ГДЕ СЕЙЧАС НАШ ПОДВИГ РАДИ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ?
Воспоминания фронтовика Даниила Гранина.
Моя война пахнет страхом и солдатским потом. Ведь это окопная война... Когда
я пришел с войны, мне хотелось только одного - поскорее забыть пережитое.
Потом появилось много хороших книг о войне, и мне подумалось: что же я буду
соревноваться с Василем Быковым, Виктором Астафьевым, Григорием Баклановым и
другими замечательными авторами? А потом Алесь Адамович уговорил меня
написать "Блокадную книгу". И эта работа взбудоражила, стали наплывать
воспоминания, и я подумал, что надо написать про мою войну.
Вы написали: "война пахнет мочой"...
Это запах страха. Но моя война еще пахнет и солдатским потом. Ведь это была
окопная война. Она запомнилась тяжелейшим, каторжным трудом - весной окопы
освобождаешь от воды, зимой от снега, долбишь саперными лопатками мороженую
землю, строя землянки, - и мыслями об обустройстве быта: куда привезут еду,
где достать дрова, чтобы топить землянку. И высшее счастье - баня, чистое
белье из вошебойки! Вот об этом я и решил написать. А начав, я понял, что
война с Победой не закончилась - вдовы, беспризорные, разрушенные города.
Но, самое главное, мы до сих пор чувствуем себя сиротками, слишком глубокий
след она оставила в нас...
Настолько глубокий, что мы до сих пор не хотим знать всю правду о Великой
Отечественной войне. Как вы считаете, нужна ли она, эта правда?
Думаю, пора знать. Астафьев правильно сказал: "Всю правду о войне никто не
знает". И до сих пор многие документы не опубликованы. Почему? Прошло 67
лет, все страны - участницы Второй мировой войны - рассекретили свои военные
архивы, а мы по-прежнему из всего делаем тайну. Даже из числа погибших на
войне. Держимся за фальшивые репутации маршалов, в том числе Жукова, который
бил по лицам своих генералов и офицеров. Может быть, за дело бил, но,
согласитесь, это недопустимо! Не хотим осознать, что цена нашей Победы
позорная. С одной стороны, я на стороне Окуджавы, который пел: "Мы за ценой
не постоим". Когда я попал в окопы, у меня даже винтовки не было, не говоря
уже про автомат - лишь бутылка зажигательной смеси в руках. И я готов был
идти вперед. Многие погибали в первом же бою, так и не разобравшись, что
происходит вокруг. Да, тогда было такое состояние души: любой ценой спасти
Россию. А сейчас мы видим: что же сделали с нами, со своим народом!
И самое непонятное для внуков этих солдат: почему День Победы стал
праздником лишь через 18 лет!
Когда мы пришли с войны, мы, солдаты-победители, конечно же, ожидали, что
нас будут обожать, что нами будут гордиться. Но все кончилось очень быстро,
в течение двух лет. Фронтовиков стали призывать вести себя скромнее, не
носить ордена. Более того, отменили денежные доплаты, полагавшиеся
орденоносцам. Доплаты были небольшие, но все же.
Почему? А чтобы не задавались. Мол, они думают, что это они, простые
солдаты, спасли Родину, а на самом деле это мы, генералитет, настоящие
спасители Отечества.
Почему было "ленинградское дело"? Оно стало следствием блокады, ведь
ленинградцы все 900 дней жили без власти на самом деле. И опять же мысли
власти: "самоволие тут устроили, думают, что это они спасли город. Нет, это
мы его спасли!" Но ужас в том, что народ все это терпеливо сносил и ждал
лучшей жизни... Да и потом, вы знаете, большинство участников войны,
блокадников, конечно, жалуется, что они заслужили гораздо большего к себе
внимания, но в то же время для них гораздо важнее всех этих санаториев,
квартир, пенсий было осознание, что они отстояли родину, остались людьми.
Но и вся Германия была опьянена мечтой фюрера стать всемирной империей.
Кстати, это было самое унизительное - высокомерие нацистов. С первыми
пленными мы пытались найти общий язык, ведь немцы в одночасье стали врагами
- еще вчера наши руководители обнимались с ними и Риббентроп считался лучшим
другом СССР. Но это оказалось невозможно - они разговаривали с нами как с
дикарями, недочеловеками. А потом уже пришла ненависть...
