ГОСПОДЬ ГОВОРИТ, ЧТО НУЖНО НАКОРМИТЬ ГОЛОДНОГО И ОДЕТЬ РАЗДЕТОГО
«Литургия и помощь ближнему в Церкви – как два легких у человека. Если одно убрать – человек уже не в состоянии жить полноценной христианской жизнью». Разговор о социальной деятельности в Церкви ведет протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Космы и Дамиана в Шубине (Москва).
Помощь ближнему опирается на молитву
В послании апостола Иакова мы читаем о том, что вера без дел мертва (Иак. 2:17). А в известной притче о Страшном суде Господь четко говорит нам об этом, показывая, как будет решаться посмертная участь человека (Мф. 25:31-46). Он говорит, что нужно накормить голодного, одеть раздетого, посетить узника и так далее. И на Страшном суде нас не будут спрашивать об исповедовании, о молитве и так далее. Потому что всё это – духовная помощь в деле нашего служения ближнему.
Ведь само служение и есть результат нашей веры или проявление любви.
Сейчас в России мы переживаем переходный период от государственного атеизма к христианской стране, и социальное служение должно стоять у нас если не на первом месте, то всё равно творчески сочетаться с литургическим служением, с молитвой… Точнее – опираться на литургию, на молитву, на изучение Священного Писания и так далее.
Литургическая жизнь Церкви является как раз источником сил для такого служения. Литургия и помощь ближнему в Церкви – как два легких у человека. Если одно убрать – человек уже не в состоянии жить полноценной христианской жизнью.
Социальное служение объединяет
В нашем храме мы около 15 лет кормили бездомных два раза в неделю, и на бесплатные обеды приходило от 200 до 600 человек. Это было очень мощным и объединяющим фактором, созидающим общину храма. Патриарх Кирилл не случайно говорит о том, что должен быть не приход, а община. Это очень ценные слова. Община, которая себя осознает как единое тело, как Церковь. Церковь – это и есть община, а не просто разрозненные, сочувствующие люди.
К сожалению, мы были вынуждены приостановить эту помощь, поскольку храм наш – в центре Москвы, рядом с мэрией, а на Тверской площади почти постоянно всевозможные праздничные мероприятия, так что вид бездомных смущал народ. Да и местные жители писали жалобы, что здесь собираются всякие подозрительные люди.
Кого спасает «Ной»
Один из удачных примеров социальной деятельности – Дом трудолюбия «Ной», во главе которого стоит наш прихожанин Емельян Сосинский. Идея «дома» в том, чтобы бездомные люди не только жили вместе, но и вместе работали. Они выезжают на работу (на стройку, например), половина зарплаты идет им, половина – на оплату аренды жилья, питания и так далее. Большинство этих людей улицы страдают алкогольной зависимостью. В общине легче удерживаться от искушения выпить, чем когда человек находится один на улице…
«Ной» продолжает идею домов трудолюбия, которые в свое время создавал св. Иоанн Кронштадтский, в несколько модифицированном виде. И такое направление помощи бездомным людям, которым дается и жилье, и работа – очень перспективное.
Если просто давать деньги «людям улицы» – они на эти деньги будут выпивать, а если их еще и покормят, так они и закусят.
При таком разрушающем образе жизни люди живут пять-шесть лет, потом умирают. А как раз их общий труд и совместное проживание помогают реабилитироваться и вернуться к нормальной жизни, уже освободившис протоиерей Александр Борисов ь от алкогольной зависимости.
У «Ноя» несколько домов трудолюбия. В каждом где-то от 50 до 100 человек, в целом около 600 человек. И мало того, что они сами себя обеспечивают, у них есть еще и два социальных дома, где живут люди, которые по состоянию здоровья не могут ездить на стройки и выполнять тяжелую работу. Они разводят курочек, кроликов и так далее. А то, что зарабатывают трудоспособные люди, частично поддерживает контингент социальных домов. Получается, социальной деятельностью занимаются и те, на кого она направлена.
Такое движение требует энтузиастов, способных организовать людей улицы. Это всё очень непросто. Поддержка такого движения со стороны государства была бы очень важной. Главная их проблема – жилье. Им приходится платить довольно большую аренду за арендуемые дома. Если бы государство помогало оплачивать помещения, это было бы огромной поддержкой. Такого рода служения, мне кажется, очень важны для Церкви.
Протоиерей Александр Борисов
|