КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
...Битва со шведами на Неве. Это было первое
по-настоящему серьезное испытание для молодого новгородского князя. И
Александр с честью выдержал его, проявив качества не только прирожденного
полководца, но и государственного мужа. Именно тогда, при получении известия
о вторжении, и прозвучали его ставшие знаменитыми слова: «Не в силе Бог, но
в правде!»
Собрав небольшую дружину, Александр не стал
дожидаться помощи от отца и выступил в поход. По пути он соединился с
ладожанами и 15 июля внезапно напал на шведский лагерь. Битва закончилась
полной победой русских.
...Церковное почитание святого князя началось, по-видимому, сразу же после его
смерти. Житие рассказывает о чуде, случившемся при самом погребении: когда тело
князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в
его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку
свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего».
Спустя несколько десятилетий после кончины князя было составлено его Житие,
которое впоследствии неоднократно подвергалось различным переделкам,
переработкам и дополнениям (всего насчитывается до двадцати редакций Жития,
датируемых XIII—XIX веками). Официальная же канонизация князя Русской Церковью
состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и
царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские
чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно. Церковь в равной мере прославляет и
воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа»,
и его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и «непобедимого смирения» (по
внешне парадоксальному выражению Акафиста).
Если мы обратимся к последующим векам русской истории, то перед нами предстанет
как бы вторая, посмертная биография князя, незримое присутствие которого
отчетливо ощущается во многих событиях — и прежде всего в переломные, наиболее
драматичные моменты жизни страны. Первое обретение его мощей совершилось в год
великой Куликовской победы, одержанной правнуком Александра Невского, великим
московским князем Дмитрием Донским в 1380 году.
В чудесных видениях князь Александр
Ярославич предстает непосредственным участником и самой Куликовской битвы, и
битвы на Молодях в 1572 году, когда войска князя Михаила Ивановича Воротынского
разбили крымского хана Девлет-Гирея всего в 45 километрах от Москвы. Образ
Александра Невского видят над Владимиром в 1491 году, спустя год после
окончательного свержения ордынского ига. В 1552 году, во время похода на Казань,
приведшего к покорению Казанского ханства, царь Иван Грозный совершает молебен у
гроба Александра Невского, и во время этого молебна происходит чудо, расцененное
всеми как знамение грядущей победы. Мощи святого князя, пребывавшие до 1723 года
во Владимирском Рождественском монастыре, источали многочисленные чудеса,
сведения о которых тщательно записывались монастырскими властями.
Новая страница в почитании святого и благоверного великого князя Александра
Невского началась в XVIII веке, при императоре Петре Великом. Победитель шведов
и основатель Санкт-Петербурга, ставшего для России «окном в Европу», Петр увидел
в князе Александре своего непосредственного предшественника в борьбе со шведским
господством на Балтийском море и поспешил передать под его небесное
покровительство основанный им на берегах Невы город.
Еще в 1710 году Петр повелел включить в отпусты при богослужении имя святого
Александра Невского как молитвенного предстателя за «Невскую страну». В том же
году он лично выбрал место для построения монастыря во имя Святой Троицы и
Святого Александра Невского — будущей Александро-Невской лавры. Петр желал
перенести сюда из Владимира мощи святого князя. Войны со шведами и турками
замедлили исполнение этого желания, и только в 1723 году приступили к его
исполнению. 11 августа со всей подобающей торжественностью святые мощи вынесли
из Рождественского монастыря; процессия направилась к Москве, а затем к
Санкт-Петербургу; повсюду ее сопровождали молебны и толпы верующих. По замыслу
Петра в новую столицу России святые мощи предполагалось внести 30 августа — в
день заключения со шведами Ништадтского мира (1721 год). Однако дальность пути
не дала осуществить этот план, и мощи прибыли в Шлиссельбург только 1 октября.
По распоряжению императора они были оставлены в шлиссельбургской церкви
Благовещения, а перенесение их в Санкт-Петербург отложено до следующего года.
Встреча святыни в Санкт-Петербурге 30 августа 1724 года отличалась особой
торжественностью. По преданию, на последнем отрезке пути (от устья Ижоры до
Александро-Невского монастыря) Петр лично правил галерой с драгоценным грузом, а
за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые сановники государства.
Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день
перенесение мощей 30 августа.
Ныне Церковь празднует память святого и благоверного великого князя Александра
Невского два раза в году: 23 ноября (6 декабря по новому стилю) и 30 августа (12
сентября).
|