ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ХРИСТОС СТРАДАЛ НА КРЕСТЕ?
Христос неоднократно предупреждал учеников: Его ждут побои,
издевательства и смерть — но в третий день Он воскреснет. Как Бог, Он знал о
Своем грядущем Воскресении заранее. Но так ли велика была сила Его страданий,
раз они были временными?
Этот вопрос не выдуман. И за ним стоит по-человечески понятное
рассуждение. Христос — Бог; Он не переставал быть Богом, даже страдая на
Голгофе. И конечно, знал, что эти страдания скоро прекратятся, что Он
воскреснет, вознесется на Небо, с которого однажды сошел в наш мир, и все снова
будет «как прежде». А вот мы, люди, зачастую страдаем без надежды на какое-то
облегчение. Выходит, мы намного более несчастны, чем Христос!
Давайте разберемся, что не так в этом рассуждении.
О страданиях
Мессии говорит еще Ветхозаветное Писание
О том, что Спаситель, или по-еврейски Мессия, будет Мессией страдающим,
пророчествовало еще Писание Ветхого Завета. Ко времени Рождества Христова память
об этом основательно стерлась из памяти иудеев: возобладала идея, что Мессия
явится как народный вождь-триумфатор, под началом которого иудеи одолеют всех
врагов и по всему Израилю установится царство мира и изобилия…
Но еще за 700 лет до воплощения Христа пророк Исаия написал по
вдохновению Божию о Мессии, Который предал хребет… биющим и ланиты… поражающим;
лица… не закрывал от поруганий и оплевания (Ис 50:6). Пророчество Исаии
точь-в-точь описывает все то, что должен будет впоследствии претерпеть Христос.
Приведем этот поразительный фрагмент целиком:
Он был презрен и
умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него
лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши
немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и
уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши;
наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали,
как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи
всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как
овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он
не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он
отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему
назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал
греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он
предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит
потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его
(Ис 53:3–10).
В чем трагедия страданий Христа на Кресте? Ведь Он знал, что
воскреснет
В восприятии пророка Исаии судьба Христа — подлинная трагедия, несмотря
на то, что финал действительно триумфален: пострадавший Мессия получит часть
между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на
смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за
преступников сделался ходатаем (Ис 53:12).
Так что мысль о страдании Спасителя не изобретение христианской Церкви,
она прозвучала существенно раньше.
Страданием была
полна вся человеческая жизнь Христа
На Голгофе страдания Христа достигли наивысшей точки, предельного
напряжения и остроты. Но Спаситель нес на Себе наказание мира нашего (Ис 53:5)
уже задолго до Голгофы. В каком-то смысле вся Его человеческая жизнь была
чередой более или менее мучительных страданий. Жертва Христова начала
совершаться в тот самый момент, когда Бог — безграничный, всемогущий и
бесстрастный, то есть непричастный ни к какому страданию — стал Человеком, вошел
в наш ограниченный, больной и полный страдания мир.
Иисус был еще крохотный Малыш — а Его уже начал преследовать иудейский
царь Ирод, так что Богородице и Иосифу Обручнику пришлось спешно бежать с Ним в
Египет. В отроческие годы Иисус — всемогущий Бог, управляющий всем, от рождения
новых звезд до мельчайших химических реакций в головном мозге человека, —
смиренно подчинялся Своей Матери и названному отцу Иосифу. Выйдя в
тридцатилетнем возрасте на проповедь, Он постоянно был окружен людьми, искавшими
от Него то исцелений, то наставлений, то пропитания, и так изнемогал, что
засыпал, как только появлялась малейшая возможность отдохнуть, хотя бы и на
борту лодки в бурном озере (см., напр., Мк 4:38).
Как Человек, Он страдал от голода — вспомним сорокадневное пребывание
Спасителя в пустыне, где Он постился и напоследок взалкал (Мф 4:2). Страдал Он и
от жажды — вспомним, как, утрудившись от пути, Христос сел отдохнуть у колодца и
попросил воды у женщины-самарянки (Ин 4:6-7). Он был скитальцем, и Сам говорил о
Себе так: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не
имеет, где приклонить голову (Мф 8:20). Он искренне сострадал, сталкиваясь с
человеческим горем: сжалился над вдовой из города Наина, у которой умер
единственный сын (Лк 7:13); прослезился у гроба Лазаря, семью которого хорошо
знал и часто навещал (Ин 11:35). Обратим внимание: Спаситель прекрасно знал, что
через мгновение Сам же вернет к жизни обоих — и сына наинской вдовы, и Лазаря. И
тем не менее сострадал людям в их горе. Знание о том, что будет, не исключает
горя о том, что есть.
