С ЛЮБИМЫМИ НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ!
22 февраля Родительская суббота. Давайте помянет всех тех, кто нам дорог, но
уже перешел в иной мир. Почему православные христиане молятся за своих
умерших? Что происходит с человеком после того, как он умирает, и нужны ли
ему наши молитвы?
Поминать умерших можно только когда веришь, что они – живы. Эта,
парадоксальная, на первый взгляд, мысль подтверждается, тем не менее, даже
не церковным учением, а обычной человеческой интуицией. “Все там будем…” –
так звучит самая распространенная в нашем народе формула поминовения
умерших. И нужно сказать, что это очень глубокое отношение – глядя на чужую
смерть, помнить о своей собственной. Но есть очень важный момент, который в
этой формулировке никак не обозначен: а, собственно, где это – “там”? Что
находится за чертой, которую уже перешел умерший и которую рано или поздно
предстоит пересечь каждому из нас? Если за ней лишь пустота, небытие и
полное уничтожение человеческого самосознания, тогда сама фраза “все там
будем…” лишается всякого смысла, поскольку никакого “там” в этом случае
просто нет и быть не может. Получается, что, поминая наших умерших даже
такой простой фразой, мы исповедуем свою веру сразу в три серьезных факта:
1. Биологическая смерть не уничтожает человеческую личность.
2. После смерти, лишившись тела, человек попадает в иной, неизвестный нам
пока еще, но вполне реальный мир.
3. Переход в этот мир – объективно неизбежен для всех людей, независимо от
их личного желания.
Когда близкий человек попадает в больницу, мы навещаем его, носим ему книги,
фрукты и куриный бульон в баночке, рассказываем последние новости и,
прощаясь, говорим, что завтра обязательно придем к нему снова. Если кто-то
из дорогих нам людей находится в заключении, мы тоже знаем, как проявить
свою любовь к нему, нам известно, в чем он нуждается, мы собираем ему
передачи и шлем посылки, пишем письма, ездим на свидания, короче – делаем
все, что может помочь ему перенести тяготы лишения свободы.
Но когда родной человек умирает, это всегда ставит нас в какой-то тупик.
Нет, мы, конечно, не стали любить его меньше, горечь разлуки даже усилила
наше чувство и помогла понять – как дорог нам тот, кого смерть у нас отняла.
Но что делать дальше, как эту нашу любовь выразить, как сделать, чтобы она
дошла до любимого и помогла ему, или порадовала его там, где он оказался –
этого мы не знаем. У нас просто нет опыта бытия там – за гранью земной
жизни, мы даже представить себе не можем, что же происходит с человеком
после смерти. А когда не хватает своего личного опыта, вполне разумно
обратиться за помощью туда, где подобный опыт имеется, – обратиться к
Церкви, которая уже почти две тысячи лет поминает своих умерших и имеет
огромное количество свидетельств действенности молитвенного поминовения
усопших. Поэтому очень часто смерть близкого человека приводит в Церковь
даже тех, для кого мнение Церкви никогда не являлось авторитетным во всех
остальных вопросах их жизни.
Вообще, без веры в жизнь после смерти, поминать умерших – довольно
бессмысленное занятие. В советский период истории нашей страны была такая
традиция – почитать память погибших в Великой Отечественной войне минутой
молчания. Для атеистического государства это был очень логичный ритуал.
Сердце человека требовало: “Поблагодари этих людей. За твое спокойное и
мирное существование они отдали самое дорогое, что у них было, – свою жизнь.
Ты навсегда в долгу перед ними, поблагодари их”. Но разум возражал: “Как
можно благодарить тех, кого нет? Какие слова можно сказать тому, кого не
просто нет рядом с тобой – вообще нигде нет, как не было тебя самого до
твоего рождения?”. К небытию бессмысленно обращаться с какими бы то ни было
словами, здесь действительно остается одно только скорбное молчание. Как
какое-то торжественное выражение неверующим человеком своего бессилия перед
фактом смерти близких людей.
Для атеистического сознания возможны лишь бессловесные формы поминовения
умерших, будь то минута молчания или поминальная чарка – молча и не чокаясь.
Но если человек отказывается полагать, что его близкие, умирая, растворились
без следа в мировом пространстве, если он верит, что они живы, и надеется на
будущую встречу с ними (пускай даже после собственной смерти), тогда такому
человеку для выражения своей надежды, веры и любви просто необходимы слова.
И простого, брошенного походя “…все там будем” здесь уже явно недостаточно.
Нужны другие слова – более точные и красивые, нужно понять – в чем смысл
такого поминовения, нужно разобраться, наконец – что же происходит с
человеком в этом самом загадочном “там”, где все мы, в конце концов, должны
будем оказаться.
Чего боятся верующие?
Армянский поэт X века Григор Нарекаци (почитаемый в Армении как святой)
писал:
Мне ведомо, что близок день Суда
И на Суде нас уличат во многом…
Но Божий Суд не есть ли
встреча с Богом?
Где будет Суд? Я поспешу туда!
Никто на свете не может предсказать с полной уверенностью посмертную участь
того или иного человека. Но Церковь с уверенностью говорит о неизбежном для
всех людей событии: после смерти каждый из нас обязательно встретится с
Богом.
