ВСЕ СВЯТЫЕ, МОЛИТЕ БОГА О НАС! С ДНЕМ АНГЕЛА ВСЕХ ПРАВОСЛАВНЫХ!
Из проповеди Архимандрита Иоанна Крестьянкина
Слово в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Величаем Тя, Триипостасный Владыко, верою Православною землю Русскую озарившаго
и святых cродников наших сонм велий в ней прославльшаго.
Сегодня, други мои, на Руси День Ангела – день памяти всех святых нашей Русской
земли, чьими трудами и скорбями, чьим величием духа мы с вами теперь –
православные христиане. Этот день мы отмечаем ежегодно. Но ныне празднование
памяти русских святых угодников Божиих особенно величаво еще и тем, что 1000 лет
прошло с тех пор, как началось духовное рождение русского народа в Святом
Крещении, когда призрел на Русь Господь и вдохнул в нее дух жизни.
Нам надо оглянуться на пройденный путь, на историю и особо оценить событие,
которое случилось так давно, но которым по сию пору живет Россия. Этого не могут
не признать, не могут не оценить все, независимо от своего мировоззрения и
вероисповедания. И единодушно празднуется торжество
"С Крещения Руси вообще можно начать историю Руси и историю русской культуры",–
говорят современные ученые.
"...без Мене не можете творити ничесоже",– сказал Господь (Ин,15,5). Сколько
племен и народов ушли в небытие, а россы, вскормленные благодатию Святого Духа,
данного Господом им как дар в Святом Крещении, стали Великой Русью, Россией.
Великие ценности дара Божия Русь приняла не формально, но потрудилась, пленивши
ум и сердце заповедям Божиим.
"Люби ближнего своего, как самого себя – в этом весь закон и пророки"
(ср.:Мф.22,39-40). Как просто слово Божие, как благо, но скольких жертв и трудов
требуется, чтобы воплотить его в жизнь. 1000-летняя история Руси показала всему
миру, что только этим можно жить и только это слово родит к жизни, и
вскармливает, и выращивает, и хранит. Хранит и нас Господь, пока мы храним слово
жизни – любовь.
А с чего началось, что пережито, как развивалась история и кто был первым на
этом нелегком пути, ведущем по жизни и в Жизнь Вечную? Трудно охватить все, но
основное надо вспомнить.
Первый век – Христос, Сын Божий, пришел в мир и в течение всего трех лет Своей
жизнью и словом являл миру новые, неслыханные доселе, моральные и духовные
ценности. Гимн любви! Любовь – даже до смерти! Любовь – к врагам!
И кто может это услышать, кто может воспринять? Двенадцать человек, двенадцать
апостолов, и среди них
Христос умер и воскрес, а двенадцать безвестных, неведомых учеников Его пошли в
мир и понесли искры новой веры и учения.
К росским племенам дошел самовидец Христа – апостол Андрей. Водрузил на Киевских
горах крест и благодатию Святого Духа сказал слово сильное и неложное: "На этих
горах воссияет благодать Божия".
Апостол Андрей сказал слово – семя посеял. Но сколько времени трудился Господь,
чтобы семя прозябло, трудился Сам, неведомо и незримо, во мраке языческого
жестокого мира, среди избранных людей. Об этом молчит история. Мы же видим, что
лишь в X веке вдруг, как всплеск, является миру – опять первый –
равноапостольный князь Владимир.
Теперь мы говорим, что он святой, и теперь на Киевских горах стоит памятник ему.
С крестом в руках взирает он на Русь и на плоды своих трудов. Теперь он святой!
Но тогда, 1000 лет назад,– князь-язычник, достигший в жизни предела всех земных
наслаждений, безудержный и грубый во всем, сын ада, если мерить христианскими
понятиями. Словно он один вобрал в себя все прошлое Руси. Его восхождение к
вершинам власти связано с убийством родного брата. Как бы мог он сам
перевоплотиться в нового человека?
Но достиг его Христос. И он не стал советоваться со своей разнузданной плотью,
но повернулся ко Христу и отдал Ему сердце, и всех своих позвал за собой. Жестко
и решительно слово князя: "Кто не придет креститься, тот не друг мне". И пошли
верные за своим князем, поверив
Разумеется, человеческая природа сразу не могла измениться. Люди оставались
людьми со всеми присущими им достоинствами и недостатками, но заповеди Божии уже
звучали в них и связывали грех, еще живущий в сердцах, и вели к нравственному
возрождению.
