КАК СТРОИЛИ ДОМА НАШИ ПРЕДКИ
При строительстве новой избы наши предки соблюдали правила, выработанные
веками, ведь возведение нового дома — это знаменательное событие в жизни
крестьянской семьи и все традиции соблюдались до мелочей. Одним из главных
заветов предков был выбор места для будущей избы. Новая изба не должна
строиться на месте, где когда-то было кладбище, дорога или баня. Но в то же
время желательно было, чтоб место для нового дома уже было обжитым, где
проходила жизнь людей в полном благополучии, светлым и на сухом месте.
Главным инструментом при постройке всех русских деревянных сооружений был топор.
Отсюда говорят не построить, а срубить дом. Пилу стали применять в конце XVIII
в., а в некоторых местах с середины XIX в.
Первоначально (до X века) изба представляла собой бревенчатое строение,
частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над
ним достраивалась в 3—4 ряда толстых бревен. Таким образом, сама изба
представляла собой полуземлянку.
Двери изначально не было, её заменяло небольшое входное отверстие, примерно
0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок, связанных
вместе, и пологом.
Крыша
Известно, что на Руси избы издревле строились с покатой крышей, в отличие от
западноевропейских домов. Торец крыши славянской избы, представляющий собой
равнобедренный треугольник с углом в 120 градусов при вершине, имел небольшое
круглое оконце, служившее для прохождения солнечного луча. В дни зимнего
солнцестояния появление круглого солнечного пятнышка на противоположной стене
говорило владельцу дома о том, что "солнце пошло на лето, зима - на мороз". Сами
же кровли изб были украшены шести- и восьмиугольниками, будучи изначально ни чем
иным, как солнечными
меридианальными календарями, с помощью которых славяне организовывали свой
быт в гармоничном соответствии с Божественным бытием Космоса.
Основное требование к строительному материалу было привычным — сруб рубился либо
из сосны, ели или лиственницы. Ствол хвойных деревьев был высоким, стройным,
хорошо поддавался обработке топором и в то же время был прочным, стены из сосны,
ели или лиственницы хорошо сохраняли тепло в доме зимой и не нагревались летом,
в жару, сохраняя приятную прохладу. Одновременно выбор дерева в лесу
регламентировался несколькими правилами. Например, нельзя было вырубать больные,
старые и высохшие деревья, которые считались мертвыми и могли, по поверьям,
принести в дом болезни. Нельзя было вырубать деревья, росшие на дороге и у
дорог. Такие деревья считались «буйными» и в срубе такие бревна, по поверью,
могут выпадать из стен и придавливать хозяев дома.
Обычаи
Возведение дома сопровождалось рядом обычаев. Во время укладки первого венца
сруба (закладного), под каждый угол подкладывали монетку или бумажную купюру, в
другой кусочек шерсти от овцы или небольшой моток шерстяной пряжи, в третий
подсыпали зерно, а под четвертый клали ладан. Таким образом, при самом начале
возведения избы, наши предки делали такие обряды для будущего жилища, которые
знаменовали его богатство, семейное тепло, сытую жизнь и святость в дальнейшей
жизни.
В обстановке избы нет ни одного лишнего случайного предмета, каждая вещь имеет
свое строго определенное назначение и освещенное традицией место, что является
характерной чертой народного жилища.
Двери в избе делали как можно ниже, а окна располагали повыше. Так тепло
меньше уходило из избы.
Русская изба была либо «четырехстенкой» (простая клеть), либо «пятистенкой»
(клеть, перегороженная внутри стеной — «перерубом»). При строительстве избы
к основному объему клети пристраивались подсобные помещения («крыльцо»,
«сени», «двор», «мост» между избой и двором и т. д.). В русских землях, не
избалованных теплом, весь комплекс построек старались собрать вместе,
прижать друг к другу.
Постройки
Существовало три типа организации комплекса построек, составлявших двор. Единый
большой двухэтажный дом на несколько родственных семей под одной крышей
назывался «кошель». Если хозяйственные помещения пристраивались сбоку и весь дом
приобретал вид буквы «Г», то его называли «глаголь». Если же хозяйственные
пристройки подстраивались с торца основного сруба и весь комплекс вытягивался в
линию, то говорили, что это «брус».
За крыльцом избы обычно следовали «сени» (сень — тень, затененное место). Их
устраивали для того, чтобы дверь не открывалась прямо на улицу, и тепло в зимнее
время не выходило из избы. Передняя часть здания вместе с крыльцом и сенями
называлась в древности «всходом».
Если изба была двухэтажная, то второй этаж называли «поветью» в хозяйственных
постройках и «горницей» в жилом помещении. Помещения же над вторым этажом, где
обычно находилась девичья, назывались «теремом».
