МОЯ ПЕСНЯ – ВОЛНА
Русские
писатели 19 века вряд ли догадывались, что потомки будут называть их
представителями «Золотого века русской литературы», что они станут
классиками, а произведения их попадут в школьные программы. Те, кого принято
считать титанами, широко известны, начиная от А. С. Пушкина и кончая Л. Н.
Толстым.
Но есть ещё
немало прекрасной литературы, проникающей в самую суть русской души и
действительности, написанной нашими выдающимися соотечественниками, чьи
имена значимы, но не так значительны, произведения которых знакомы нам в
общих чертах.
Один из них –
уроженец земли рязанской, стихотворец и романист Яков Петрович Полонский.
Несмотря на то, что стихи и песни поэта были популярны и любимы
современниками, критика к нему не особенно благоволила и окрестила его
«писателем редких вдохновений» (Ю.И.Айхенвальд).
Жизни лучшие
мгновенья, Сердца жаркие мечты, Роковые впечатленья Зла, добра и красоты;
Всё, что
близко, что далёко, Всё, что грустно и смешно, Всё, что спит в душе глубоко
В этот миг озарено.
Яков Петрович
родился 6 декабря 1819 года в самом центре России, в Рязани, в дворянской
семье. Его отец – Пётр Григорьевич Полонский мелкий чиновник, служил в
канцелярии рязанского генерал-губернатора. Мать – Наталья Яковлевна,
урождённая Кафтырёва, умерла, когда старшему из семерых детей – Якову было
13 лет. К тому времени он уже учился в рязанской мужской гимназии, где и
сформировался его интерес к искусству и литературе. Особую склонность юный
Полонский проявлял к поэтическому творчеству.
За год до
окончания гимназии в августе 1837 года, происходит важная встреча, сыгравшая
большую роль в жизни начинающего поэта: его стихотворное приветствие
будущему императору Александру Николаевичу, написанное по поручению
директора гимназии, получает высокую оценку Василия Андреевича Жуковского.
Он, как
наставник, сопровождал в путешествии по России цесаревича, собиравшегося
посетить Первую рязанскую гимназию. От имени Александра в присутствии
учителей и воспитанников Якову был вручён футляр с золотыми часами. Так
начался его поэтический путь.
Моё сердце –
родник, моя песня – волна, Пропадая вдали, – разливается... Под грозой – моя
песня, как туча, темна, На заре – в ней заря отражается.
Если ж вдруг
вспыхнут искры нежданной любви Или на сердце горе накопится – В лоно песни
моей льются слезы мои, И волна уносить их торопится.
По окончании
гимназии в 1838 году, Полонский поступает на юридический факультет
Московского университета. В числе его друзей – литераторы, историки, актёры:
Афанасий Фет, Аполлон Григорьев, Алексей Писемский, философ и публицист Пётр
Чаадаев, историк Сергей Соловьёв и актер Михаил Щепкин.
Яков Петрович
участвует в студенческом альманахе «Подземные ключи», первое стихотворение
своё публикует в журнале «Отечественные записки» в 1840 году, а в 1844-ом
выходит его первый поэтический сборник «Гаммы» и получает благоприятную
оценку критики.
За окном в
тени мелькает Русая головка. Ты не спишь, моё мученье! Ты не спишь,
плутовка!
Выходи ж ко
мне навстречу! С жаждой поцелуя, К сердцу сердце молодое Пламенно прижму я.
Ты не бойся,
если звезды Слишком ярко светят: Я плащом тебя одену Так, что не заметят!
Если сторож
нас окликнет – Назовись солдатом; Если спросят, с кем была ты, Отвечай, что
с братом!
Под надзором
богомолки Ведь тюрьма наскучит; А неволя поневоле Хитрости научит!
Завершив
университетский курс, Полонский уезжает из Москвы, получив место в
канцелярии кавказского наместника графа Воронцова. Живёт в Одессе, Тифлисе,
сотрудничает в газете «Закавказский вестник». Знакомиться с братом Пушкина
Львом Сергеевичем. В Одессе выходит второй сборник «Стихотворения 1845
года», и в 1849-ом – третий – «Сазандар». Стихи этого времени написаны под
впечатлением кавказской жизни и приносят молодому пишущему чиновнику
известность.