Русь приняла путь Креста, путь разрыва со всем дурным, со всем тем, что
приковывает к земле. А живой пример князя Владимира, в котором все увидели чудо
преображения великого грешника в праведника, призвал к жизни целый великий
народ. И святой князь Владимир, прославленный этим чудом, стоит у истоков
христианской Руси.
И по сей день завещание святого князя своим детям, а значит и нам, ведет по
жизни и в Жизнь Вечную. Только приими, только живи им, только поверь, тем более
что все уже подтверждено самой прожитой 1000-летней жизнью.
Нам говорит святой креститель Руси: "Мы, люди, грешны и смертны, и если кто
сотворит нам зло, то мы хотим его поглотить и скорее пролить кровь его. А
Господь наш, владея и жизнью, и смертью, согрешения наши превыше голов наших
терпит всю жизнь... Как отец, чадо любя, бьет его и опять привлекает к себе, так
же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми
избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею".
Владимир Красное Солнышко – так назвал русский народ своего духовного
родоначальника. И в этой оценке все: и признание, и благодарность за дарованное
тепло, за радость и саму жизнь.
В X веке от угодника Божия и государственного мужа началась новая Русь, новый
народ, новый дух, новый путь, новая культура. И если мы теперь проследим жизнь
русского народа от Святого Крещения и доныне, то увидим, что шла Русь путем,
который определил ей дух и пример ее крестителя.
Поколение за поколением рождалось на Русской земле и, вставая перед выбором
одного из двух царств, избирало Царство Небесное. И жило им, и уходило, оставляя
потомству уроки своего жизненного пути в святых своих. Ничто так не может
увлекать и одушевлять, как наглядный пример, и ни от кого нельзя так легко и
радостно научиться жить по-христиански, как от того, кто сам искренне и радостно
работает Христу.
Угодники Божии, молитвенники земли Русской – сколько их? Им несть числа во всей
истории Руси, явленные и неявленные, – множество святых мужей, жен, святителей,
чудотворцев, князей, монахов... Разные свойства русской религиозности являют
они, но роднит их то, что все они напоены одним духом – духом святой веры и
церковного благочестия, Духом Христовым.
Молитвами новопрославленных святых да даст Господь Свою милость и благословение
всем, с верою и любовию притекающим к их небесному предстательству.
Милостив Господь – это пир веры, чтобы не смущались сердца наши никакими
трудностями жизни, чтобы видели мы, что не оставил Господь Церковь Свою и нас,
ее детей, чтобы насыщались мы плодами ее, вдохновлялись примерами жизни и
высоких подвигов тех, кто уже достиг вожделенного Небесного Царства и ликует со
Ангелами. Угодники Божии, святые русские, явленные и неявленные, но ведомые
Богу, они с нами, они рядом всегда,
Други мои, поздравляю вас с неземной нынешней радостью, посетившей нас! Не
забывайте молиться им – новым святым – и особенно теперь, когда они просияли в
силе и величии того, что сотворил с ними Господь.
"Радуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала" (Пс.32,1).
Други наши, сегодняшнюю литургию предваряла торжественная панихида, за которой
мы с вами молили Бога о живших, трудившихся, радовавшихся и страдавших, и
отошедших в путь всея земли людях. А после литургии первый раз праздничным
молебном возвестим мы о явлении новых наших святых. И в молитве ко всем русским
угодникам Божиим, земная жизнь которых завершилась столь чудно, ибо дала им
светлые крылья Ангелов, вознесшие их к Божию Престолу, будем просить их молить
Бога и о нас.
Мы будем петь им величание и пойдем крестным ходом, чтобы все живое сорадовалось
нашей радости и нашему нынешнему торжеству. Будем просить у Господа
благословения, а у всех русских святых – молитв на вступление во второе
тысячелетие, чтобы их молитвами не оскудела на Руси Православная вера во всей
чистоте, чтобы не забыли ни мы, ни наши потомки Божиих заповедей и заветов. И
еще будем благодарить Господа за ушедшее в вечность тысячелетие.
"Христос воцарися, Христос прославися. Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и
ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих!" Боже наш, слава Тебе за
все и за вся во веки веков! Аминь.
|