Кто-то был действительно опьянен, а кто-то оказался "агнцем", который не
смог противостоять идейным нацистам. Какой-нибудь обычный берлинский рабочий
был обречен воевать с нами - либо лагерь.
Это верно. Я постоянно ловил себя на мысли, что оценивать поступки людей
можно только исходя из законов его времени, его страны. Все очень сложно.
Меня очень рано стали переводить в Германии, почти все перевели, у меня
появились там друзья, меня сделали членом Академии искусств. Казалось бы, я
должен был испытывать к ним чувство благодарности. Но я не мог.
Хотя у меня не было к ним и ненависти. Ненавистью нельзя жить - она
необходима на фронте, в мирной жизни разрушительна. Когда я собрался в
Германию в первый раз, товарищи-фронтовики спрашивали меня: "Как же ты
поедешь туда без оружия?" А немецкие корреспонденты спрашивали: "С каким
чувством вы встречаете своих бывших врагов?", на что я отвечал: "Это встреча
промахнувшихся". Как вы понимаете, я ведь тоже убивал. К войне невозможно
подходить с обычными мерками - на передовой о гуманизме не рассуждают. Но,
признаюсь, меня поразило, когда одна школьница меня спросила: "Сколько
человек вы убили?" Не "немцев", а "человек"! Понимаете, мы не думали, что
убиваем людей, для нас они были просто "враги". Но тем не менее...
Да, но нас навсегда разводит по разные стороны цель: у одних захватить, у
других защитить.
А насчет целей... Казалось бы, итог был предрешен. Красную Армию почти
уничтожили в первые же месяцы войны - советских кадровых офицеров не учили
отступать, они готовились идти только вперед. И тем не менее мы победили.
Почему? Потому что в нас была мощнейшая жажда справедливости. Даже когда мы
отступали, мы верили, что победим. Именно верили, слепо. Это было почти
мистическое, ничем не обоснованное чувство.
Вы пишете "В окопах атеистов нет".
И он прав. Я неверующий, стал молиться, когда попал под бомбежку. Откуда это
- "Господи, помилуй!" Большинство из нас едет в церковь, когда нам плохо,
когда больше некуда обратиться. Так что, думаю, вопреки тому, что нас
воспитывали как воинствующих атеистов, мы в каком-то смысле все верующими
были и тогда.
На самом деле человек - это чудо. Даже в ворюге, в алкоголике все равно есть
божественное начало. Я уверен, что если относиться к человеку
по-человечески, извините за каламбур, большинство из таких вот "потерянных"
можно вернуть. Годы, проведенные в окопах, открыли мне в человеке и ужасное,
и прекрасное - сколько там было проявлений дружбы, любви. А после того как
написал "Блокадную книгу" и изучил анатомию голода, ломающего человека, я на
многое смотрю спокойнее и уже никого не осуждаю категорически. Как известно,
не судите, да не судимы будете...
А в советское время нас ослепляла красивая идея, что мы строим справедливое
общество. Мы не обращали внимания ни на хамство, гнусь наших партийных
руководителей, ни на лагеря, про которые, конечно же, что-то слышали. Для
нас главным было, что мы строили что-то такое, что должно было привести
людей к счастью и справедливости. Мы были преисполнены чувства собственного
достоинства, даже чувства преимущества.
Без иллюзий трудно жить, у человека обязательно должна быть мечта. Сейчас у
нас ее нет, и мы сразу же оказались где-то на задворках истории... У нас нет
идеи, которая вдохновляла наших родителей: "Мы строим справедливое общество,
коммунизм"...
Почему французы, англичане живут без утопий, просто "возделывают сад", как писал
Вольтер. Им для счастья не нужны целина, БАМ, космос...
А нам нужны. Я помню, как провожал целинников. Как это было красиво, какие
ребята ехали! Как они были счастливы, что могут что-то сделать. Потом они,
конечно, возвращались разочарованные. Но они побывали в счастье. А мы сейчас
не знаем, что это такое, молодым ребятам нечем вдохновляться... Куда идем,
зачем?
Да, Светлана Алексиевич заметила по этому поводу, что у нас в подсознании
живет коммунизм, что нам ближе романтическое, героическое, и скучно там, где
реальность, прагматизм. И что же нам делать без этой высокой идеи?
Я не знаю. И не знаю, кто может ответить на этот вопрос. Я идеалист. Может,
надо создавать власть честных людей и понимать, что важно не богатство, а
счастье жить.
Елена Боброва
|