РАССКАЗЫ СТАРЦА
Игумен монастыря Дохиар геронда Григорий (Зумис) давно известен и за
пределами Святой Горы. Истинно жаждущие услышать мудрые слова старца едут со
всех континентов, чтобы присутствовать на беседах с Герондой, где,
внимательно вслушиваясь в беглую речь переводчика, слушают рассказы о
монашеских подвигах, о страдающих, угнетённых и заблудившихся в страстях.
Вниманию читателей «Отрок» предлагает несколько фрагментов из книги Геронды
«Люди Церкви, которых я знал». Идея этого сочинения выросла как раз из таких
регулярных бесед. Это назидательные истории о подвиге любви,
самопожертвовании, скромности и, что самое главное, стремлении жить
по-евангельски. Геронда с большой теплотой описывает своих героев — мирян и
монахов-аскетов, которые и подают нам драгоценные примеры истинно
христианской жизни.
Довольство малым
Апостол Павел пишет о довольстве малым просто и лаконично: Имея пропитание и
одежду, будем довольны тем(1 Тим. 6, 8). И Господь говорит нам о безумии
того, кто задумал разрушить свои старые житницы, чтобы строить большие, так
как поля его принесли богатый урожай. Довольство малым — характерная черта
монашеской жизни от её начала и до сего дня. Надеюсь, что две следующих
афонских истории порадуют читателя тем, что это духовное делание не совсем
ещё исчезло у монахов.
Старик-пустынник, держа в руках стеклянный сосуд для масла с отломанным
носиком, пришёл в каливу монаха одного из скитов.
— Авва, дай мне немного масла для овощей. Прошёл месяц с тех пор, как оно
закончилось, а зелень без масла стала беспокоить мой желудок.
Пустынник дрожал от холода. Дырявая одежда не могла защитить его иссохшее
тело от сильного ветра, который так часто дует в зимние месяцы. Скитский
монах только что получил на почте шерстяной свитер. Он вынес его пустыннику.
— Вот, возьми: он новый, вязанный из овечьей шерсти. Надень-ка его, а то
замёрзнешь.
Тот надел его, взял бутылку с маслом и ушёл довольный. Но вот, через
несколько минут он возвращается, держа в руке свитер.
— Авва, мне он не понадобится. Отдай его лучше кому-нибудь, кому он нужнее.
Около двадцати дней спустя старец-пустынник перешёл в место вечного покоя,
где ему действительно уже не нужны свитера.
Один швейцарец, путешествуя по Афону, оказался у каливы, которая немногим
отличалась от «бычьей каливы» (так на Святой Горе называют хлев для быков).
Он тихонько постучал в дверь, и слабый голос изнутри пригласил его зайти.
Войдя, он увидел старца, сидевшего на деревянной кровати и перебиравшего
чётки. Гость окинул взглядом нищую обстановку каливы и, наконец, стал
рассматривать старца, одетого в одежду из грубой шерсти. Плохое знание языка
помешало поговорить с ним, но и без слов было ясно, что старец жил в нищете
и презрении от людей. Он не играл с божественными вещами, чтобы показаться
кому-то важным, и потому оставался никому не известным. Гость достал из
кошелька пятьдесят долларов, чтобы дать их старцу.
— Нет, я не возьму. Не так давно один человек дал мне двадцать долларов, их
мне хватит надолго.
Пришла зима, и иностранец вспомнил каливу пустынника. По почте он отправил
ему сто долларов на дрова и еду. Старец, получив их, тотчас отправил
обратно, так как кто-то ему уже прислал денег. Иностранец снова их выслал,
чтобы он раздал их нищей братии. Старец вновь вернул их с просьбой: «Вот сам
их и раздай. Будет нехорошо, если я за твой счёт буду казаться милостивым».
Летом швейцарец принял православие и крестился, научившись у старца тому,
что «блаженнее давать, нежели принимать» и «не бери без нужды ни обола».
Этот рассказ подобен прозрачной воде в горном источнике, один вид и журчание
которой освежают человека.
