СЛУЧАЙНОСТЬ? - НЕТ! КАК МЕНЯЮТСЯ НАШИ СУДЬБЫ
Родом я из семьи священника — моего отца, ученого-геолога Глеба Александровича
Каледу, тайно рукоположили в иереи в 1972 году, - рассказывает
священник Кирилл КАЛЕДА. - Литургии он совершал прямо у нас в квартире и
только в 1990 году смог наконец служить открыто. А моего деда по материнской
линии, священника Владимира Амбарцумова, 8 сентября 1937 года арестовали и
приговорили к 10 годам лагерей без права переписки. И только в 1989 году мы
узнали, что 5 ноября 1937 года его расстреляли на Бутовском полигоне под
Москвой.
В
1994 году, как только родственников репрессированных стали туда пускать, мы с
родителями и братом Иоанном приехали отслужить по дедушке панихиду у поклонного
Креста. И тут вдруг подходит ко мне какая-то старая женщина и спрашивает: «Где
здесь можно взять земли на могилку?» (в то время территория захоронений была еще
не расчищена и погребальные рвы не выделены). Оказалось, у этой женщины — она
назвалась Татьяной — в 1938-ом здесь расстреляли мужа, Владимира, но она много
лет ничего о нем не знала и даже устроила на кладбище в городе Видном
символическое надгробие. И теперь разменявшей девятый десяток женщине было очень
важно привезти на эту условную могилу землю с места настоящего погребения мужа.
После панихиды она подошла ко мне и со словами: «Это вам в храм», — отдала мне
пестрый желтый платок.
Признаюсь, я хотел было отказаться, но, посмотрел в ее глаза и взял. А потом
ехал домой и думал, куда этот платок передать: в Высоко-Петровский монастырь
папе или в храм Преображения брату (он тогда был уже диаконом)? И вдруг твёрдо
решил: надо срочно строить храм в Бутово — мои родители ведь, как и Татьяна, уже
в том возрасте, когда очень важно иметь возможность помолиться на могилах
родных. Папа, хоть и был уже серьезно болен, сразу поддержал мою идею.
Вскоре была зарегистрирована церковная община из детей и внуков пострадавших.
Автором проекта и архитектором первого храма стал сын расстрелянного 27 сентября
1937 года иерея Михаила Шика — скульптор Дмитрий Михайлович Шаховской. Сначала,
в 1996 году, построили деревянную церковь, а уже в 2007 году — двухэтажный
каменный храм Воскресения Христова. Там у нас есть икона с таким изображением:
святой Николай Чудотворец держит в левой руке пёстрый, жёлтый с красным, платок,
а на нём — красивый белокаменный собор.
Платок этот, эта лепта вдовы, изображённая на иконе, — как напоминание о слёзной
мольбе за пропавших без вести родных и близких, услышанной и принятой Богом.
Напоминание о первой жертве на строительство храма в Бутове.
Когда я впервые взял его в руки, я и не подозревал, как изменится моя
собственная судьба. Я был уже кандидатом геолого-минералогических наук, работал
и в России, и за рубежом, работа была любимой, интересной и хорошо оплачиваемой.
Вот только в душе было какое-то неудовлетворение. А тут в 1994 году избрали меня
председателем приходского совета, в 1996 году рукоположили в дьяконы, а в
1998-ом я стал священником и настоятелем храма святых Новомучеников и
Исповедников Российских в Бутове. И в священническом служении на месте
погребения дедушки жизнь моя обрела полноту и смысл.
А
дар рабы Божией Татьяны бережно хранится в алтаре нашей деревянной церкви,
которая стоит поблизости от одного из погребальных рвов.
Подготовила Ольга Мамонова
|