатым и удобным в работе не был Ваш пальчик — этого мало. Да, своим перстом Вы можете писать, можете ковырять в носу, можете сжать в кулачок от злости к постоянным творческим неудачам, но если Вы тренируете только его, то рискуете бесконечно тыкать пальцем в небо, так и не достигнув желаемых результатов.

Что же следует тренировать, развивать, прокачивать, на что в первую очередь обращать внимание и держать под постоянным прицелом, как снайпер, готовый к точному выстрелу? Собственно, ответ уже прозвучал — это Внимание. Как всегда, всё гениальное просто, не тренированный пальчик — ключ к Вашим победам, а внимание, умение видеть то, чего не видят другие.

Буддийская истина гласит: “Смотри на Луну, а не на палец, на неё указующий”. Как часто мы теряем фокус внимания, пытаясь узреть чудо в пальце, как трудно порой осознать очевидное, как тяжела дорога того, кто не видит дальше собственного носа.

Для художника внимание — это обостренное чувство, я бы сказал — воспаленный орган, которым он ощущает мир. Ничто не проходит мимо незамеченным — ни розовый слон, ни даже мысль случайного прохожего, в спешке забытая им в уличном кафе.Настоящий творец сродни рентгену наблюдает суть вещей сквозь серые лица, холодные одежды и множество житейских мелочей.Вопрос, если Вы не обладаете вниманием, зачем Вам тренированный пальчик, во что будете им тыкать? Смею предположить, в пустоту, которую заполняют картинки, скачанные из интернета.

Мне сейчас часто приходится встречать людей, разочаровавшихся в изобразительном искусстве. Они больше не видят путей развития своего творчества по причине ямы, в которую попали.

Что на дне этого колодца? Ничего, всё та же пустота, потому что после надоевшего срисовывания, копирования, повторения ничего не остаётся — ни радости, ни творческих побед, ни новых горизонтов. Жаль этих людей, так и не ставших самими собой! Я вообще не могу себе представить художника, писателя, музыканта, не обладающих гипертрофированным вниманием. То есть Вы обычный человек, если Ваша степень внимания к окружающей жизни в пределах нормы.

Что из себя представляет особая наблюдательность, присущая художнику? Давайте разберёмся, в чём же суть талантливых людей. Вы замечали за собой такую особенность? Рисуете Вы, например, вазу с цветами, а кто-то со стороны, возможно, педагог, наставник говорит: “Будь внимательней, разве такая форма у вазы?”

После подробного анализа Вы удивлены, как могли так ошибиться? Это же очевидно, что ваза не выпуклая, а прямая, цилиндрическая, яблоко на переднем плане вдвое больше того, что Вы изобразили, а цвета не такие дикие. Согласитесь, будь Вы чуточку внимательней, таких явных ошибок бы не совершили.

Талантливые художники действуют и видят иначе, они не разбазаривают внимание, их не загипнотизировать красотой лепестков. Они знают — самое прекрасное то, что скрывается за ними.

Простыми словами, только наблюдая во всех подробностях изображаемый объект, понимая его конструктивные особенности и все присущие ему визуальные качества, можно написать осознанное произведение. В противном случае мы получим зомбо-картинку, созданную в состояние транса от созерцаемых лепестков, как в случае с букетом.

Подлинный творец ничего не выдумывает в своих произведениях, он не фантазирует на тему, не создаёт высосанные из пальца образы, не рассуждает абстрактно. У него есть инструмент сродни волшебной палочке, он видит Луну, а не палец, на неё указующий.

Зачем что-то выдумывать, если мир полон мелочей, и каждая соринка готова рассказать великую историю. В малом кроется большое, нужно лишь иметь зоркий глаз, чтобы ни одна случайность, ни одна деталь не ускользнула от Вашего пристального наблюдения. Ваш радар внимания всегда на боевом дежурстве, всегда сканирует мир в пределах горизонта. Вам интересно всё: и птичка в небе, и круги на воде от тяжёлых капель дождя, и взгляд старой знакомой, ищущей Вашего внимания в набитом до отказа автобусе.

Кто-то скажет, таким надо родиться, это дар от “Высших Cил”. Совсем нет, так же, как пальчик, Вы можете тренировать свой орган внимания. Работая с натуры, Вам следует изучить каждую деталь. Сначала просто проговорите то, что Вы видите. Делайте это осознанно, помните, что-то в наблюдаемой реальности обязательно будет кричать: “Смотри на меня, я здесь главный!” Не поддавайтесь, смотрите не на палец, а на Луну.

Представьте, вскоре в Вашем багаже подмеченных мелочей, интересных случайностей и ярких наблюдений накопится целая библиотека реальных воспоминаний. Вот тогда-то Вы станете Властелином мира, Вами созданного мира.

Впоследствии все Ваши творения будут убедительны, потому что в их сути будет лежать жизненная правда. Вы ничего не выдумываете, всё, о чём Вы говорите в своих произведениях, узнаваемо и всегда находит отклик в зрительских сердцах.

Я даю Вам лестницу, выбирайтесь скорей из ямы, в которой Вас кормят чужими идеями, готовыми пошаговыми решениями, и суррогатными продуктами массового потребления.

Бегите прочь от чёрных дыр подражания к самому себе, только в Вас есть та правда, которая интересна зрителю, читателю, слушателю.

Комментарии наших читателей

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Специальное предложение

Наталья Желнорова

 

Читать книгу
Натальи Желноровой

"ГОРЕЛА ВРЕМЕНИ СВЕЧА" 
 

Читать книгу
Владимира Савакова и
Натальи Желноровой
"НОЧНОЙ ДИКТАНТ"

 

Читать книгу
Владимира из п.Михнево
"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ
ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"

 

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО 


 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!