НА ГРАНИ РАЗВОДА И ЗА ГРАНЬЮ
«С кем бы человек ни начинал строить семейную жизнь, он пройдет периоды
искуса, ведь готового счастья не бывает, и зависит оно не только от мужа, но
и от жены в той же мере», – отмечает
старец Иоанн (Крестьянкин).
Многие создают семьи, сталкиваются с искушениями – и разводятся. Как получается,
что у супругов была горячая любовь, а потом их постигло охлаждение и утрата
любви? Святитель
Феофан Затворник объясняет это через сравнение: любовь подобна костру –
чтобы он не погас, подкладывайте дрова в огонь. Дрова – это дела любви. Если
у мужа гаснет чувство любви, надо сделать жене приятный сюрприз, проявить
заботу и ласку. Есть удивительная формула любви: чем больше человек
заботится о другом человеке, тем больше он его любит. Как известно, любовь и
вера без дел умирают.
Удивительна формула любви: чем больше человек заботится о другом, тем больше он
его любит.
Владыка Антоний Сурожский
считал, что одна из самых больших трагедий в
жизни человека – развод. Причина этой трагедии в незрелости: супруги думают, что
радость их встречи будет продолжаться всегда, что эту радость не надо защищать.
Еще причина: любовь супругов оказалась недостаточно крепкой, не выдержала
неожиданные тяжелые испытания в совместной жизни.
Отец Макарий (Маркиш)
называет развод похоронами брака и даже –
убийством брака. И прослеживает причины развода, которые закладывались задолго
до свадьбы: «Посеешь в юности цинизм, грязь, равнодушие – пожнешь в браке
отчуждение, измену и развод».
Супружеская измена подрывает доверие, предает любовь. Не будем лукавить: развод
– это не юридическое расторжение брачного контракта, не отмена «пробного брака»,
а большое несчастье со многими ядовитыми побочными эффектами.
Вот почему женщину на грани развода
старец Иоанн настраивает на аскетическую борьбу: «За семью-то надо
побороться, это не просто ваши с супругом отношения. Это разбитая с
молодости жизнь ваших детей. Первое, что надо делать постоянно, это молиться
о супруге и молиться святым Гурию, Самону и Авиву о сохранении семьи.
Второе, и не менее важное, – заглянуть в свое сердце… нет ли своей вины в
том, что муж отбивается от дома. А моя молитва только в помощь Вашей.
Дети-то повторяют ошибки своих родителей!».
Разводящиеся супруги захвачены своими обидами, переживаниями, себялюбием. Они
мало думают о детях и преподают детям пример уничтожения семьи. Мать развелась,
через 30 лет разводится дочь, выросшая без отца, из поколения в поколение
повторяется та же беда.
Причиной отчуждения супругов, развода может быть неправильно понятая аскеза.
Старец Иоанн пытается вразумить одну сверхаскетичную жену: «Не надо Вам
становиться кем-то другим, а не той, которую любил муж. Надо и одеться со
вкусом, и причесаться к лицу, и всё прочее, ведь Вы не монашествующая. И
интересы с супругом у Вас должны быть общие, и не смущайте его своей показной
религиозностью».
Демонстративно религиозное поведение в кругу семьи корректируется: поменьше
показухи, побольше деятельной любви. И есть специальное духовное упражнение –
говорить с супругом о том, что его интересует, не переводя разговор на другую
тему, поближе к своим интересам.
Вот еще письмо старца. Адресовано мужу, который собирается уйти от неверующей
жены в монастырь.
Архимандрит Иоанн объясняет ему:
«Через тебя (ты – глава семьи) в твой дом должен войти Господь, Который уже
коснулся твоей души… Он тебя спросит: “А где же твои кровные родные?” Ведь муж и
жена уже не двое, но одна плоть. И чадо твое, за которое с тебя спросится
сполна, – каким оно вырастет? А как ответить? Скажешь, что потерял их по пути и
не заметил?! Когда вы создавали семью, вы оба были неверующими… она мирской
человек, но ведь и ты не духовный еще, а только паришь духом, в мечтах забираясь
на небо вместо того, чтобы учиться на земле жить по-христиански. Что тебе
делать? Помолиться и приложить все силы, чтобы развода не было. Надо жить не
монахом в семье, а семейным человеком, до поры разделяя с супругой ее немощные
желания… призывая помощь Божию к ее обращению. Тогда и для дочери хоть что-то,
понемногу, можно будет делать».
