ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЬ ДУХА ЛЮБВИ БОЖИЕЙ
Пророк Илия – одна из самых ярких фигур в ветхозаветной истории. Он родился
в иудейском городе Фесвия (Фисвы) три тысячи лет назад, в IX веке до
Рождества Христова, во времена царя Ахава, при котором Израиль, отринув
истинного Бога, начал служить языческим богам Ваалу и Астарте.
Обличение ложных богов и нечестивых жрецов стало главным делом Ильи. На горе
Кармил он призывает жрецов Ваала свести огонь на жертвенник, и когда им это
не удается, то обращает свою молитву к Богу Яхве, вызывает небесный огонь и
прямо у жертвенника казнит жрецов ложных богов.
«Илья – человек страстный, с буйным характером – вот уж кто не интроверт! И
при этом он полностью открыт Богу, – говорит Александр Копировский,
заведующий кафедрой богословия, научный сотрудник Свято-Филаретовского
православно-христианского института . – Так он себя и являет, когда
соревнуется с пророками Ваала. Он издевается над ними, наслаждается: «Ну что
же ваш бог спит? Он, наверное, заснул? Он, может, куда-то отлучился. Почему
он не низводит огонь в ответ на ваши мольбы? Вы же так молитесь!». Ведь эти
пророки не просто молились, они входили в религиозный экстаз, кололи себя
ножами, хлестала кровь – уж так они веровали в своего бога. И вдруг – пшик!
Ничего нет. А Илья трижды поливает водой свою жертву и дрова, окапывает рвом
с водой – и огонь ниспадает мгновенно. Как это физически происходило, мы не
будем говорить – как-то произошло, его вера в Бога исполнилась. И Илья,
вполне возможно, как человек отождествил этот знак с откровением самого
Бога, решив, что Бог именно таков: Он огонь, Он сила».
«Илья, возможно, так и остался бы в нашей памяти лишь огненным пророком,
огненосцем. Но вот он получает более полное откровение о Боге – что на самом
деле, в самой божественной глубине Он – нежный ветер, а не огонь. Огонь –
это снаружи, это для тех, кто ничего не понимает».
«По-человечески Илья в какой-то момент изнемог и возопил. Библия это
передает с невероятным драматизмом, откровенностью. Этот мощный, могучий
человек вдруг говорит: «Довольно уже, я умереть хочу! Я больше не могу!
Пророков Твоих, Господи, убили, жертвенники Твои разрушили, я один остался,
и за мной гонятся, моей души ищут». Что говорит ему Господь? «Не спеши, у
тебя еще все впереди, ты еще только начал, иди, дорога долгая пред тобою.
Встань, ешь и пей», – рассказывает богослов.
Тем самым Господь открывает Илие величие своей Божественной любви. И пророк
говорит, что не в стихии Бог, и не в землетрясении, а в «веянии тихого
ветра». Так что Илия – первооткрыватель духа любви Божией. До этого Господь
воспринимался народом исключительно как карающая сила, с помощью страха,
заставляющего народ повиноваться.
Хорошо, если бы наши современники видели этот образ Ильи во всем его
многообразии: и его человеческих качеств, и его открытости Богу, и его
желания держаться Истины, быть с Богом полностью, а не просто быть
мужественным человеком, последовательным в своих решениях, стойким и так
далее, говорит Копировский. Здесь все глубже.
Чем пророк отличается от прорицателя
Для многих современных людей пророк отождествляется с прорицателем – спроси
у него, как у цыганки, какой у меня дальше путь – и пророк тебе предскажет
или скажет, что у тебя было в прошлом, чего он знать не мог. «Это
чрезвычайно суженное и искаженное понимание пророчества, низведенное до
предсказания, – говорит профессор Копировский. – Священное писание
неслучайно таковых называет лжепророками. И не потому, что они всегда врут,
а потому что они часть знания – неважно, о прошлом, настоящем или будущем –
выдают за целое, полуправду за правду. Это привлекает внимание к ним или к
тому, что им выгодно».
