МРОТ, ДА НЕ ТОТ
В эти дни страна продолжает обсуждать предложенные президентом Путиным
поправки к Конституции РФ.
Известно, что президентские поправки молниеносно были приняты в первом
чтении депутатами Госдумы.
Особенно дружно парламентарии восхваляют поправку, фиксирующую в Основном
законе положение о том, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума.
Неплохо бы при этом знать, как считается этот самый прожиточный минимум и
можно ли на него прожить?
Впрочем, ни члены правительства, ни слуги народа вряд ли об этом
задумываются, ибо у них есть на что жить. Меньше 500 тыс. рублей никто из
министров не получает, а с учетом надбавок и премий зарплаты отдельных из
них в 3-4 раза превышают указанную сумму.
Далеко не бедствуют и народные избранники, чья зарплата колеблется в районе
400 тыс. рублей, не считая бонусов, льгот, премий и различных доплат. А еще
у них служебные квартиры, машины, офисы, помощники. В общем, в кругленькую
сумму обходятся слуги народа этому самому народу, который в сравнении с ними
живет чуть не впроголодь.
Тем временем во Франции с самых богатых взимается НДФЛ 47%, и это не
единственный налог для данной категории граждан.
У нас же, судя по тому, как в верхах противятся предложениям ввести в стране
прогрессивную шкалу налога, просто не с кого его взимать.
Более того, делается все, чтобы подчеркнуть: чиновники - особая каста, им
все можно. Можно, например, назначить ушедшему в отставку омскому
губернатору доплату к пенсии за выслугу лет в размере 224,5 тыс. рублей в
месяц.
На Камчатке принят краевой закон, который добавил к пенсиям высших
должностных лиц и депутатов 150 тыс. рублей в месяц.
Между тем наше правительство установило прожиточный минимум для рядовых
пенсионеров в размере 8788 рублей.
Почувствуйте, как говорится, разницу.
Что касается МРОТ, то с 1 января 2020 г. он составляет 12 130 рублей, тогда
как медианная зарплата по стране - 15 тыс. рублей (медианная зарплата -
значение, при котором 50% работников получают зарплату ниже этого уровня, а
50% работников - выше). Роскошно, ничего не скажешь. Это ж сколько макарошек
можно накупить!
ЗАРАБОТАЛ - ПОЛУЧИ
А что если не побояться и поставить зарплату чиновников в прямую зависимость
от уровня медианной зарплаты по стране? Хочет чиновник, чтобы его
зарплата росла, пусть не ест, не спит и думает, как сделать так, чтобы у
людей работа была и зарплата росла, тогда и у него, глядишь, чуток
прибавится.
Можно дифференцировать зарплату в соответствии с неким коэффициентом. К
примеру, первое лицо в стране получает 10 медианных зарплат, соответственно
чиновники рангом пониже имеют коэффициент пожиже. А ушел на пенсию, живи как
обычный пенсионер в стране.
МИНИМУМ – ПО МАКСИМУМУ
Возвращаясь к поправкам к Конституции, предлагаю закреплять не само понятие
прожиточного минимума (ПМ), а его структуру. Что должен включать в себя ПМ:
оплату услуг ЖКХ с капремонтом - 20% от суммы, затраты на питание - 30% от
суммы (пересмотреть набор продуктовой корзины, которая должна включать в
себя полноценное здоровое питание), затраты на одежду, лекарства, связь и
прочее - 30%, оставшиеся 20% - на саморазвитие, культурную жизнь человека.
Уходя на пенсию, человек должен оставаться активной частью общества, его
прожиточный минимум должен быть равен прожиточному минимуму взрослого
трудоспособного населения или даже выше с учетом того, что люди преклонного
возраста чаще болеют, а о государстве судят по тому, как оно относится к
детям и старикам.
Закрепить также, что показатель медианной зарплаты по стране должен быть как
минимум в два раза выше уровня прожиточного минимума (сейчас он практически
равен ему).
Таким образом, медианная зарплата становится главным показателем. К ней
привязаны и прожиточный минимум, и зарплата чиновника. Вот только тут и
начнется реальная, а не имитационная работа по повышению уровня
благосостояния всех граждан.
Светлана Апполонова.
|