АРМЕНИЯ И АЗЕРБАЙДЖАН: КАК ИХ ПРИВЕСТИ К МИРУ?
Вспышки вооруженного противостояния и насилия в Нагорном Карабахе
периодически случались последние 22 года — с того момента, как Армения и
Азербайджан объявили о прекращении огня. Потери в них несли обе стороны.
Однако новое обострение конфликта, произошедшее в последние дни, оказалось
самым сильным за прошедший после объявления перемирия период. Проблему
анализирует
Бахрам Амир Ахмадиан — профессор
Тегеранского университета, член Научного совета IRAS (Institute of Iran
Eurasian Studies), эксперт по изучению проблем Евразии, Кавказа и России.
Каждый раз, когда обострялся карабахский конфликт, стороны обвиняли в нарушении
перемирия друг друга. В этот раз обвинителем выступила азербайджанская сторона.
Как представляется, государство, ставшее в этот раз инициатором конфликта,
словно стремится снова привести в движение конфликт, пребывавший до этого как бы
в «законсервированном» состоянии.
Азербайджан убежден, что в ходе конфликта Армения оккупировала 20% его
территории. Мировое сообщество — в особенности ОБСЕ, выступившая посредником
в урегулировании конфликта, — все это время хранило молчание и не
предприняло никаких шагов для решения проблемы. Азербайджан утверждает, что
те азербайджанцы, которые проживают на территории Карабаха, выступают за
возвращение региона под юрисдикцию Баку. С другой стороны, власти в
Азербайджане постоянно испытывают давление общественного мнения относительно
данной проблемы и внутри страны.
Все последние годы значительную часть своего бюджета Азербайджан использовал
на обучение и инструктаж вооруженных сил, закупку новой военной техники и
оборудования, а также постоянно пользовался помощью военных советников и
специалистов стран Запада. Ради укрепления собственной военной мощи страна
шла на сближение с НАТО. Вооруженные силы Азербайджана за последние три
десятилетия прошли полную модернизацию; заметная часть его годового бюджета
уходила на военные расходы. А военный бюджет Азербайджана намного превышает
военный бюджет Армении.
Соответственно, у значительной части населения закавказской республики
возникает вопрос — почему при столь объемных расходах на военные нужды их
страна до сих пор вовлечена в этот конфликт и почему их правительство до сих
пор не предприняло серьезных шагов для того, чтобы окончательно решить
карабахскую проблему. Все это, вероятно, и заставило Баку волей-неволей дать
какой-то ответ на «непонимание» со стороны народа именно сейчас, и
решительно «взяться за проблему» вновь, чтобы попытаться окончательно решить
карабахский вопрос.
Наряду с армяно-азербайджанским конфликтом в Нагорном Карабахе, следует
также обратить внимание и на другие локальные конфликты в регионе Южного
Кавказа — конфликт в Южной Осетии и Абхазии. На самом деле, и карабахскую
проблему нужно рассматривать, держа в уме эти конфликты. Абхазия и Южная
Осетия, прежде входившие в состав Грузии, провозгласили независимость.
События 2008 года в Южной Осетии завершились тем, что в военных
столкновениях с Тбилиси сторонники независимости заручились поддержкой
России и ее вооруженных сил — на помощь сторонникам выхода из состава Грузии
пришла российская армия.
Напомним, что после распада СССР Россия утратила на какое-то время свое
прямое присутствие в Южно-Кавказском регионе. Этот регион — своего рода
буфер между побережьями Черного и Каспийского морей, он также примыкает к
Центральной Азии. Его геополитическое значение достаточно велико, в
особенности для России. А для Запада, по сути, это регион служит выходом к
южным областям России. Поэтому западное присутствие в регионе, влияние
Запада на него и сближение правящих режимов закавказских республик с Западом
можно рассматривать как существенную угрозу для России.
Поэтому и Россия всегда стремилась упрочить свое влияние в этом регионе —
для того, чтобы не дать ему превратиться в еще одно звено цепи, при помощи
которой Запад пытается ее окружить. На данный момент России удалось обрести
прочные позиции на Кавказе в трех точках: одна из них — это восточная часть
черноморского побережья, то есть Абхазия, другая — это южные предгорья
Кавказского хребта, то есть Южная Осетия, и третья — это горы Карабаха, где
сейчас присутствует союзник России, Армения. Присутствие России в этих трех
областях может полностью нейтрализовать западное влияние в регионе. И с этой
точки зрения можно утверждать, что фактический контроль Еревана над
Карабахом на данный момент — в интересах России.
С
другой стороны, в конфликт в Нагорном Карабахе вовлечена также и Турция,
отношения которой с Россией заметно охладились в последнее время. Турция
имеет с Арменией общую границу, однако она неоднократно заявляла, что не
будет устанавливать «серьезные отношения» с Арменией до тех пор, пока
последняя не урегулирует свои противоречия с Азербайджаном по Карабахскому
региону. А Азербайджан, в свою очередь, все последние годы пользовался на
международной арене «протекцией» Турции. Турецкие военные специалисты как
специалисты страны, входящей в блок НАТО, принимали активное участие в
модернизации и укреплении вооруженных сил Республики Азербайджан.
Турция — страна, родственная Азербайджану в языковом отношении, она
позиционировала себя как первый союзник этой закавказской республики.
Азербайджан же в своем экономическом развитии также предпочитал
ориентироваться на Турцию и брать за образец именно ее. Учитывая все
перечисленное, можно полагать, что армяно-азербайджанский конфликт
подразумевает также и непрямое столкновение интересов Турции и России.
Если мы хотим оценить потенциал конфликтующих сторон, то нам следует
рассматривать конфликт в Нагорном Карабахе как бы на двух уровнях. На первом
уровне Азербайджан находится в прямой конфронтации с Арменией, и очевидно,
что в военном отношении он потенциально имеет преимущество. Однако же на
втором уровне нам следует сопоставить потенциал союзников двух конфликтующих
сторон — Турции как союзника Азербайджана и Армении как союзника России. И
здесь уже очевидно, что Россия по своей военной мощи превосходит Турцию.
Следовательно, мы можем констатировать, что данный конфликт, при всей его
ожесточенности и непримиримости, будет иметь временный характер и не получит
серьезного продолжения, потому что за одной из противоборствующих сторон
стоит Россия, военный потенциал которой превосходит потенциал всех остальных
сторон, вместе взятых. Однако, поскольку в конфликт косвенно может быть
вовлечена и Россия, он уже получил широкий международный резонанс. Внимание
мирового сообщества сосредоточилось на происходящем в Нагорном Карабахе, и
для Азербайджана этого уже достаточно.
Но также мы видим, что в этом балансе сил большее зависит от России. Кавказ,
как мы показали, имеет крайне важное геополитическое значение для России, и
потому ее озабоченность происходящим в регионе также приобретает своего рода
геополитический характер. Если политика Азербайджана хотя бы частично
повернется в сторону сотрудничества с Россией, Россия будет готова принять в
конфликте сторону Азербайджана. И тогда конфликт будет исчерпан. В
стратегическом отношении Азербайджан, несомненно, более значим для России,
нежели Армения. И сами азербайджанцы, как и армяне, убеждены в том, что ключ
к решению карабахской проблемы находится в руках России.
|