КАК Я СТАЛ СВЯЩЕННИКОМ...
Отец Павел Когельман служит полтора года в родной Пензе. До этого у
него была вполне успешная карьера программиста и огромная семья — 9 родных и
приемных детей. Кстати, отец Павел — супруг Марии Львовой-Беловой, которая
основала проекты «Квартал Луи», «Дом Вероники» и «Новые берега», где живут
люди с ограниченными возможностями.
У Марии, ныне еще и сенатора, часто берут интервью, но вот с отцом
Павлом нам хотелось поговорить не о многодетности, благотворительности, а о его
пути ко священству. Тем более отец Павел уже 15 лет по своей инициативе
занимается распространением журнала «Фома» в Пензе и области.
Я принял сан в 37 лет. Помню тот внутренний трепет, который я
почувствовал, когда мне сообщили дату рукоположения. Понял: теперь дороги назад
точно нет. До этого было так: я хотел священства, стремился к нему, но не хотел,
чтобы это случилось быстро. Как очень точно сформулировал это состояние
блаженный Августин: «Господи, спаси меня, но только не сейчас». За 15 лет я
привык к светской работе, хорошей зарплате, размеренному укладу жизни — словом,
это была моя зона комфорта. И мне предстояло за нее выйти. Я боялся не
ответственности даже, а скорее неизвестности — это как первый раз прыгать с
парашютом.
Еще пугали мысли: вдруг после рукоположения я пойму, что это не мое? С
работой проще: не твое — ушел. А со священством такого не может быть — это на
всю жизнь. Да, мне было страшно. Но, слава Богу, страх не победил. Больше года
прошло после принятия сана — и сомнений, которых так опасался, я не ощутил.
Мой путь к этому выбору был долгим — он начался еще в детстве. Семья у
меня не была верующей — скорее «сочувствующей» вере. А вот мои дядя с тетей были
воцерковлены — именно они привели меня к вере и стали крестными. Я принял
Крещение в 14 лет и с этого момента все чаще стал появляться в храме. Ни о каком
священстве, понятное дело, тогда и мысли не было.
Впервые о нем я задумался уже будучи женатым человеком — это произошло
в Тихвинском монастыре, вдалеке от города. Мы пили чай с настоятелем и как-то
вышли к этому разговору. Я сказал тогда своему собеседнику, что у меня другой
путь, но мысль о священстве так и осталась у меня в голове. Мне кажется, каждый
мужчина-христианин задумывался о том, смог бы он стать священником. Кто-то не
может по каноническим причинам, кто-то понимает, что это просто не его путь. А
кто-то рукополагается.
Вскоре я поступил в духовное училище — теперь оно стало семинарией.
Четкого желания принять сан у меня не было — я просто решил поучиться и
посмотреть, что и как. Учился на очном отделении, пытался по мере
возможности совмещать с работой: приходил на занятия, сдавал зачеты. Но
через полгода я понял, что не готов ни к учебе, ни к священству. Не было
уверенности что это мое, что мне это нужно. Наверное, Господь тогда меня еще
не призвал.
Я забрал документы и началась обычная жизнь: мы с женой растили детей,
я работал программистом, активно ходили в храм. Но со временем у меня стало
появляться ощущение, что моя работа — это не то, чем я бы хотел заниматься.
Да, она приносила хорошие деньги, но вот полного удовлетворения от нее я не
получал.
Как раз в тот период моя супруга активно занялась благотворительностью,
но я там скорее был в роли помощника. Мне же хотелось чего-то своего. И как
раз тогда наше духовное училище стало семинарией, туда набирали первый курс
экстерната. Я взял благословение у нашего митрополита Серафима. Он очень
удивился и спросил: «Вы к нам как в прошлый раз или станете священником?»
Ответил, что постараюсь. А на четвертом курсе твердо пообещал Владыке
рукоположиться. Вот так в 37 лет я стал сначала диаконом, а затем и
священником.
