КАЗАНСКАЯ ИКОНА - ЗАСТУПНИЦА УСЕРДНАЯ
Казанская иконы Богородицы (4 ноября) известна
помощью в особо крупных, государственных масштабах. Икона спасла Россию в
Смутное время, перед ней молился Петр I под Полтавой, Кутузов под Бородиным
Впервые Казанская икона Божией Матери
прославилась в Казани в 1579 году. В городе произошел пожар. После
многократного явления Богородицы во сне девочке Матрене повеление копать
землю на месте одного из сгоревших домов наконец принимают всерьез — если не
церковные и городские власти, то родители Матрены. В земле находят икону, от
которой многие страждущие получают исцеления.
Явное чудо! Но чтобы кроме основного
агиографического смысла увидеть в событии еще и исторический, надо обратить
внимание на детали.
Прежде всего, время. Прошло меньше 30 лет со
времени взятия Казани Иваном Грозным. Город еще только отстраивается. Победа
далась большой ценой, но и результаты ее переоценить сложно: из подающего
надежды Московского царства Россия превращалась в супердержаву. Через Казань
проходит дорога в Сибирь. Что если бы русские земли и сейчас ограничивались
на востоке Волгой? Разумная политика московских правителей приносила плоды,
и в государственных проектах Ивана Грозного она получила свое завершение.
Обратим внимание и на место. Икону нашли по
указаниям девочки в развалинах дома на месте печки… Выходит, икону вешали за
печку? Маловероятно. Скорее ее прятали — в печи или под печью было самое
надежное место, чтобы прятать ценности. Если так, то икона могла быть
спрятана христианами еще до взятия Казани: известно, что только
пленников-русских в Казани были тысячи — все мирные договоры с казанцами в
период войн включали пункт «освобождение русских пленных».
Историческое повествование доносит еще одну
подробность: Матрена была дочерью стрельца. «Миротворческий» контингент
стрельцов был расквартирован в городе неспроста. Долгие годы после взятия Казани
весь регион был незаживающей раной: восстания местного населения и карательные
экспедиции в ответ на них продолжались около пяти лет. Память о тех страшных
событиях сохранилась даже в языке: «сирота казанская». Много тогда было
казанских сирот.
«Межнациональная напряженность» сохранялась и к
1579 году. Пожар воспринимался как небесная кара русским, а обретение иконы,
напротив, как чудесная поддержка Православия. Религиозное сознание того времени
было гораздо живее и непосредственнее сегодняшнего, и православная миссия в
Казани, возглавляемая выдающимися подвижниками свв. Гурием, Варсонофием,
Германом, а потом Гермогеном сделала для установления мира на новых территориях
не меньше, чем стрелецкие отряды.
Ну, и самое-то интересное. Священник, который
был свидетелем удивительной находки, который сам нес икону до храма, а через 15
лет записал повествование о чудесах и обретении Казанской иконы (откуда нам и
известны точные детали) — этот священник стал в будущем патриархом. В монашестве
его имя было Ермоген, или Гермоген. Тот самый патриарх Гермоген, который из
оккупированной поляками Москвы посылал воззвания еще свободным городам, который
вдохновил народное ополчение, а сам мученически погиб в застенках.
Здесь начинается вторая глава истории Казанской
иконы.
Прошло около тридцати лет, Российское
государство находилось в глубочайшем кризисе Смутного времени. Это была точка
появления нашей страны, той России, в которой мы живем. Страна воссоздавалось не
по приказу из центра, не принуждением присланных воевод, а здоровыми силами
провинций, осознавших себя единым государством.
Не осталась в стороне и Казань, уже
чувствовавшая себя частью России: «Митрополит, мы и всякие люди Казанского
государства согласились с Нижним Новгородом и со всеми городами поволжскими, с
горными и луговыми, с горными и луговыми татарами и луговою черемисою на том,
что нам быть всем в совете и в соединенье, за Московское и Казанское государство
стоять…»
Казанская икона стала знаменем ополчения.
Почему? Наверное, не без влияния патриарха Гермогена, несомненного лидера
сопротивления. Казанский образ был и в войсках Ляпунова, и в ополчении Минина и
Пожарского. Заступничество Божией Матери было столь очевидно для русских, что в
день освобождения Москвы — 22 октября по старому стилю и 4 ноября по новому, —
который не был отмечен ни масштабными баталиями, ни политическими прорывами,
было назначено празднование этой иконы, а князь Пожарский построил в честь
Казанской иконы храм на Красной площади.
Казанский собор на Красной площади в Москве
после перестроек начала 19 века (фото 1882 года). Снесён в 1936 году, воссоздан
в предполагаемом первоначальном виде по чертежам П.Д.Барановского в 1990-1993
годах.
С этого времени Казанский образ стал
восприниматься как символ небесной защиты российской государственности. Перед
ним молился Петр I перед битвой со шведами, в день празднования Казанской
русские войска одержали крупную победу над французами в 1812 году. И в XX веке
победу в страшной Великой Отечественной народ связывал с заступлением
Богородицы, создав легенду о том, что будто бы сам Сталин распорядился облететь
на самолете вокруг Ленинграда с Казанской иконой.
Казанская икона Божией Матери считается
покровительницей Петербурга и династии Романовых. Хранящийся сегодня в Казанском
соборе список (оригинал был чудесно обретен в Казани в 1579 году и украден в
1904-м) привезла из Москвы в 1708 году царевна Прасковья Федоровна, вдова
старшего брата Петра I царевича Иоанна. Вначале икона находилась в храме
Рождества Пресвятой Богородицы, который стоял на том же месте, где сейчас стоит
Казанский, и был центром общественной и религиозной жизни города. В 1799 году
император Павел I объявил конкурс на проект собора, который заменил бы
обветшавший храм Рождества. Новый собор должен был соответствовать высокому
статусу Петербурга как европейской столицы и по величию не уступать собору
Святого Петра в Риме. Победил проект Андрея Воронихина, строительство Казанского
собора длилось с 1801-го по 1811 год.
«Государственная» нагрузка этого праздника
совсем не превращается в излишнее бремя. Победа русского народа, под
покровом Царицы Небесной, над международными бандитами, многонациональные
окраины и многовековые традиции, демократия и единоначалие — все это
настолько по-настоящему выстрадано в празднике 4 ноября, что даже давно
обесцененные «официальные» слова наполняются смыслом.
Священник Николай СОЛОДОВ
|