КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ НОВОЕ СЕЛО РОССИИ?
Ситуация с коронавирусом показала, что нельзя полностью надеяться на то, что
нас прокормит "заграница". Все поставщики продовольствия в любой момент
могут забыть про нас и свои обязательства, ссылаясь на форс-мажор. И что
тогда? Зубы на полку?
Нет, это не годится. Эта пандемия должна направить наши мозги и мысли в
правильное русло. Надо самим себя обеспечивать базовыми продуктами питания.
Но ведь многие сельхозпредприятия уже "благополучно" разрушены и разорены.
Что делать? Ответ ясен: возвращаться на землю. Как, если и у молодежи
утрачен интерес к селу? Если им не хочется жить так, как в деревнях жили их
деды и бабушки? Если им хочется современных технологий, опрятности и
результативности?
Да, некоторые политики говорят о желании возродить российские села, вроде бы
даже выделяются на это и государственные деньги. Но самая большая проблема в
том, что, пока материальные предпосылки будут созданы для закрепления
коренных жителей, их там почти не останется. Все знают, на что
сориентирована сегодняшняя молодежь в селе. На переезд в город. На
поступление в институты или устройство хоть даже на малоквалифицированную
работу. Факт очевиден, молодежь уходит из села, так как сегодняшние формы
хозяйствования не способствуют желанию молодых людей остаться жить и
работать в родном селе.
Нам внушают, что это есть свобода выбора для человека, возможность
деревенского мальчишки или девчонки жить и работать в городе. Все верно. Но
вспомните шукшинские рассказы и рассказы других писателей-деревенщиков,
которые передают тоску и боль сельского человека, вынужденного жить в
городе. «Полюблю, когда узнаю…» Как помочь сельскому ребенку захотеть (а не
заставить!) работать на селе?! Сначала вопрос — как часто сельский школьник
сталкивается с современной техникой — мотокосой, маленьким мини-трактором и
другим оборудованием? Практически никогда. А соприкоснуться с новейшейшими
технологиями, увидеть воочию их возможности — так важно и интересно для
любого мальчишки! Значит, прежде всего, ему надо представить образ новой
российской деревни, села. Проект «Новое село России» может решить эту
проблему в кратчайшие сроки.
В чем его суть? — На территории области или края создается круглогодично
действующий лагерь труда и отдыха. В этом лагере сельские школьники с разных
районов живут и отдыхают , а главное — планомерно изучают образ новой
российской сельской действительности, в которой так заинтересованы власть и
общество. В создании этого лагеря должны принять участие различные
сельскохозяйственные производители и продавцы оборудования, техники,
посадочного материала. Они предоставят разнообразные фильмы, слайды, образцы
рекламной продукции о том, на чем и как можно работать и зарабатывать на
селе.
Опыт нельзя передать — его необходимо прожить, тогда и только тогда появится
желание управлять техникой, самому участвовать в живом процессе созидания,
возрождения малой Родины. Сельским детям необходимо пережить опыт овладения
новейшими технологиями и механизмами сегодня, что бы захотеть работать на
них завтра. Очень важно, что бы в ресурсном центре школьники смогли увидеть,
какие дома можно построить по новым технологиям, каждый смог бы нарисовать
образ своего будущего дома, в котором он будет жить со своей семьей.
КТО С НАМИ? Но кто будет работать с детьми и обучать их в ресурсном центре?
— Это должны быть студенты педагогических вузов и училищ региона, они будут
проходить здесь педагогическую практику в роли наставников — дьютеров. Им
придется работать в течение 12-18 дней, находясь в период практики вместе с
детьми. В это же время каждый школьник составит проект по развитию своего
села, соответствующий его возрасту и интересам. По результатам будет
проведен конкурс. Руководство муниципальных образовательных учреждений
сможет среди наставников подобрать кадры для образовательных учреждений
села.
Могут возникнуть опасения, что в результате всего этого получится
«потемкинская деревня». Считайте как хотите, но факт бесспорен: дети должны
видеть красивые образцы жизни на селе! Думаете, сейчас им легко отрываться
от привычного уклада и уезжать покорять столицы? Многие ответят, что еще как
им нелегко. Но они не хотят оставаться в загнивающем месте! Значит, нужны
показательные деревни, лучшие образцы новейшей сельхозтехники и ее
использования.
Здесь решается важная задача формирования у учащегося новой позиции по
отношению к своей МАЛОЙ РОДИНЕ. Которая с его помощью может преобразиться, и
он увидит свою личную причастность к этому, а также, и перспективу своего
экономического и социального роста. В таком ресурсном центре за 1 год могут
реально пройти обучение до 3,5- 4 тысяч учащихся сельских школ. В
осуществлении данного проекта (создании ресурсного центра «Новое село
России») заинтересованы как бизнес и власти, так и сельские сообщества.
Честные СМИ должны рассмотреть этот Проект и побещать ему информационную
поддержку.
Николай МАХНЕВ,
г.Миасс Челябинской области
|