Александр Копировский: «Настоящий пророк – это тот, кто будит совесть
человека и целого народа и говорит вещи, почти всегда для себя невыгодные и
даже опасные, потому что хочет восстановить в людях связи любви и надежды,
которые всегда разрушаются, когда люди отходят от Бога».
Таким и был пророк Илья. Имя Илия и само несет в себе Бога, по-еврейски оно
звучит довольно жестко: Элийяху. И «Эль» значит «Бог», «божество», а слово
«Яхве» отсылает к сакральному имени Бога, а буквально имя пророка
переводится: «мой господин только Бог». Нам в славянской традиции трудно
такие имена ощущать.
В чем состоит пророчество Ильи о Христе
По словам Александра Копировского, в новом откровении от Бога – о том, что в
глубине Его огня – прохлада и тишина, и что в Боге – мир. Илия, сам не зная
того, проповедует Христа, хотя и не говорит о Нем напрямую.
Например, пророк Исаия говорил о Христе пророчески, что это будет «муж
скорбей, изведавший болезни», что все зло нашего мира обрушится на Него, что
Он «не имеет ни вида, ни величия». Это почти предсказание о Христе. А Илия
другой – он пророк, показывающий, как о Боге можно ревновать – не просто
верить в Бога, приносить Ему жертвы, получать от Него дары, но именно о Боге
радеть.
В этом радении Илия предшествует Христу. Сам Христос – не таков, как Илия.
Лишь в одном эпизоде Своей жизни Христос чем-то напоминает Илию – когда он
изгоняет торговцев из храма. Но все же главное в Иисусе Христе – это
воплощенное в нем «дуновение тихого ветра», которое исцеляет, просвещает,
вдохновляет, восстанавливает человека, воскрешает его.
Откуда взялась огненная колесница
В образе Илии есть еще одна интересная деталь: в народе бытовало поверье,
что он разъезжает по небесам на какой-то огненной колеснице. Откуда оно
взялось? Образ огненной колесницы, на которой Илия восходит на небо в конце
своей жизни, отражен на многих иконах.
Что нужно знать о пророке Илие и почему он так почитаем на Руси?
Вот что рассказывает профессор Копировский: «По легенде пророк Елисей,
ученик Илии, в ответ на вопрос пророка, чего он желает, говорит: «Дух,
который на тебе, пусть будет на мне вдвое». Глупость! Наивность невероятная!
Пророк Елисей слабее Илии. Куда ему? А Илия видит вот эту его ревность,
пламенность и говорит: «Это не от меня, это ты трудного просишь, но могу
тебе сказать: если увидишь, как я восхожу на небо, получишь то, чего
просишь».
И вот, Елисей видит, как Илия восходит на небо. На некоторых иконах это
прекрасно написано: как Елисей прыгает и в прыжке хватает его за плащ, а на
других – как Илья просто сбрасывает этот плащ ему рукой, но это не так
красиво, гораздо интереснее, как Елисей буквально повисает на этом плаще, и
тот ему остается – он получает просимое. Елисей не становится вторым Ильей,
он получил-то вдвое – но сколько он смог унести?
Это тоже замечательный образ – мы часто просим чего-то очень житейского,
очень бытового. Как говорит Копировский, в нас нет открытости, а есть
попытка все ввести в обыденную жизнь, ее чуть-чуть почистить, ее чуть-чуть
украсить. А она должна быть воспламенена огнем веры – не сгореть, а
воспламениться, с тем чтобы получить благодать. В тропаре говорится: «свыше
ниспослал Елисею благодать». Этот плащ – образ благодати. Не удвоенного духа
Ильи, потому что Елисей не может его вместить, а благодати, и это уже,
конечно, предвестие Нового Завета.
Татьяна Рублева
|