Знал Спаситель и о том, что рядом с Ним ходит предатель, и это было для
Него дополнительной и тяжелой душевной мукой: Он, всемогущий, скорбел о
происходившем в душе Иуды и о невозможности помочь ученику покаяться (хотя все
попытки были предприняты)…
И когда настал час, Христос — всемогущий Бог, даже по-человечески
умевший, когда было нужно, проходить посреди Своих обидчиков и избегать расправы
(Лк 4: 29–30), — отдал Себя во власть вождей иудейского общества —
первосвященников, книжников и старейшин. Добровольно претерпел унижения, побои,
издевательства. И в конце концов, был убит.
Как лаконично сказал об этом апостол Павел: Христос вместо предлежавшей
Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление (Евр 12:2).
Как Бог, Христос
точно знал об ожидавших Его муках — и уже это было тяжелейшим испытанием
Господь Иисус Христос знал не только о том, что Он воскреснет. Он
точно, в мельчайших подробностях, знал и о том, какой казни будет подвергнут. А
ведь казнь через распятие была, по свидетельству Цицерона, самой страшной из
всех смертельных пыток, изобретенных человеческим умом.
Изобразить кошмар Страстной Пятницы с возможной исторической точностью
постарался Мел Гибсон в своем фильме «Страсти Христовы». Вся цепочка событий
того дня, начиная с ночного ареста Спасителя в Гефсимании и заканчивая Его
распятием на Кресте — нескончаемый «конвейер» пыток, издевательств и смертных
страданий. Слабые попытки Пилата заменить смертный приговор Христу на бичевание
привели к тому, что безгрешный Сын Человеческий был наказан дважды. Сначала
римские легионеры исхлестали Его в кровь бичами с железными наконечниками (следы
этой экзекуции запечатлело изображение на Туринской плащанице). А затем —
распяли.
Многие люди признавались, что даже фильм не смогли досмотреть до конца
— настолько невыносимое это оказалось зрелище. А что же должен был чувствовать
Сын Божий, Который перенес все это на самом деле? Который желал встретить смерть
лицом к лицу и потому отказался от предложенной Ему римскими солдатами «милости»
— смеси вина со смирною (Мк 15:22), напитка, который затуманивал сознание и мог
бы облегчить последние часы?
«Смерть от распятия, по-видимому, включала все, что пытка или смерть
могут иметь мучительного и страшного: головокружение, судороги, жажду, голод,
бессонницу, воспаление ран, столбняк, публичный позор, долговременность
страданий, ужас предчувствия смерти, гангрену разорванных ран, — писал в начале
XX веке архиепископ Кинешемский Василий (Преображенский), который и сам прошел
путь страданий — более 20 лет провел в советских тюрьмах и лагерях, перенес
страшные пытки и скончался в дальней ссылке, тяжко проболев много лет. — Все эти
страдания усиливались до крайней, самой последней степени, насколько их мог
выносить человек...
Надобно вообразить неестественное положение тела с простертыми вверх,
пригвожденными руками, причем малейшее движение сопровождалось новою,
нестерпимою болью.Тяжесть повисшего тела все более раздирала язвы рук, которые
становились поминутно все острее и жгучее… артерии, особенно головные,
вздувались и вызывали страдания от притока крови; затрудненное, неправильное
кровообращение вызывало в сердце невыносимое мучительное томление, длительную
предсмертную тоску; к этому прибавлялись муки жгучей и доводящей до отчаяния
жажды…»
К этому надо прибавить еще человеческую тоску Спасителя, Которому, как
писал митрополит Сурожский Антоний, в последние часы перед смертью было попущено
испытать весь ужас богооставленности. Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня
оставил? — такой вопль вырвался из уст Христа незадолго до смерти (Мф 27:46).
А можем ли мы вообразить себе ужас схождения Его душою во ад, которое,
как пишут апостолы Петр (1 Пет 3:18–19; 4:6) и Павел (Еф 4:8–9), последовало за
телесной смертью на Кресте?.. Да, Христу предстояло вывести из ада всех
ветхозаветных праведников, все души, стремившиеся к Богу. Да, мы говорим теперь,
что Христос сокрушил ад. Но каково же было Ему, Богу, входить в это место
темноты, тоски и безнадежности?..
Все эти события Христос не просто предвидел — Он точно знал, как все
будет. Знал — и страдал. Недаром Он просил самых близких учеников — Петра,
Иоанна и Иакова — не оставлять Его в последний час, быть рядом с Ним накануне
взятия под стражу. Душа Моя скорбит смертельно, — признавался Он им (Мф 26:38);
а придя в Гефсиманский сад, молился Отцу: Отче Мой! если возможно, да минует
Меня чаша сия (Мф 26:39). Молился исступленно, до кровавого пота (Лк 22:44).