Люди, научившие меня святой жизни
С детских лет я слышал слова преподобного Иоанна Лествичника: «Монашество
есть постоянное понуждение себя». И моя покойная бабушка Захаро часто
повторяла мне поговорку: «Рабочий день начинается с ночи». Ты допустишь
ошибку, если отложишь сегодняшнюю работу на завтра.
Я начал удивляться добродетели самопонуждения и полюбил её прежде, чем узнал
на деле. И до сих пор я желаю её стяжать как подходящую моему характеру как
ничто другое.
Как-то я спросил у старца Амфилохия:
— Чем монах отличается от мирянина?
На это он мне ответил:
— Монах отличается постоянным понуждением себя.
После этого он целый вечер рассказывал мне о монахах, подвизавшихся в
самопонуждении.
Взгляд
С ностальгией я вспоминаю одну возвышенность, которая получила название
Матья после того, как один проходивший через неё человек остановился и
сказал: «Отсюда одним взглядом можно окинуть весь мир!».
Мне также часто приходит на память великий художник и реставратор Антоний
Глинос, который, увидев в Синайском монастыре написанную воском икону
Христа, долго дивился мастерству иконописца, а потом, посмотрев Ему в глаза,
в изумлении воскликнул: «В этом взгляде можно прочесть всё!».
Всё больше я убеждаюсь в истинности утверждения, что глаза говорят и
выражают мысли даже тогда, когда уста закрыты и голос не слышен. Одним лишь
взглядом можно высказать другому человеку и мысли, и то, что вертится на
языке, и даже то, что лежит глубоко в сердце. Одна смиренная исповедь
подтвердит правдивость моих слов.
Ожидая в больнице «Благовещение» своей очереди на процедуру, один дедушка
рассказал мне о незабываемом взгляде своего брата. На маленьком острове
Сикинос жила супружеская пара. Из-за нищеты их дочь вынуждена была выйти
замуж за троглодита. Он жил один в пещерах острова, присматривая за
небольшим стадом коз и овец. Дома его видели редко. Каждый раз он приходил
таким уставшим, что, увидев его, дети прятались. Мать напрасно говорила им:
«Детки, не бойтесь, это ваш папа». Третьи роды были неудачными, и мать с
ребёнком скончались. Двое старших мальчиков остались сиротами. На острове у
одной бездетной супружеской пары англичан был свой дом. Дети ходили туда,
чтобы получить немного еды. Как-то раз англичане сказали старшему мальчику,
который казался им более смышлёным: «Мы возьмём тебя к себе, но только ты
должен будешь прогнать из дома своего брата».
— Я схватил его за руку, вытащил наружу, спустил с лестницы и захлопнул за
ним дверь. Когда я отпустил его руку (это был самый страшный момент в моей
жизни), он поднял на меня свои глаза, посмотрел в мои и как бы сказал этим:
«На кого ты меня оставляешь?». Но я тогда ожесточил своё сердце и думал лишь
о собственной выгоде. С тех пор я всегда вижу перед собой этот взгляд, я
думаю о нём постоянно, и он не выходит из моего сердца. Всякий раз, когда
мне становится весело, он, как могильная плита, придавливает мою радость.
— Как сложилась судьба твоего брата?
— Мне об этом трудно говорить. Даже тот домик, который оставался у нас от
матери, у нас забрал наш дядя, а мой брат до сих пор живёт в пещере без
света и воды. Лишь большие черви составляют ему компанию во время сна и
трапезы.
— Что ты, дедушка, разве сейчас есть ещё люди, которые живут в пещерах?
Разве никто не может приютить его у себя?
— Сейчас, батюшка, я привёз его в Афины и вожу по врачам, чтобы хоть немного
угасить память о том страдальческом взгляде, но всё равно не нахожу покоя.
Его взгляд постоянно жжёт моё сердце. Послушай, батюшка, всегда смотри
человеку в глаза, чтобы всё увидеть и понять. Если он печален, то сними с
него его скорбь, а если весел, то укрой его, чтобы ему не потерять своей
радости.
|