ПРОЩАЙТЕ. ГАЛИНА БОРИСОВНА!
26 декабря в театре «Современник» шел хулиганский спектакль «Анархия».
Зрители смеялись над выкрутасами героев, не подозревая, что за кулисами
притаилась трагическая весть. Ее объявили после финальной сцены:
- Только что умерла Галина Борисовна Волчек...
АКТРИСА, РЕЖИССЕР И… МОДЕЛЬЕР
Галина Волчек была душой «Современника». Она основала его вместе с Олегом
Ефремовым, Игорем Квашой, Евгением Евстигнеевым, Лилией Толмачевой и Олегом
Табаковым. Никого из них уже нет на этом свете. Галина Борисовна была
последней из компании смельчаков, которые в 1956 году решили бросить вызов
косному «старому» театру, создав нечто принципиально новое. «Студия молодых
актеров» - так поначалу называлось их детище, которое со временем выросло,
окрепло, получило собственное здание и сменило имя на «Современник».
Галина Борисовна возглавила этот театр в 1972 году. И оставалась на своем
посту до самой смерти. Ее знают как замечательную актрису, талантливого
режиссера, театрального педагога. Причем фамилия Волчек имеет мировой вес:
она ставила спектакли в США и Европе, читала лекции и давала мастер-классы в
зарубежных вузах.
Можно ли сейчас представить, что Галина Борисовна могла бы пойти по жизни
совсем иной дорогой? Нет. А между тем ее отец - знаменитый кинооператор
Борис Волчек - был категорически против того, чтобы дочь поступала в
театральный.
Актерская профессия в его глазах имела слишком много минусов: эмоционально
тяжелая, зависима от случая и воли режиссера, популярности можно добиваться
годами и не добиться... Волчек-старший, заметив, что его Галя обожает читать
и прекрасно пишет школьные сочинения, настаивал на Литинституте. Потом в
качестве компромиссного варианта он предложил сценарный факультет ВГИКа. А
упрямая дочь все равно поступила в Школу-студию МХАТ. Она обожала театр!
Но бывало и так, что театральная кухня ее все-таки утомляла. На этот случай
у Галины Борисовны был очень необычный способ отвлечься:
- Мой образ жизни, постоянная экстрема, в которой я пребываю, иногда требуют
разгрузки. Чтобы переключиться, придумываю фасоны одежды в голове.
Смоделирую пару ярких нарядов и - мозг переключается.
Результаты таких «переключений» можно было потом увидеть на Волчек:
придуманные ею костюмы отшивались на заказ портнихами. И все восхищались, с
каким вкусом и как элегантно одевается худрук «Современника».
Как знать, может, Волчек в качестве кутюрье тоже могла бы прославиться. Но
ее режиссерский дар затмил все остальные таланты, в том числе и актерский...
КАРЬЕРЕ В КИНО ПОМЕШАЛА РОДИНКА
Галина Борисовна обладала изумительной актерской харизмой. Снялась почти в
трех десятках фильмов. Но в какой-то момент поставила на актерской карьере
точку.
- Как актрисе мне кино не доставило радости, - признавалась Волчек. -
Кинематограф использовал меня как типаж, а я в принципе ненавижу такой
подход к искусству. Менялись мои маски, прически, партнеры, а мне навязывали
неизменный, очень необъемный образ, в который вместить даже часть моего
представления о жизни никогда не удавалось.
Но кроме творческой неудовлетворенности была еще одна причина, по которой
Волчек в конце концов «завязала» со съемками. Она не нравилась себе на
экране.
Самая блестящая кинороль в ее жизни - переводчица Варвара в «Осеннем
марафоне» Георгия Данелии - в этом смысле ее больше всего огорчила. Оператор
Галину Борисовну не пощадил: всячески старался подчеркнуть, что ее героиня -
полная, некрасивая, потихонечку спивающаяся дама. Отснятый материал Волчек
не показывали до последнего. Она посмотрела на себя в фильме, только когда
пришла на озвучивание, и позже с обидой вспоминала:
- У меня на носу была довольно заметная родинка. Я уже прожила с ней большую
часть жизни, снималась, даже в «Короле Лире» играла одну из главных ролей -
ее мне там замазывали. А тут, на озвучании «Осеннего марафона», стою в
наушниках и молчу. «Галь, ну что ты?» А я рыдаю, остановиться не могу -
увидела свое изображение крупным планом... А после бегом в какой-то
институт, где мне ее свели... Правда, до конца фильм я не посмотрела. На
премьеру не пошла, чтобы не видеть позора.
