ВЛИЯЮТ ЛИ ПРОКЛЯТИЯ НА НАШУ ЖИЗНЬ?
«Если да, как от них избавиться? Хотелось бы
узнать конкретно, без спекуляций. Тут моя сестра навещала город детства и ей
сказали, что первая жена нашего отца долго проклинала и маму, и нас. Теперь Оля
ночами не спит, вспоминает все, что с ней случалось: болезни, потери, хотя мы-то
с ней чем виноваты?»
Олег Н.
Издавна люди знали, насколько опасно и страшно
родительское проклятие. Ной проклинает Хама.
Проклятие вошло в жизнь человечества так давно, что если бы каждое
злобное слово и пожелания бед исполнялись, мы бы с вами сейчас бесед не вели
по причине того, что род человеческий точно бы уже прекратил свое
существование. Тем не менее феномен проклятия существует - и проклятия
человеческого, и проклятия Божьего. Но надо четко понимать, что
благословение возникло не просто раньше, оно первичней. А значит, сильнее.
Так же как добро первичней и сильнее зла, и Господь только попускает злу
торжествовать из целей воспитательных по отношению к человеку, а не в
качестве наказания. С проклятием, считают святые, то же самое. А теперь
будем разбираться детально.
Во время гнева наша душа гибнет
1. Начнем с проклятья Божьего. Как пишет святитель Филарет Московский, это
осуждение греха праведным судом Божьим. Только не надо наделять Бога
мстительностью: мол, Он, проклиная, наказывает человека за то, что тот
осмеливается нарушать Его волю, выраженную в данных человеку заповедях. Грех
саморазрушителен. Совершая грех, человек отчуждает себя от Бога, ведь Бог - это
свет, в Нем нет никакой тьмы, поэтому ничто темное, греховное, злое не может
находиться в присутствии Бога, пребывать в общении с ним. Первое проклятие в
адрес человека звучит из уст Божьих за грех братоубийства: Господь проклинает
Каина. Но - и это крайне важно! - проклятие звучит не сразу после убийства
Каином Авеля, а после того, как ожесточившийся Каин отвергает возможность
покаяться перед Господом в содеянном. Святые учат, что цель Божьего проклятия не
отмщение, а шанс на исправление человека через смирение и приведение его к
покаянию. Давайте задумаемся, почему, проклиная Каина, отлучая его от Лица
Своего, Господь накладывает на Каина знамение, "печать", запрещавшую кому-либо
убивать первого братоубийцу рода человеческого.
2. Проклятие Божье - это реакция на вопиющие нарушения духовных законов, данных
нам в виде заповедей. Возникшее позже, чем Божье благословение, проклятие Божье
своего рода отрицательное эхо благословения, его грозный отголосок, но оба они,
благословение и проклятие, с разных сторон очерчивают для нас грань, за которой
с нами происходит катастрофа, границу, за которой может произойти самоотлучение
человека от Бога как Источника жизни. Например, пятая заповедь гласит: "Почитай
отца и мать, чтобы тебе было хорошо и продлились дни твои". Перед нами условие
Божьего благословения: "почитай отца и мать". А в другой книге Библии уже
предупреждение: "Проклят злословящий отца своего или матерь свою!" Вот она грань
- отношение к родителям, старшим, старости. Будь тут осторожен, будь внимателен,
иначе нарушишь глобальный духовный закон, и все, дни твои сочтены. Неслучайно
пятую заповедь толкуют еще так: "Пока почитаешь родителей, живешь, перестал -
гибнешь".
Ощущение собственной безгрешности ведет
к падению
3. То есть при всей грозности Божьих проклятий не слова проклятия делают
человека проклятым, но сам грех, содеянный им, оскверняет, губит, проклинает. Не
Бог бросает грешника в пропасть погибели, а сам человек, нарушая духовные
законы, заповеди, отчуждает себя от Божьей милости и благословения. Подчас
только смерть может остановить и грешника, и распространение зла, казалось бы,
вот она - жестокая необратимость расплаты. Но ведь жизнь человека не
ограничивается кратким отрезком пребывания на земле. И посмертная участь даже
самых закоренелых грешников в руках Божьего милосердия. Другое дело, что
покаяние можно принести только в этой жизни. А только искреннее раскаяние
способно спасти нас и от наших грехов, и от чужой злобы.