А вот станет ли эта встреча для человека источником вечной радости, или
окажется для него мучительной и невыносимой – зависит уже от того, как сам
он прожил свою жизнь. Если он готовил себя к этой важной встрече, стремился
к ней, если всю жизнь главным критерием оценки своих поступков, слов и даже
мыслей для него был вопрос: “А понравится ли это Богу?”, то умирать такому
человеку уже не очень и страшно. Нет, конечно, предстоящая встреча с
Господом вызывает в его сердце волнение и трепет. Он лучше, чем кто-либо,
знает, как часто его стремление жить праведно разбивалось о его же
собственную лень, жадность, тщеславие, насколько неудачной была почти каждая
его попытка сделать что-то ради Бога, а не ради собственных страстей и
капризов. Но он знает также и другое.
Пытаясь жить по заповедям Божьим, он с удивлением и радостью увидал, что Бог
любит его даже таким слабым и несовершенным, не способным, по сути, ни на
что доброе. Это реальное переживание Божьей любви – главная, самая дорогая
ценность в жизни каждого верующего человека. Он научился видеть, с какой
трогательной заботой и вниманием участвовал Господь в его земной жизни. И
ему кажется нелепым даже предположить, что после смерти Бог отвернется от
него и сменит эту любовь на бездушную и холодную справедливость. Верующего
человека волнует совсем другой вопрос: “А не отвернусь ли я сам от Бога при
встрече? Не окажется ли вдруг, что для меня есть на свете что-то более
дорогое, чем Бог?” Вот этого верующий человек боится по-настоящему. Но такой
страх растворен надеждой. Бог, восполняющий наши недостатки и помогающий нам
в земной жизни, может и после нашей смерти восполнить нашу немощь Своим
Всемогуществом. Именно о таком христианском отношении к себе и к Богу
говорил Борис Гребенщиков в одной из своих ранних песен:
…Но мы идем вслепую
в странных местах,
И все, что есть у нас, это –
радость и страх.
Страх за то, что мы хуже,
чем можем
И радость о том, что все
в Надежных Руках.
Заблудившийся летчик
Отвернувшись от света, мы рискуем оказаться во тьме собственной тени. Если
человек сделал главным содержанием своей жизни не стремление измениться к
лучшему, не подготовку к этой посмертной встрече со своим Создателем, если
он разменял свою жизнь на дешевые или дорогие развлечения, на упоение
властью, деньгами или собственной гениальностью, тогда у него возникают
серьезные проблемы. Не научившись любить Бога, не увидав Его любви к себе
при жизни, наглухо замкнувшись в скорлупу собственных страстей и желаний,
человек не сможет и не захочет быть с Богом и после своей смерти.
Грех ведь тем и страшен, что наслаждаться им человек может, лишь пока он
жив. Назначение души – управлять телом, и только в их совокупном
существовании человек может полноценно жить, действовать и изменять себя как
в лучшую, так и в худшую сторону. Смерть отнимает тело у души и делает ее
неспособной к какому либо действию, а значит и – к изменению. Душа не может
больше ни грешить, ни каяться; и, какой она стала к моменту смерти человека,
такой и пребудет в вечности. Чтобы это было понятнее, можно представить, что
наша жизнь – авиарейс, тело – самолет, а душа – летчик, который знает, что
запас топлива у него ограничен и позволяет пролететь, скажем, пять тысяч
километров до пункта назначения. Если он не теряет связь с диспетчером и
держит верный курс, то несмотря на нелетную погоду, плохое самочувствие и
неполадки в двигателе, он все же дотянет до аэродрома. Или совершит
аварийную посадку где-нибудь неподалеку, так что спасатели легко смогут его
отыскать. Но когда летчик летит наобум, куда глаза глядят, без ориентиров и
целей и даже не задумывается, что с ним будет и где он окажется, когда в
баках кончится горючее… Скорее всего, такой горе-пилот окончательно
заблудится, приземлится совсем уж невесть где, да там и сгинет без вести,
потому что непонятно где искать того, кто летел неизвестно куда. А пешком
ему оттуда уже не выбраться.
Господь сказал об этом предельно ясно: “В чем застану, в том и сужу”. Это
вовсе не означает, будто Богу безразлично, что там с человеком было перед
смертью, и в каком состоянии он умер. Наоборот, Церковь говорит, что Господь
призывает человека на суд в самый благоприятный для его посмертной участи
момент. Каждый из нас умирает либо на пике своего духовного развития, либо
когда Бог видит, что дальнейшая жизнь будет изменять его душу только в
худшую сторону. А вот взять правильный курс и вывести себя на этот свой
духовный максимум – человек должен уже сам. И никто за него не сможет
проделать эту работу, даже Бог.
Но что же могут сделать близкие для такого потерявшегося летчика, чем они
могут помочь ему? Они могут многое – раскалить докрасна телефон начальника
аэродрома, до которого не смог долететь пропавший пилот, засыпать письмами
министерство, стучать кулаками по столу в различных кабинетах и – требовать,
требовать, требовать организации новых спасательных и поисковых экспедиций.
Право на такую настойчивость дает им любовь к пропавшему.
А наша любовь заставляет нас обращаться к Богу с просьбами о прощении грехов
наших близких и об упокоении их “со святыми”. В этом и заключается один из
смыслов молитвенного поминовения усопших в Православной Церкви.
Александр Ткаченко
|