Волчек потом еще пару раз снялась в кино, но это были случайные, проходные
роли. По сути, «Осенний марафон» стал ее последней заметной киноработой.
Галина Борисовна впоследствии сосредоточилась исключительно на театре, более
того - на театральной режиссуре. На сцену она ведь тоже больше не выходила.
С ЕВСТИГНЕЕВЫМ РАЗВЕЛАСЬ ИЗ-ЗА ИЗМЕН
Евгений Евстигнеев был первым мужем Галины Волчек. Они познакомились еще во
время учебы в Школе-студии МХАТ. Оба бегали курить на переменках. Однажды
Евстигнеев протянул Волчек ядреный «Беломор». Галина лихо затянулась
папиросой, чем вызвала восторг...
В 1955-м влюбленные поженились. В 1961-м родился сын Денис. Долгое время их
маленькая семья наслаждалась абсолютной идиллией. Но постепенно все начало
портиться...
К Евстигнееву пришла слава. И до Галины Борисовны стали доходить слухи о
том, что знаменитый муж ей изменяет. К сожалению, один из слухов
подтвердился. Разлучницей оказалась молодая и замужняя на тот момент актриса
Лилия Журкина. Волчек собрала вещи и ушла от мужа. Уступила его сопернице.
- Я верю только во взаимную любовь. Никакие компромиссы в этом вопросе для
меня невозможны, - говорила она годы спустя.
Евстигнеев в 1966-м женился на Журкиной. Но с ней он, видимо, не был так
счастлив, как с Галиной Борисовной, и незадолго до смерти заявил Волчек: «Ты
сломала мне жизнь!»
Вторым супругом Галины стал профессор Строительного института, доктор
технических наук Марк Абелев. Он был чутким, заботливым, нашел общий язык с
сыном Волчек, души не чаял в жене. Но у него случались такие вспышки
ревности, сопряженные с приступами ярости, что Галина Борисовна после 10 лет
брака все-таки подала на развод.
После этого у нее был многолетний роман с физиком по имени Владимир. Он был
женат, бросить семью все никак не решался. И тогда Волчек бросила его. С тех
пор единственным мужчиной в ее жизни оставался сын Денис, который тоже стал
режиссером.
- Сын для меня - тема особая, - говорила Галина Борисовна. - Так сложились
наши отношения, что он - мой главный советчик, самый строгий зритель и
судья. Не могу выпустить спектакль, пока его не посмотрит Денис.
ДРУЖБА С ПРИМАДОННОЙ И СПЕКТАКЛЬ ВСЕЙ ЖИЗНИ
Галина Волчек много лет была тесно связана с семьей Аллы Пугачевой. Она даже
предлагала Примадонне как-нибудь сыграть в одном из спектаклей
«Современника». Но до совместной работы дело так и не дошло. Зато дружили -
не разлей вода.
Две гранд-дамы отечественной культуры вместе отмечали праздники и ездили на
отдых к морю. Маленькие двойняшки Аллы Борисовны Лиза и Гарри считали Волчек
своей родной бабушкой. А старшая дочь АБ Кристина Орбакайте была занята в
очень значимом для Галины Борисовны спектакле - «Двое на качелях» (по пьесе
Уильяма Гибсона). С этой постановки в 1962 году началась режиссерская
карьера Волчек. Пронзительная история любви продержалась в репертуаре театра
30 лет, в 1992-м все-таки вышла из репертуара.
Однако в 2015-м Волчек неожиданно решила вернуться к той же самой пьесе и
поставила спектакль заново! Главная женская роль сразу была отдана Чулпан
Хаматовой. Но актриса в какой-то момент решила оформить творческий отпуск.
Ее и заменила Орбакайте. Причем певица получила это серьезное предложение не
по блату, а из-за того, что Волчек еще давным-давно, со времен фильма
«Чучело», в котором маленькая Кристина сыграла главную роль, разглядела в
ней большую актрису.
Кстати, многие считают, что, вернувшись к своему дебютному спектаклю, Волчек
словно закольцевала карьеру. Поставила в ней точку. После премьеры она уже
очень редко появлялась в театре, стала сильно болеть. И вот ослабленный
недугами организм сдался под натиском банальной пневмонии... Прощайте,
Галина Борисовна!
Лидия Мезина
|