ДЛЯ ПОСТРОЙКИ ХРАМА БАБУШКА В ОДИНОЧКУ САМА РУБИЛА И ПИЛИЛА ДЕРЕВЬЯ
Мир, где граница между видимым и невидимым зыбка, где истово верят в Бога и боятся колдунов, видят воочию святых и дают коту благословение на вход в алтарь, сохранился на Княжестрове посреди Северной Двины. Здесь живет Надежда – сказочная старушка с голубыми глазами, в которых при мысли о родной Руси блестит слеза.
Благочестивый остров
– Просто раба Божия Надежда, – отнекивается бабушка, когда пытаешься узнать ее отчество и фамилию. Просто по имени ее называют архангельские священники, «матушка Надежда» – самые разные люди. Надежда Яковлевна Вишнякова – если по паспорту.
Княжестров посреди Северной Двины, недалеко от Архангельска и Новодвинска, вмещает как минимум семь (а по другой версии и 15) деревень, где к концу XIX века жили три тысячи человек, а сейчас, как говорят, на зиму остаются занятыми десяток-полтора домов. Но здесь считается, что и это много. Река ограждает остров от городской жизни, от магазинов, от соблазнов, от обычной работы. Катер к Архангельску когда-то ходил, да сломался, и когда снова пойдет – неизвестно. Зимой реку переходят легко, а сейчас на берегу стоит табличка со словом «переправа» и номером мобильного телефона.
Когда-то на Княжестрове был большой деревянный храм. Сегодня он строится заново: ярко-синяя крыша уже видна издалека, но, как говорит матушка Надежда, сделана примерно треть необходимого. Бабушка родилась на Княжестрове в 1941 году, помнит, как отец пришел с войны – с несколькими ранениями, инвалидом первой группы.
– Наш остров считался «благочестивый», храм был в действии. Семьи были очень большие, и все ходили в храм. Я здесь в шестом колене. У моего дедушки Егора было 12 детей, среди них мой папа. У них было правило: один идет в храм и за всех молится Богу, остальные работают. Иначе 12 ртов не прокормить и животных не обиходить: лошадь была, корова была своя. И папа наш очень строгий был до веры: велел молиться, читать Евангелие, мы и Отче наш знали, и Символ веры…
Неподалеку от храма стоит большой деревянный священнический дом. В 2001 году, когда сюда пришла бабушка Надежда, в нем были выбиты окна, не было света, тепла и воды. Спала в валенках. Сейчас дети и внуки бабушки помогли ей все отремонтировать, пристроили крылечко. А главное – в домике оборудован домовый храм, где можно служить литургию.
– Сначала хотели не храм, а часовенку, потому что в храме уже лес рос, за 15-то лет вырос, – вспоминает Надежда Яковлевна. – Подняли молитвенный дом – пошли за благословением к владыке Тихону, а он благословил возрождать храм.
Деревья я сама рубила, сама пилила, сама ими топила. Прислали мне молодого парня в помощь, он выслушал про деревья и сказал: вы что, смеетесь? Это только лесорубам под силу… Я и показала ему, как управляюсь с пилой, а он наутро ушел. В 2008 году мы начали, только сначала не очень получалось, хотя община у нас хорошая, заботится… Приходят и местные, но в основном из-за реки приезжают из Новодвинска или Северодвинска.
Матушка ходит крестным ходом
Введенская летняя церковь с престолом во имя священномученика Власия была построена в 1644 году. Одновременно в деревне был освящен еще один теплый шатровый храм в честь великомученицы Екатерины, но он сгорел, а Введенский храм разобрали за ветхостью. В 1857 году все три престола объединили под одной крышей и сделали теплым храмом – так рассказывал Надежде Яковлевне ее отец.
После восстановления храма боковые престолы снова будут освящены в честь великомученицы Екатерины и священномученика Власия. Раньше храм был деревянным, но, поскольку он уже дважды сгорал, решили сделать новый «керамзитовый». Разобрали фундамент, укрепили его, залили цементную стяжку.
Каждый день матушка Надежда ходит вокруг храма и молитвенного дома крестным ходом: когда с кем-то, когда одна. Иногда впереди крестного хода шествует кот Рыжик – «лечебный, имеющий благословение входить в алтарь», а позади бежит матушкина собака. Крестные ходы – тоже для того, чтобы не дать доступа колдунам и врагу рода человеческого.
– Князь Мардарий в XVI веке пришел на наш остров, у нас это передается из рода в род, у нас он местночтимый. В книге по истории острова написали, что это легенда, но есть документ, что он сюда пришел. Рассказывала мне тетя Груня, что он сюда приехал со стражей, и потому в его честь называется деревня Мардарово, а в честь стражи – деревня Стражково.
У храма есть его плита с надписью: «Чаю воскресения мертвых». И он, благоверный князь Мардарий, вымолил этот остров: здесь и война прошла спокойно, и когда советская власть пришла и сделали колхоз, то храм хотя и закрывался, и овощехранилище некоторое время было, но батюшка на острове жил и храм по воскресеньям открывал. В городе храмы были закрыты, так на остров ездили на Рождество, на Крещение (пока река стоит).
Если священников храма и ссылали, Надежда Яковлевна об этом не знает. Зато знает, что до сего дня земля на острове называется «поповские угодья», рядом «поповские озера», а колодец был освящен. Еще до колхоза вся земля острова считалась приходской: когда-то купчиха Казакова подарила весь остров – 40 десятин – «Пресвятой Богородице на вечное пользование».
Вероятно, когда-нибудь в истории Русского Севера так и запишут, как в былинах: бабушка, хранительница веры и старины, в одиночку воссоздала храм.
Александра Сопова
|