Если человек создал семью, а потом стал тяготиться семьей и хочет переключиться
на монашество, вряд ли он станет хорошим монахом.
И если кто-то поскору переключается с первого брака на второй – как
переключаются между вкладками браузера, – то будет ли второй брак
счастливым? В старину Церковь достаточно долго не допускала до брака
разведенных, предлагая им пройти школу духовного воспитания, тогда они
войдут в новый брак зрелыми людьми[8]. Бывшим супругам полезно через
покаяние понимать, что с ними произошло, что они сделали и не сделали.
Полезно преодолевать враждебные чувства друг к другу, иначе ненависть
разрушит их духовное устроение. Эту разрушительную силу ненависти хорошо
чувствовал старец Силуан Афонский,
в годы вражьих гонений на Церковь он возгревал любовь к врагам.
Бывшим супругам надо преодолевать враждебные чувства друг к другу, иначе
ненависть разрушит их духовное устроение
О каких только грехах против семейной жизни люди не говорят на исповеди, но
покаяние в разводе – такого ни разу не слышал. Как правило, обе стороны считают
себя пострадавшими, целиком перекладывают вину на другого. К примеру, с точки
зрения мужа: «Подала на развод жена, я не хотел разводиться» (умалчивает
причину, почему подала); с точки зрения жены: «Я подала на развод, потому что он
любовницу завел» (умалчивает, почему завел). Да, его прелюбодеяние нанесло
тяжелейшую рану семье. С другой стороны, жене в голову не приходит, что она мужу
отказывала в супружеской близости по многу недель подряд – «постила» его, не
чувствуя, по силам это ему или нет; и тогда он ей стал изменять. Виноваты оба,
хотя по-разному виноваты. Чтобы такого греха не было, апостол Павел внушал
супругам:
«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, для упражнения в посте и
молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана» .
Мы проследили, как семья приближается к роковому шагу. Теперь заглянем дальше:
что, если развод уже произошел? Тогда поднимаются аскетические вопросы: «Виноват
ли я в разводе? В чем я должен покаяться пред Богом и просить у жены прощения?
Всё ли я сделал для сохранения семьи? Возможно ли сейчас или в будущем
воссоединение семьи?»
Вот важная аскетическая задача – свести к минимуму травмы, наносимые детям.
Мать, воспитывающая сына одна, ни в коем случае не настраивает его против отца
(подрывая детскую любовь к отцу, она рано или поздно подорвет уважение и к
матери, что ужасно). Отец старается максимально общаться с детьми, хотя для
этого ему надо ехать к бывшей жене, которая не рада его видеть. Разведенные
родители при встрече хранят спокойствие, чтобы сын не видел войну отца с
матерью, не носил в себе незаживающую рану: «Отец от нас ушел. Я был обузой
отцу, мама ему не нужна. Почему? Может, мама виновата? Она считает, что – отец».
Перед разведенными может открыться возможность второго брака. И тут встает
проблема Гамлета, сформулированная задолго до Шекспира: «Мама вышла замуж».
Понимая это, некоторые матери-одиночки выбирают крест одиночества. Что
сказать?.. Лишь бы крест не был самодельным…
Смерть ребенка, вдовство
В XIX веке при высокой детской смертности семьи были многодетными. Потеря
ребенка и тогда была горем, но переносилась легче, чем сейчас. Семьи у нас в
основном однодетные, смерть ребенка переживается острее, до прямого ропота на
судьбу: «Если Бог есть, то как Он это допустил?!» Бедным родителям Бог
представляется всемогущим начальником, равнодушным к людскому горю. А ведь это
не так, Бог ради нас на смерть отдал Сына Своего, чтобы смерть попрать,
преобразовать смерть – в успение. Голгофа не оставляет место ропоту.
В семьях, больных детоцентризмом, смерть ребенка ломает супругов: кто-то
спивается, кто-то озлобляется. Если ребенок умер, унынием и пьянством делу не
поможешь. Мы сохраняем связь с нашими усопшими через Христа, в Литургии.
Похоронив чадо, некоторые супруги через какое-то время могут снова стать
родителями; кто-то усыновляет ребенка. Знакомый священник рассказывал мне, что у
них на приходе собираются родители, которые пережили смерть своих детей. Когда
люди похожей судьбы держатся вместе, им легче. Когда они держатся за ризу
Христову, у них появляется надежда.
