ДАВНО ЛИ В РОССИИ ВОРУЮТ?
Недавно один умный и хорошо знающий Россию
иностранец спросил меня, почему многие русские не стесняются демонстрировать
свой роскошный образ жизни, явно не соответствующий их законным доходам.
Ведь очевидно же, что эта роскошь — следствие коррупции. Казалось бы, если
уж ты воруешь у государства, то живи скромно, как гражданин Корейко из
«Золотого теленка». Иначе все тебя будут презирать. Неужели в России не
презирают?
Я ответил, что презрение людей из «низших
социальных слоев» (включая журналистов или профессоров, вроде меня) этих
нуворишей вряд ли волнует. А вот в их собственном кругу ситуация складывается
прямо противоположным образом. Там стыдно быть бедным, зато важно быть успешным.
Причем любой ценой. Конечно, за глаза и там могут возмущаться незаконными
источниками богатств. Но при этом будут принимать любого коррупционера за
своего, иметь с ним дело, вращаться с ним в одном обществе. Профессора или
журналиста в этом обществе продемонстрируют лишь изредка, как диковинку — когда
тем вдруг удастся чем-то прославиться.
Все это я обнаружил давно, но каковы причины
формирования такой ситуации, сказать было сложно. Пожалуй, впервые приблизиться
к пониманию проблемы мне удалось после прочтения раздела о коррупции в новой
книге петербургского профессора Бориса Миронова «Российская империя: от традиции
к модерну». Это, пожалуй, самое фундаментальное на сегодня исследование
российской истории императорского периода. Три тома большого формата и
невероятной глубины — как в прямом, так и в переносном смысле слова. В каждом
томе почти по тысяче страниц текста с иллюстрациями и масса интереснейшей
информации о том, как существовала Россия на протяжении двух с лишним столетий.
«В XVII — первой половине XVIII в., — отмечает
Миронов, — подношения чиновникам являлись составной частью их содержания. Закон
преследовал только те подношения, которые провоцировали чиновника на нарушения
закона. Такие незаконные подношения назывались „посулами“, в то время как
законные, способствующие быстрому и благожелательному рассмотрению дела в
соответствии с законом и обычаем — „почестями“. „Почесть“ символизировала
уважение и желание просителя попасть под покровительство чиновника, „посул“ —
предложение нарушить закон.
С современной точки зрения грань между
„почестью“ или подарком и „посулом“ является зыбкой, однако население и
чиновники ее сознавали, поэтому и „посул“ во много раз превосходил „почесть“.
Чиновника, принявшего незаконное решение, всегда подстерегала опасность — жалоба
пострадавшей стороны и наказание. Между тем принятие подарка ничем не угрожало.
По-видимому, львиная доля подношений имела целью ускорить решение дела по
возможности в благоприятном смысле, и сравнительно редко подарки приводили к
нарушению закона».
В сегодняшней России данная картина выглядит
примерно следующим образом. «Посул» — это явное злоупотребление властью, когда,
например, чиновник финансирует проект создания дороги, стадиона или военного
объекта с издержками, сознательно завышенными в два-три раза, и получает часть
этой суммы в качестве отката (остальное кладет себе в карман строительная
фирма). «Почесть» — это когда чиновник не растрачивает специально бюджетные
деньги, но при размещении какого-то госзаказа протежирует одному из претендентов
в ущерб другому — столь же достойному. Чиновник не наносит никакого ущерба
государству, поскольку бюджетные деньги в любом случае будут потрачены (причем,
может быть, даже с пользой), но фирма, которая получит заказ, получает
значительную выгоду. И за это она готова платить влиятельному лицу, благоприятно
к ней расположенному.
В такого рода «почестях» часто нет вообще
никакого нарушения закона. Даже в том случае, когда госзаказы распределяются по
конкурсу. Всегда можно найти множество законных способов вообще отсеять заявки
конкурентов, к «почестям» не прибегающих, или по крайней мере найти убедительные
доводы в пользу протежируемой фирмы как самой лучшей и достойной. И если люди,
получающие «почести» за такого рода операции, покупают себе «Мерседесы» или дома
на Рублевке, то разве будут они стесняться своей показной роскоши? Даже сам
исторический термин наводит успешных чиновников на мысль, что это награда за их
управленческий талант, за их высокое положение, за их умение выстроить сложную
систему отношений, благодаря которой и государству ущерб не наносится, и бизнес
получает выгодные заказы.
Иными словами, чиновники рассматривают
дополнительное вознаграждение, получаемое от бизнеса, как справедливую часть
своей зарплаты, поскольку государство (как они полагают) им сильно
недоплачивает. Уйдя со своего поста в бизнес, такие чиновники часто и впрямь
могут получать намного более высокую зарплату, чем дает им государство. Вот они
и сравнивают чиновничий оклад с потенциально доступным им менеджерским
вознаграждением, а потом сами добирают разницу между ними.
Нынешнее чиновничество на шинелишку, понятно,
себе и так зарабатывает. Но общая логика получения «почестей» продолжает
действовать, поскольку они считаются справедливым вознаграждением. При этом к
тем, кто берет миллиардные «посулы», сами получатели «почестей» часто относятся
как к бесчестным губителям страны. Не по чину берут, не по совести и не по
понятиям.
Дмитрий Травин, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге
|