ЭТО МИР СХОДИТ С УМА ИЛИ МЫ?
Так же, как и любой другой человек, я
чувствовал, будто мир выходит из-под контроля, и мы ничего не можем с этим
сделать. Я устал ото всех историй о перестрелках, нападениях и бомбах и
постоянного потока ужасных новостей, происходящих за пределами нашей страны.
Меня одолевает чувство угнетённости, когда я смотрю на то, какой хаос творится
по всей планете.
С точки зрения экономики внимания, чаще всего
вознаграждается экстремизм, потакание худшим предубеждениям, разжигание
наибольших страхов других людей, изображение мира, пылающего в «огне» из-за
однополых браков, насилия со стороны полиции, исламского терроризма или низких
процентных ставок. Интернет породил платформу, которая поощряет и распространяет
апокалипсические убеждения, при этом умеренность и здравый смысл становятся
слишком скучными и трудными для понимания.
И поскольку такое состояние является новым и
уникальным для меня, я сразу же предположил, что мир, должно быть, и вправду
стал хуже, чем был раньше. В конце концов, 10 или 20 лет назад я подобного
никогда не ощущал.
Но нет, мир не стал хуже. Просто сейчас мы
более осведомлены обо всех плохих событиях, чем когда-либо прежде. Как сказал
Та-Нехиси Коутс: «Насилие не является чем-то новым; всё дело в появлении камер».
Камер, Интернета и самого главного – социальных
сетей. С ними изменилось то, как мы что-либо узнаём, какая информация достигает
нас и чем люди больше всего делятся, получая за это поощрение.
Постоянное осознание каждого недостатка и
изъяна человечества, в сочетании с наплывом пессимистов и самовлюблённых
нигилистов, отнимающих внимание, является тем, что вызывает постоянное ощущение
отсутствия безопасности и преобладания хаоса в нашем мире, хотя на самом деле
это не так.
Данное ощущение – причина появления ксенофобии
и национализма в западных странах. Именно чувство неуверенности и страха
провоцирует возникновение противоречивых мнений вокруг деятельности таких
сильных личностей, как Трамп, Эрдоган и Путин. Оно поглотило сознание миллионов
людей и заставило их взглянуть на свою страну через призму кривого зеркала,
которое преувеличивает неправильное и преуменьшает значение правильного.
Больше всего меня беспокоит следующее: сегодня
людям, несмотря на то, что они живут в большей безопасности и достатке, а также
имеют неограниченный доступ к информации, кажется, будто мир сходит с ума, и
поэтому нужно принимать радикальные меры.
На самом деле не мир, а мы сходим с ума. Каждый
из нас погряз в потоке негатива, и мы готовы сжечь дотла все те структуры, на
которых основывались самые успешные цивилизации в истории человечества.
Но почему? Что произошло? И как мы можем это
остановить?
СКРЫТЫЕ ОПАСНОСТИ «МИРОВОГО СООБЩЕСТВА»
Каждый из нас слышал о том, что технологии соединяют мир, который, благодаря
ним, становится меньше, а мы превращаемся в одно большое глобальное сообщество –
и это прекрасно, поскольку голодающие дети в Мозамбике и Суринаме могут
позволить себе iPad. Бла-бла-бла… Интернет такой классный.
Не поймите меня неправильно: появление
Интернета значительно ускорило социальный прогресс. Это помогло совершить прорыв
в области защиты прав, повысить осведомлённость о дискриминации в отношении
женщин и различных меньшинств и даже свергнуть ряд правительств.
В каком-то смысле мы действительно становимся
мировым сообществом, учитывая то, к какому количеству информации имеет
мгновенный доступ каждый из нас. Одним из преимуществ такой связи заключается в
том, что если, к примеру, в Балтиморе беспричинно убьют темнокожего человека или
насильник из Огайо избежит наказания, активисты и заинтересованные граждане
могут быстро мобилизовать свои усилия и заставить соответствующие органы сделать
всё по справедливости.
«Топливо» для этой мобилизации, конечно,
возмутительное.
Вопиющие новости и информация распространяются
быстрее, чем что-либо другое, отбирая большую часть нашего внимания. Это и
хорошо, и плохо одновременно. С одной стороны, мы узнаём о самых вопиющих
несправедливостях в нашем обществе, как только они происходят; с другой, мы
только об этом и слышим.
Я не знаю имя губернатора моего штата, однако
мне известно всё о кампании за выход Великобритании из Европейского Союза. Я не
скажу вам ничего о последних достижениях в области лечения рака или о том, что
делается в моей общине для улучшения жизни. Однако я знаю, что соседи и жена
стрелка из Орландо думают о нём. Я понятия не имею, кто из моего района
баллотируется в Конгресс, но мне хорошо известно о том, что сторонники
легализации оружия из Техаса убили своих дочерей на улице из-за незначительной
семейной ссоры.