Вспоминаю протоиерея Валентина
Радугина, он удивлял какой-то жизнерадостностью, даже в 90 лет. После
его смерти я узнал, что у отца Валентина на глазах сын поранился и так
быстро истек кровью, что не успели помочь. Утрата не сломала отца Валентина,
он не впал в уныние. Свое горе он переплавил в глубокое смирение перед
Богом, в умение видеть главное, не размениваться на пустяки.
Судьбы Божии о жизни и смерти приоткрываются не всем, а чаще всего тем людям,
которые очистили душу от греховных страстей. А мы, рядовые христиане, не знаем
последнего своего часа, не знаем, когда Господь призовет близких нам людей:
сына, мать, мужа. При этом утрата супруга, вдовство в Древней Церкви послужило
почвой, на которой возникло монашество. И 200 лет назад Ксению Петербургскую
повернула к подвижничеству внезапная смерть супруга. Вдовство может стать
моментом особого аскетического призвания.
Разные бывают ситуации с одинокой жизнью. Одной рабе Божией, которая тяготилась
одиночеством, старец Иоанн посоветовал приглядеться к родителям, ведь они
нуждаются в дочерней ласке и тепле. Эта забота о родителях расширит сердце, и на
сердце станет хорошо, уйдет мучительное чувство одиночества.
Некоторые люди от одиночества спасаются через суррогатное общение, самое разное.
К примеру, заводят домашнее животное, с которым разговаривают, как с близким
человеком («собака всё понимает»), ставят памятник на кладбище для собак
(«собака – друг»). В некоторых домах собака – фактически глава семьи. При всех
моих симпатиях к собакам, разве это хороший путь преодоления одиночества? Мы
преодолеваем одиночество благодаря родным людям, а еще – благодаря молитве: Бог
повсюду с каждым из нас.
Семейные разочарования
На фоне утрат семейные разочарования выглядят не так плохо. Хотя есть и
«термоядерные» разочарования: в муже и мужчинах как таковых, в жене и женщинах
как таковых, в браке, в детях – сын попал в тюрьму, «дочь употребляет». Или
возьмем более легкий вариант: дети не радуют, невоспитанные, «как чужие». Иногда
несчастным родителям говорят: «Сколько вашему сыну? 19 лет? Поздно воспитывать,
раньше надо было». Звучит как жестокий приговор, обжалованию не подлежит. Будем
обжаловать! – Воспитывать, может, и поздно, но перевоспитывать-то не поздно.
Конечно, понимаем, что подвиг перевоспитания нелегкий. Трудное не значит
невозможное.
Откроем Новый Завет: Деян. 16: 1–3. У Тимофея отец был из язычников, мать и
бабушка воспитывались на Ветхом Завете. Влияние отца преобладало, Тимофей даже
обрезан не был, духовного воспитания не получил. Но когда мать и бабушка приняли
весть о Христе, всё изменилось. Тимофей стал одним из главных помощников
апостола Павла, сам сподобился апостольства, две богодухновенных книги Нового
Завета адресованы именно Тимофею. Апостол Павел с Божией помощью перевоспитал
юношу.
Не будем унывать, пусть и много разочарований случается. В семейной жизни
столько сторон: духовные и бытовые вопросы, плохое взаимопонимание среди
родственников. Где-то нам не удается наладить, в чем-то другом получается.
Вспомним притчу Христову о сеятеле . Сеятель бросает повсюду зерна, они попадают
на утрамбованную придорожную землю, летят на каменистую почву, им мешают сорняки
– это всё потери и неудачи. Другие зерна падают на добрую землю и приносят
неслыханно щедрый урожай, во 100 крат. Спросим себя: где в нашей семье хорошая
почва, а где утрамбованный грунт? Будем сеять на хорошей почве, тогда Бог даст
щедрый урожай, и он скомпенсирует наши потери и неудачи.
Трудимся над семейной жизнью, не унываем, просим Господа благословить наши
труды. Старец Иоанн (Крестьянкин)
любил слова из одного кратенького свода аскетических наставлений: «Когда
познаешь слабости свои и бессилие к сотворению добра, то помни, что ты не сам
спасаешь себя, а спасает тебя Христос».
Священник Павел Сержантов
|