4. Но что происходит, если проклинает человек? Понятно, что такое проклятье
субъективно, человек, в отличие от Бога, не всегда способен вершить праведный
суд и уж точно не так могуществен, как Творец Вселенной. И все-таки, как учат
святые, проклятие человека тоже может иметь последствия. В каких случаях? Для
кого? Проклинающего или проклинаемого? Как объяснял святой Паисий Святогорец,
проклятие имеет силу в случае, если оно является реакцией на несправедливость.
То есть когда мы делаем кому-то зло и нас в порыве обиды проклинают, это может
исполниться. Бог попускает таким проклятиям иметь силу. Однако если
несправедливости не было, то проклятие возвращается назад - к тому, от кого оно
изошло. Тот, на кого направлено проклятие, мучается в этой жизни. А вот тот, от
кого исходит проклятие, мучается в этой жизни и будет мучиться в жизни иной,
потому что если он не покается и не поисповедуется, то там будет наказан Богом
как преступник. Ведь проклиная обидевшего, ты словно берешь пистолет и его
убиваешь. Особенно страшно, если люди идут на это намеренно. Ведь если человек
проклинает кого-либо вопреки Божьему закону, он сам преступает закон. В таком
случае проклятие необратимо падает на голову самого проклинающего: "неизвинителен
ты, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя..."
- читаем у апостола Павла.
И проклятие, и сглаз теряют свою власть
над теми, кто раскаялся в своих грехах
5. Как освободиться от проклятия? Исповедью. "Если люди, пострадавшие от
проклятия, осознав, что их прокляли, потому что они были в чем-то виновны,
покаются, то все их беды прекратятся. Если тот, кто виновен, скажет: "Боже, я
сделал такую-то и такую-то несправедливость. Прости меня", - и с болью,
искренностью расскажет о своих грехах священнику на исповеди, то Бог простит
его, ведь Он - Бог. Это касается и невинно пострадавших от чужой злобы, и тех,
кого коснулся завистливый взгляд, называемый в народе сглазом", - учит святой
Паисий Святогорец.
6. "Страждущих завистью почитают еще более вредоносными, нежели ядовитых зверей.
Те впускают яд чрез рану, и угрызенное место предается гниению постепенно; о
завистливых же думают, что они наносят вред одним взором, так что от их
завистливого взгляда начинают чахнуть, будто из завистливых глаз льется
губительный, вредоносный поток. Я отвергаю такое поверье", - учит святой Василий
Великий и объясняет: когда ненавистники добра демоны находят в человеке
произволение к злу, то есть склонность совершить его, они начинают использовать
несчастного завистника как марионетку, бездумного и безумного проводника своей
злой воли. В таком случае зависть, сконцентрированная во взгляде, язвительном
слове, может и смутить другого человека, и навредить ему. Но только если жертва
завистника не защищена твердой верой и Таинствами Церкви - Исповедью,
Причащением. И уж конечно, пытаясь оградить себя от чужой злобы, не надо бежать
к магам и прочим расплодившимся жуликам от суеверия.
Почему мы так любим осуждать других
7. О пагубности суеверий, колдовства и волхований предупреждал еще Ветхий Завет.
А уж в новозаветные времена Церковь чрезвычайно строго наказывала за следование
суевериям. Потому что, доверяясь магам и иным обладателям "сверхъестественных
способностей", мы фактически вверяем самое ценное, свою бессмертную душу, в
волосатые лапы врага рода человеческого. Получается бег по кругу: пугаясь якобы
всесильной порчи и сглаза, мы, как неразумные дети, добровольно устремляемся в
объятия, "заботливо" распахнутые для нас дьяволом. Но ведь спасение можно найти
только у Бога. И разве Он не сильнее любых завистников, чью бы злую волю они ни
ретранслировали?
Мария Городова
|