Если вы заранее, в подробностях, знаете весь ужас, который вам
предстоит пережить в будущем, вам будет легче или тяжелее? Представьте на
минуту, что вы знаете, знаете доподлинно, несомненно: через неделю вы тяжело
заболеете и надолго лишитесь возможности жить обычной жизнью, вас ожидают месяцы
изнуряющей боли, скитаний по больницам, череда тяжелейших операций, и только
потом врачи, наконец, поставят вас на ноги. Укрепит ли вас такое знание, поможет
ли? Или уж лучше без него?
А Сын Божий знал обо всем. Страха смерти как полного исчезновения,
растворения в небытии у Него, безусловно, не было. Он знал, что воскреснет. Но
могло ли знание о грядущем Воскресении хоть немного ослабить те страдания,
которые Он терпел в ту страшную пятницу? «Отменить» боль в пробитых руках и
ногах?..
В чем трагедия
страданий Христа на Кресте? Ведь Он знал, что воскреснет
Впоследствии эти идеи подхватили гностики (от греч. γνῶσις — «знание»).
Этим словом называют представителей разных сект, которых объединяло абсолютно
превратное представление о Христе. Христа они изображали как такого «посредника»
между Богом и людьми, который пришел в первую очередь просветить людей от тьмы
невежества (а не спасти от греха и смерти!) и для вящей убедительности
продемонстрировал им свою смерть, которой «в действительности» не было.
Некоторые из гностиков заходили еще дальше и выдвигали версии, будто распяли в
итоге вообще другого человека, а Христос в последний момент чудесным образом
избежал казни. Все эти домыслы звучат абсолютно отвратительно, и мы не стали бы
о них упоминать, если бы не хотели показать, где корни сегодняшних сомнений в
подлинности страданий Спасителя.
На самом деле, читая Евангелие, невозможно ни на минуту предположить,
что страдания Господа были какие-то «фальшивые» или «театральные». Хотя —
обратите внимание! — уже в Евангелии находятся люди, которые как раз ставят их
подлинность под сомнение и издеваются над страдающим Спасителем! Кто же именно?
Во-первых, книжники, первосвященники, старейшины и фарисеи, те, кто
были врагами Христу с самого начала, верхушка иудейского общества. Они
откровенно веселятся над своим распятым Богом: Других спасал, а Себя Самого не
может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в
Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он
сказал: Я Божий Сын (Мф 27:42–43). И во-вторых, один из злодеев, распятых рядом
со Христом: он злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас (Лк
23:39). Все это люди, закосневшие во зле и бессердечности, за которых Христос
продолжает из последних человеческих сил молиться Отцу: Прости им, ибо не знают,
что делают (Лк 23:34).
Будучи истинным Богом, Христос был и остается истинным
Человеком. Он жил, страдал и умирал реально.
Но в том-то и дело, что «объяснить» тут ничего невозможно. Воплощение
Сына Божия — это тайна, которую невозможно понять, а можно только облечь в
аккуратные и целомудренные слова, обозначающие меру нашего непонимания. В 451
году отцы IV Вселенского Собора, состоявшегося в Халкидоне (место близ
Константинополя), нашли удачную и точную формулировку, обозначающую, как Бог
соединился с Человеком: неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно. Четыре
«не-» — это очень характерная для православного богословия формула,
показывающая, что наше знание о Боге в высшей степени приблизительное, что мы
можем скорее сказать, чем Бог не является, нежели понять, каков Он Сам и как
действует Его Промысл.
Пока рассуждаешь отвлеченно, невозможно представить себе, зачем Тому,
Кто абсолютно свят, живет в полноте радости и ни в чем не имеет недостатка,
Самому становиться человеком и идти на немыслимые страдания на самом деле… Но
это становится понятнее, когда выходишь из личной «зоны комфорта» и сам
сталкиваешься с бедой. Как страдают родители тяжело болеющих детей, как хотели
бы переложить груз их болезни на свои плечи, хоть немного облегчить их состояние
— если бы только это было возможно! Но для Бога возможно все. Поэтому Он сделал
именно то, что хотел бы сделать всякий родитель для своего болеющего ребенка:
взял на Себя наши немощи и понес наши болезни (Ис 53:4). Бог воспользовался
Своим всемогуществом не для того, чтобы изменить нас и превратить из «плохих» в
«хороших», из грешных — в святых. А для того, чтобы Самому стать Человеком и
собственной смертью спасти людей от греха — «наследственной болезни»,
доставшейся нам еще от Адама и выражающейся в склонности жить поперек законов,
установленных Богом для всего сотворенного Им мира. И — от смерти, как
неизбежного последствия греха.
Будучи всемогущим Богом, Он стал беззащитным человеком и, будучи
бессмертным, Сам отдал Себя на смерть для того, чтобы спасти людей.
|