РОЖДЕННЫЙ В ВИФЛЕЕМЕ
Город, где родился Христос, в иудейской древности был маленьким и незначительным. Впрочем, расстояния там небольшие. В XX веке Вифлеем стал попросту пригородом Иерусалима, но и в старину он был рядом. От пещеры Рождества до Иерусалимского храма по прямой — примерно десять километров. Попасть в Вифлеем непросто. Современная карикатура показывает Иосифа и Марию на ослике у запертых ворот в высокой стене. Действительно, в наши дни Святому Семейству было бы трудно попасть в этот город, как и сегодня простым палестинским христианам, — с тех пор как несколько лет назад генерал Шарон окружил Вифлеем стеной.
Судьбы города и храма резко менялись в последние годы. Город был грязным, запущенным, но открытым для всех в первый период израильской оккупации (1967-1987). С 1987-го по 1993 год бушевала первая интифада — гражданское неповиновение палестинцев оккупационным властям. Стабильность наступила при Арафате (1993-2001): палестинские власти заасфальтировали дороги, построили парковки, открыли новые гостиницы и рестораны. Площадь города преобразилась — автобусная стоянка стала красивой пьяццой в итальянском стиле. Здание полиции, перед которым раньше дежурили израильские джипы с вооруженными до зубов солдатами, было снесено, и на его месте построен Музей палестинской культуры и археологии.
Сегодня палестинские территории Израиля расчленены на десятки «островов», окруженных израильскими КПП. Вифлеем — один из таких «островов» Палестинского архипелага. Хотя город и относится к Палестинской автономии, но решать автономные власти могут только вопросы уборки мусора. Израильские войска заходят в город, когда им вздумается. Большинство вифлеемцев никогда не выезжает за его пределы. Чтобы попасть в соседнюю деревню, тем более в Иерусалим, начинающийся прямо за околицей, надо иметь спецпропуск, а его трудно получить. Впрочем, это касается только местных жителей. Туристам попасть в Вифлеем — не проблема.
Но Рождество в Вифлееме уже не так торжественно и многолюдно, как когда-то. На православное Рождество приезжают паломники и туристы из России, Украины, Греции. А раньше там собиралась вся православная Палестина — из Назарета, Яффы, Иерусалима. Мультикультурность Вифлеема и Палестины имеет свои особенности — ни один праздник не забыт, но ни один не становится всеобщим.
Особенности местного ислама
Палестинские христиане — арабы, как мусульмане. К русским и те, и другие относятся одинаково хорошо. Мусульмане сегодня стали большинством в Вифлееме, это — результат еврейской колонизации. В 1948 году израильские евреи разрушили сотни деревень в окрестностях Иерусалима, и множество мусульманских беженцев оказались в Вифлееме. После 2000 года Вифлеем был отрезан от Иерусалима, работы не стало, и многие христиане эмигрировали.
Антагонизма между христианами-палестинцами и мусульманами нет — все же это один народ с общим языком и культурой, только у одних дома висит картинка храма Эль-Акса, а у других в таких же интерьерах, над такой же барочно-купеческой мебелью с алой или зеленой обивкой — икона Богородицы.
Особенность Палестины в том, что мусульмане участвуют во всех православных праздниках. Они зачастую зажигают свечи Богородице, или приносят Ей цветы, или просто стоят в храме, одетые в самые праздничные одежды. Таков местный ислам — ведь многие предки мусульман были христианами и многие их потомки сохранили христианский календарь и даже умение давить вино. Мусульмане посещают храм Рождества и молятся там в первую очередь около черного квадрата в мраморном полу. Ведь в Коране есть длинный рассказ о Рождестве Христовом. По его версии, Мария накануне Рождества сидела под пальмой и страдала от голода, когда по Божией воле пальма склонилась и накормила Ее своими финиками. Черный квадрат знаменует место, где росла пальма. Во времена Византийской империи, то есть до Мухаммеда и до Корана, эта легенда уже существовала, но ее связывали с Кафисмой, упомянутой выше церковью на полпути из Иерусалима, где были найдены мозаики, иллюстрирующие это чудо.
Три дара волхвов
Собор Рождества — самый древний христианский храм Святой земли. Сегодня его фасад утяжелен мощными опорами, удерживающими стены. Вход — низкий, но над ним можно разглядеть подкову входа времен крестоносцев, а еще выше — широкую притолоку входа византийской церкви. Одни говорят, что вход был частично заложен, чтобы всем пришлось поклониться, другие объясняют — чтобы грабители не могли украсть церковную утварь; но, скорее всего, это было сделано во избежание обвала..
Первый храм Рождества был маленьким — под стать размерам городка, но уже через сто лет, когда началось паломничество, его стали расширять и украшать. Сегодня это храм-базилика с густым лесом массивных розовых колонн, а на них едва угадываются полустертые временем восковые (в технике энкаустики) изображения святых.
Сердце храма — грот Рождества или пещера, где, по преданию, и произошло рождение Христа. Перед входом в пещеру — алтарь обрезания, где на восьмой день после рождения Богомладенец был обрезан по закону Израиля. Там находится икона улыбающейся Богоматери Вифлеемской — подарок русских царей.
В пещеру ведут ступени, вход обрамлен двумя мраморными колоннами работы крестоносцев. В пещере обычно много людей и мало воздуха, но все искупает возможность припасть к звезде, на которой написано: «Здесь родился Спаситель». Из-за этой звезды, по народному поверию, и вспыхнула Крымская война: турки попытались передать звезду католикам, Россия вступилась за православных, англичане высадили десант в Крыму. После войны турки восстановили довоенный порядок. Этот порядок сохраняется по сей день: у православных, католиков, армян и сирийцев есть определенные часы, когда они могут пройти процессией, кадить, поклоняться и молиться в храме Рождества.
В пещере слева от входа — каменные ясли, куда был положен младенец Христос. Крестоносцы в свое время поставили было деревянные ясли, но со временем те исчезли — да, правду говоря, в Палестине ясли обычно каменные. В глубине — дверь, отделяющая грот Рождества от подземного лабиринта, куда можно попасть через стоящую рядом латинскую церковь Святой Екатерины, где хранится керамическая скульптура Младенца Христа. Ее приносят и кладут в ясли перед латинским Рождеством и уносят обратно после православного. У двери грота — отверстие колодца. Туда, по традиции, упала звезда, за которой шли волхвы, и чистые сердцем могут увидеть ее.
Древнее мозаичное изображение волхвов в «персидских одеждах» не сохранилось до наших дней. В каноническом понимании волхвы были царями восточных стран, но у путешественника Марко Поло есть о них своя история, достойная апокрифа. Как рассказали ему в Персии, волхвы были зороастрийскими магами-священниками, которые по звездам узнали о предстоящем Рождестве Спасителя. Они пришли в Вифлеем, неся с собой дары, предназначенные проверить, кто Он. Если родившийся Младенец возьмет смирну — значит, он врачеватель; возьмет ладан — значит, Бог; золото — быть ему царем. Но Младенец принял все три дара, потому что Он исцелял страждущих, был Богом, и Царем не от мира сего.
Исраэль Шамир
|