Перед рукоположением я уволился с работы — совмещать не получилось бы
физически. Коллеги по работе очень удивились — они, конечно, знали, что я хожу в
храм, но чтобы священником стать! Это уже шок. Но директор организации адекватно
все воспринял и отговаривать не стал — не к конкурентам же ухожу работать.
Родители с осторожностью отнеслись к моему рукоположению. Только
недавно мама решила прийти ко мне первый раз на службу — зашла после работы на
вечернюю. И после этого сказала, что другими глазами посмотрела на все — поняла,
что я на своем месте, что гордится мной. Для меня эти слова были очень важны.
А вот дети, кажется, после моего рукоположения стали меня немного
стесняться. Для них это было непривычно — видеть папу в черном подряснике. Но
это первое время, сейчас такого не замечаю. Вообще, наш семейный уклад сильно
изменился за этот год. Если раньше у нас, как у всех людей, суббота и
воскресенье были выходными, то сейчас все стало наоборот. Как говорят: церковные
праздники — выходные не для священника. Соответственно, и для его семьи. Но я
все равно стараюсь хотя бы вечер воскресенья провести вместе с детьми, чтобы у
них оставалось ощущение выходного дня с родителями.
И, конечно, хочется сказать спасибо моей любимой супруге. Она полностью
поддержала мое решение. Хотя понимала, какие трудности могут быть впереди на
этом пути.
За прошедший с принятия сана год я увидел, что могу приносить пользу
людям, могу служить и делаю это с удовольствием.
Хотя, конечно, не все получается идеально. Например, мне очень тяжело
давалось чинопоследование — что за чем читается и делается на службе. В идеале у
человека, который принимает сан, за плечами должно быть много лет практики в
алтаре в качестве помощника-алтарника, а у меня ее было мало. Поэтому первые
службы был постоянный стресс, когда все буквально валилось из рук. Опытные
священники предупреждали, что первый год будет самым сложным, — так оно и
случилось.
И позже, когда с чинопоследованием все стало нормально, я понял, что в
действительности самое сложное в священстве — это не быть обычным «требосовершителем»:
отпел-покрестил — и всё. Я считаю, что священник обязательно должен вести
миссионерскую или социальную деятельность. Службы — само собой, требы — тоже. Но
кроме этого необходимо постоянно задаваться вопросом: насколько ты отдаешь себя
на служение людям? И нужно честно самому себе на него отвечать.
У меня такая деятельность началась с первого дня — меня назначили
настоятелем больничного храма при областной Пензенской больнице. То есть, кроме
богослужения, я еще и регулярно обхожу палаты — а это целый городок, можно
сказать. И вот тут мне очень помог журнал «Фома»: у меня было какое-то
количество своих номеров, которые я оставлял людям в палатах, как верующим, так
и нет — всем было интересно. И под этим предлогом начиналось общение, люди
интересовались верой, задавали вопросы.
За небольшое время моего служения произошло несколько случаев, которые
запомнились мне особо.
Эта история произошла в Митрофановском храме — я служу здесь в будние
дни и по вечерам суббот, а по воскресеньям и большим праздникам провожу службы в
храме в «Новых берегах» как его настоятель — первая служба у нас состоялась на
Рождество Христово. Как-то в субботу на всенощном бдении я вышел исповедовать,
людей было немного. И тут подходит ко мне один парень и говорит: «Знаете, я не
собирался сегодня исповедоваться. Да и вообще в храм не собирался — проезжал
сейчас мимо и вдруг понял, что не хочу жить так, как я жил. Мне нужно измениться
— у меня много грехов, от которых я хочу избавиться!» Его внезапная готовность
произвела на меня огромное впечатление. Он подошел к аналою, серьезно и подробно
исповедовался. Иногда человек может ходить в храм десять лет на каждую службу,
но не достигнуть такого состояния, как этот молодой человек...
Кирилл Баглай,
журнал "ФОМА"
|