Это наш дивный новый мир. Когда вся информация
находится в мгновенном, открытом доступе, наше внимание естественным образом
притягивает всё самое нездоровое и гротескное, что мы только можем найти. И это
самое нездоровое и гротескное по аналогии находит свой путь к вершине сознания
нации, разделяя и вербуя нас в свои всё более поляризованные лагеря.
Нам представляют лишь самые экстремальные
отрицательные стороны определённых групп людей, что даёт нам искажённое
представление о том, как живётся в других частях мира. Это касается полиции,
бедных афро-американцев, мусульманских иммигрантов, шовинистов, злых борцов за
социальную справедливость. Нам представляют только самых худших из них – всего
0,1% от общего количества.
В результате нам кажется, что люди – злые экстремисты, которые всех ненавидят, а
мир постепенно рушится. Однако на самом деле всё далеко не так. Большая часть
населения – простые люди, между которыми существует не так много разногласий.
Мы демонизируем друг друга. Мы судим группы людей по их самым слабым и
испорченным членам. Чтобы защитить себя от осуждений других, мы объединяемся в
кланы и племена, ищем спасение в политике идентичности и принимаем
мировоззрение, которое не имеет ничего общего с холодными данными и
неопровержимыми фактами.
Именно по этой причине я начал отстраняться от
новостей и информации в социальных сетях. Я воздерживаюсь от мелких споров и
кликов по заголовкам вроде «Боже мой, Вы видели, что этот парень устроил в
Калифорнии?».
Вместо этого, я пытаюсь вернуться к тому, чтобы
познавать мир только посредством лонгрида
-материала, который тщательно исследуется и проверяется перед
публикацией. Я тренирую в своём мозге мышцы, отвечающие за фокусировку,
погружение и концентрацию. Я развиваю логику, оспариваю собственные убеждения и
всегда отношусь к чему-либо с разумной долей сомнения.
Это менее удобный и более трудоёмкий способ,
который вызывает у окружающих недоумение? Да. Но по-другому нельзя. Это
единственный способ не сойти с ума и воспринимать реальность такой, какой она
есть.
СВОБОДА НЕ БЕСПЛАТНА
Говорят, что в США свобода не бесплатна. Обычно
это высказывание употребляется для того, чтобы защитить ценности страны, и
относится к выигранным или проигранным войнам. Это один из способов напомнить
людям, что свобода была обретена не волшебным образом. За то, чтобы мы были
свободными, погибло немало людей. И это правда.
Суть заключается в том, что основные права
человека, доступные нам – свобода слова, религии и прессы – были заработаны
через борьбу с какой-либо внешней силой или угрозой.
Но люди, кажется, забыли о том, что свободу
получают, принося и внутренние жертвы. Свобода может существовать только тогда,
когда Вы готовы терпимо относиться к взглядам, которые противоречат Вашим
собственным, когда Вы готовы отказаться от некоторых своих желаний ради
безопасности и благополучия общины, когда Вы готовы пойти на компромисс и
принять, что не всегда всё должно быть так, как того хочется Вам, и это
нормально.
Настоящей свободы, по сути, не существует.
Единственный способ сберечь права человека – каждому из нас согласиться с тем,
что вещи не должны следовать своим чередом 100% времени.
Последнюю пару десятилетий люди, по всей
видимости, путают свободу с отсутствием дискомфорта. Они забыли о внутренней
борьбе.
Они хотят свободы самовыражения, однако не
желают иметь дело с взглядами, которые могут огорчить или обидеть их. Они хотят
свободы предпринимательства, однако не желают платить налоги. Они хотят свободы
выбора представителей власти, однако не желают идти на компромисс, когда
оказываются на проигравшей стороне.
Бесплатная и функционирующая демократия
требует, чтобы население выдерживало дискомфорт и недовольство, было
милосердным, прощало тех, чьи взгляды резко контрастируют с их собственными, и
оставалось непреклонным перед лицом насильственной угрозы.
Сейчас мы наблюдаем потерю способности справляться с дискомфортом и
неудовлетворённостью. Мы живём в мире, где каждый думает, что заслуживает того,
чего хочет от своего правительства, не думая о последствиях или остальной части
населения.
Постоянное чувство лёгкой неудовлетворённости –
вот настоящий вкус свободы. И если люди утратят способность терпеть его, то,
боюсь, в один прекрасный день он исчезнет.
АЛЕКСАНДР ЖВАКИН
|