Дом редко строили каждый для себя. Обычно на строительство приглашался весь
мир («обчество»). Лес заготовляли еще зимой, пока нет в деревьях
сокодвижения, а строить начинали с ранней весны. После закладки первого
венца сруба устраивалось первое угощение «помочанам» («окладное угощение»).
Такие угощения — отголосок древних ритуальных пиров, которые проходили часто
с жертвоприношениями.
После «окладного угощения» начинали устраивать сруб. В начале лета, после
укладки потолочных матиц следовало новое ритуальное угощение помочанам. Затем
приступали к устройству кровли. Дойдя до верха, уложив конек, устраивали новое,
«коньковое» угощение. А уж по завершении строительства в самом начале осени —
пир.
Кошка
В новое жилье первой должна войти кошка. На Севере Руси до сих пор сохраняется
культ кошки. В большинстве северных домов в толстых дверях в сени сделано внизу
отверстие для кошки.
В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода
дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек
выходил через входное отверстие. Курные избы, вероятно, внесли свой вклад в
небольшую продолжительность жизни в старину (около 30 лет для мужчин):
продукты горения дров являются веществами, вызывающими рак.
Полы
Полы в избах были земляные. Лишь с распространением на Руси пил и пилорам в
городах и в домах помещиков стали появляться деревянные полы. Первоначально полы
выкладывались из досок, изготовленных из колотых пополам бревен, либо из
массивной толстой половой доски. Однако массово полы из досок стали
распространяться лишь в XVIII веке, так как не было развито лесопильное
производство. Лишь усилиями Петра I пилы и пилорамы стали получать
распространение на Руси с издания петровского указа «О приучении дровосеков к
распиловке дров» в 1748 году. Вплоть до ХХ века, полы в крестьянской избе были
земляные, то есть выравненная земля просто утаптывалась. Иногда верхний
слой мазали глиной, смешанной с навозом, что предотвращало образование
трещин.
Бревна для русских изб готовили с ноября-декабря, подрубая стволы деревьев по
кругу и давая им высохнуть на корню (стоймя) за зиму. Дорубали деревья и
вывозили бревна еще по снегу до весенней распутицы. При рубке клети избы бревна
укладывали северной более плотной стороной наружу, чтобы древесина меньше
трескалась и лучше переносила воздействия атмосферы. По углам дома по постройке
помещались монеты, шерсть и ладан для того чтобы обитатели его жили здоровыми в
достатке и тепле.
Окна
До IX века окон в русских избах вообще не было.
До XX века окна в русских избах не открывались. Проветривали избу через дверь и
дымник (деревянная вентиляционная труба на крыше). Ставни защищали избы от
непогоды и лихих людей. Закрытое ставнями окно днем могло служить «зеркалом».
В старину ставни были одностворчатыми. Двойных рам в старину тоже не было. Зимой
для тепла окна закрывались снаружи соломенными матами или просто заваливались
копнами соломы.
Многочисленные узоры русской избы служили (и служат) не сколько украшению,
сколько защите дома от злых сил. Символика сакральных изображений пришла с
языческих времен: солнечные круги, громовые знаки (стрелы), знаки плодородия
(поле с точками), конские головы, подковы, хляби небесные (разнообразные
волнистые линии), плетения и узлы.
Изба устанавливалась прямо на грунт или на столбы. Под углы подводились дубовые
колоды, большие камни или пни, на которых и стоял сруб. Летом под избой гулял
ветер, просушивая снизу доски так называемого «черного» пола. К зиме дом
обсыпали землей или устраивали из дёрна завалинку. Весной завалинка или
обваловка в некоторых местах раскапывалась для создания вентиляции.
Красный угол
«Красный» угол в русской избе устраивался в дальнем углу избы, с восточной
стороны по диагонали от печи. Иконы помещались в божницу в «красный» или
«святой» угол комнаты с таким расчётом, чтобы входящий в дом человек сразу их
видел. Это считалось важным элементом защиты дома от «злых сил». Иконы должны
были обязательно стоять, а не висеть, так как почитались «живыми».
Возникновение образа «Избушки на курьих ножках» исторически связывается с
деревянными срубами, которые в древности на Руси ставились на пеньки с
обрубленными корнями, чтоб предохранить дерево от гниения. В словаре В. И. Даля
сказано, что «куръ» — это стропила на крестьянских избах. В болотистых местах
избы строили именно на таких стропилах. В Москве одна из старинных деревянных
церквей называлась «Никола на курьих ножках», поскольку из-за болотистости
местности стояла на пеньках.
Н.А
|