ДЕНЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА
В следующий за
Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот
праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего
Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие
учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с
Богом Отцом и Сыном Божиим.
Святой Дух един с
Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи
самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость,
жизнь, движение, Он — источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и
Сын, «кроме нерождения и рождения», исходя от единого Отца.
Святой Афанасий
говорит: «Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит».
Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца для нас непостижимо, как
непостижимо и рождение Сына. Поэтому Святая Православная Церковь никогда не
решалась подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда
исповедовала ее, согласно Христианскому учению.
Как
удивительно красив канон на праздник Святого Духа!
Это гимн
надежды, гимн радости, гимн исполнения божественных обещаний.
Множество красивых параллелей как живо и образно описывают нам
схождение огненных языков на апостолов в Сионской Горнице, так и
напоминают нам о духовном смысле противоположного события —
трагедии, бывшей при строительстве вавилонской башни.
Тогда люди,
одержимые гордостью, потеряли возможность беспрепятственно
общаться друг с другом. Но преграда на пути общения людей друг с
другом и Богом теперь разрушается в христианах, добровольно
принимающих великие Дары Святого Духа, которым «всякая душа
оживотворяется».
При этом по
удивительному смирению Божию, Дух Святой как Ипостась всё время
находится как бы в тени. Это образ и символ скромности Бога,
нежелающего насильно входить в нашу жизнь.
Отпразднуем, верные, радостно / последний и заключительный
праздник; / это — Пятидесятница, исполнение обещания / и всего,
предрешенного о нас; / ибо в этот день огонь Утешителя / внезапно
сошел на землю как бы в виде языков, / и просветил учеников, / и
явил их посвященными в тайны неба. / Свет Утешителя пришел и мир
просветил!
(После 1
стихословия седален, глас 4)
В храме
светло. Благоухает свежескошенной травой, ладаном и березами.
Лучи солнца играют на страницах Триоди, веселя старинные буквы.
Вчера
праздновали Троицу, и по всем законам «посещаемости храма»
сегодня народа быть не должно. Но удивительно! И вчера и сегодня
люди пришли в храм почтить праздник Святого Духа.
Вроде и
понедельник, день рабочий. Не все могут с утра придти в храм, да и
теплый воскресный вечер так хочется провести гдето на природе,
особенно после такого длинного и наполненного глубоким смыслом
утреннего богослужения.
Да и праздник
сегодня какой-то «неудобный». В другие праздники мы привыкли либо
что-то освящать, либо о чем-то особенно просить. На Крещение и на
водосвятных молебнах «дают» воду, на Пасху освящают пасхальную
снедь, на Вербное и Троицу — освященные ветки деревьев и цветы, на
всенощных елеем помазывают и так далее.
В дни «важных» и
«грозных» святых, святителя Николая, пророка Илии, архангела
Михаила, надо обязательно придти помолиться, они то нас точно
услышат, и помогут нам в том, о чем мы постоянно просим.
А что такое день
Святого Духа? Вроде и праздник, а ничего «не дают» и даже не
помазывают. Может надо о чем-то особом попросить?
* * *
Все мы, на
кого дохнула благодать Богоизлиянная, / светясь, блистая,
изменяясь / необычайным благолепнейшим изменением, / познав
равносильное, нераздельное, премудрое, / трисветлое Существо, Его
прославляем.
Тропарь 9-й
песни канона Пятидесятницы
К сожалению,
очень часто поведение православных христиан, особенно
новоначальных, неофитов, напоминает капризы маленького
ребенка, который постоянно что-то просит у родителей. Он не
разбирает сам, насколько полезно ему просимое. Он и мысли не
допускает, что ему самому в чем-то надо себя ограничить или
преобразить. Нет. Дай, и всё!
Вот и мы подчас
подобно неразумному ребенку приходим в храм, только для того,
чтобы попросить о своих нуждах, что-то «вымолить», о чем-то
попросить. Только одно «Подай Господи» и зажигает наше сердце во
время храмового богослужения.
А если жизнь
наша непрестанными трудами по взращиванию в своей душе букета
грехов окончательно зашла в тупик, то идем к священнику и ждём
чуда: «Батюшка, дайте мне особенную молитовку, чтобы всё у меня
само собой наладилось». И все уговоры вести церковный образ
жизни, призывы к покаянию упираются в недоверчивый взгляд: «не
можешь чудотворить, значит не настоящий священник. Будем искать
настоящих…»
Но проходят
годы, и за нашим церковным «детством» всё же должно наступать
взросление. Взрослея, мы уже должны понимать, что Церковь — это не
кладовая чудес, что ходить в храм только для того, чтобы что-то у
Бога попросить — это недостойно высокого имени христианина,
которое мы пока еще дерзаем носить. Что можно радоваться Богу не
только потому, что Он нам что-то даёт, а просто потому, что Он есть.
К этому
взрослению и призывает нас Церковь в день Святаго Духа. Она
снисходительно к нашим немощам предлагает и средства исцелений
от наших болезней, и утешение в наших скорбях, и изобильно подаёт
просимое нами к спасению души, а иногда и к удобству телесной
жизни.
Но при этом она
особенно напоминает нам, что нельзя пользоваться дарами
Божиими, пренебрегая их Подателем.
Главное в нашей
жизни, как в светской, так и в церковной, это вовремя повзрослеть.
Не оставаться до конца своих дней вечно что-то клянчащим
«младенцем», а вырасти в «меру возраста Христова». Научиться
видеть в храме не только место, где наши просьбы услышат и
исполнят, но и место богообщения, место преображения, место
славословия.
* * *
Дух Святой —
свет и жизнь, / и живой разумный источник. / Дух премудрости, Дух
разума, / благой, правый, мыслящий, владычествующий, /
очищающий согрешения; / Бог и боготворящий; / Огонь от Огня
исходящий; / говорящий, действующий, распределяющий
дарования. / Чрез Него увенчались все пророки / и Божии Апостолы с
мучениками. / Это — нечто, необычайное для слуха, / необычайное для
созерцания: / Огонь, разделяющийся для сообщения дарований!
Стихиры на
хвалитех
* * *
Да, сегодня
«неудобный» праздник, непонятный для потребительского сознания.
Но в нём суть и смысл всего того, чем мы живем и для чего ходим в храм.
Ведь всё подаст
нам Дух Святой, если мы призовём Его. Он «источает пророчества,
священников поставляет, / простецов мудрости научил, / рыбаков
богословами явил, / составляет весь устав Церковный».
Поэтому, когда
мы в очередной раз поймем, насколько наше нынешнее состояние
далеко от идеала, насколько оно не соответствует нашему имени и
призванию, не будем унывать, а призовем в молитве Господа —
нашего подлинного Утешителя:
«Скорое и
надежное утешение / подавай рабам Твоим, Иисусе, / когда мы
унываем духом нашим. / Не отлучайся от душ наших в скорбях, / не
отдаляйся от мыслей наших в напастях, / но всегда приходи на
помощь нам. / Приблизься к нам, приблизься, Вездесущий, / как и с
Апостолами Твоими был всегда, / так и с любящими Тебя соединись,
Милостивый, / дабы мы, с Тобою сочетавшись, / воспевали и
славословили всесвятого Духа Твоего!»
игумен Силуан (Туманов)
|