Грузинская песня
Всякий раз
как под буркой, порою ночной, Беспробудно я сплю до звезды заревой, Три
видения райских слетают ко мне — Три красавицы чудных я вижу во сне. Как у
первой красавицы очи блестят, Так и звезды во мраке ночном не горят; У
второй, как поднимет ресницы свои, Очи зорко глядят, как глаза у змеи.
Никогда не была ночь в горах так темна, Как у третьей темна черных глаз
глубина. И когда на заре улетает мой сон, Не вставая, гляжу я в пустой
небосклон — Все гляжу да все думаю молча о том: Кабы деньги да деньги,
построил бы дом! Окружил бы его я высокой стеной, Заключил бы я в нём трёх
красавиц со мной От утра до утра им бы песни я пел! От зари до зари им бы в
очи глядел!
С 1851 года
Полонский живёт и работает в Петербурге. Его стихи охотно публикуют
литературные журналы – «Современник» и «Отечественные записки», но прожить
одними гонорарами не представляется возможным. Ещё в студенческие годы
(1839-1844), находясь в процессе приобретения знаний, а также творческих
исканий, Полонский, чтобы свести концы с концами, постоянно подрабатывал
репетиторством.
Полученный
педагогический опыт даёт ему возможность стать домашним учителем сына
петербургского губернатора Смирнова и вместе с семьёй высоко поставленного
чиновника в 1857 году путешествовать по Европе, где он знакомится со многими
знаменитыми художниками и писателями, в частности, с Александром Дюма.
Спустя год, в
1858-ом Полонский возвращается в Петербург вместе с женой Еленой Васильевной
Устюжской, дочерью старосты русской церкви в Париже. Этот брак продлился
всего два года. Молодая женщина умерла от тифа, а следом за ней умер их
полугодовалый сын. Якову Петровичу суждено было пережить эти трагические
события.
Он служит в
Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати,
и одновременно работает много и плодотворно, во всех литературных жанрах –
от небольших лирических стихов, оперных либретто до больших по объему книг
художественной прозы, пробует себя в мемуарах и публицистике.
В 1866 году
Полонский женится во второй раз. Его красавица-жена – Жозефина Анатольевна
Рюльман, увлекается скульптурой и активно участвует в художественной жизни
Петербурга. Она подарила Якову Петровичу двух сыновей и дочь.
На
гостеприимной квартире Полонских происходят встречи, получившие название
«Пятницы» Якова Петровича Полонского, здесь собираются поэты и писатели,
музыканты и художники, историки, учёные, проводятся литературные и
творческие вечера.
Многие стихи
Полонского, положенные на музыку известными композиторами Даргомыжским,
Чайковским, Рахманиновым и другими, становятся романсами и песнями. Особое
место по популярности принадлежит «Песне цыганки»:
Мой костёр в
тумане светит, Искры гаснут на лету. Ночью нас никто не встретит, Мы
простимся на мосту…
Оба варианта
этой песни – и музыканта Я. Ф. Пригожего, и композитора П. И. Чайковского с
неизменным успехом исполняются по сей день.
Поэт часто
пишет от женского лица и лирической героиней делает женщину. В поэтические
антологии входит стихотворение «Затворница», написанное в 1846 году и более
позднее – «Узница», посвящённое Вере Засулич. В целом, поэтическое
мастерство Полонского – романтическое, но и гражданская лирика не
исключение:
Писатель,
если только он Волна, а океан – Россия, Не может быть не возмущён, Когда
возмущена стихия.
Писатель,
если только он Есть нерв великого народа, Не может быть не поражён, Когда
поражена свобода.
Несколько строк из стихотворения «Откуда?»:
Откуда же
взойдет та новая заря Свободы истинной — любви и пониманья? Из-за ограды ли
того монастыря, Где Нестор набожно писал свои сказанья? Из-за кремля ли,
смявшего татар И посрамившего сарматские знамена, Из-за того кремля,
которого пожар Обжёг венцы Наполеона? Мне, как поэту, дела нет, Откуда будет
свет, лишь был бы это свет — Лишь был бы он, как солнце для природы,
Животворящ для духа и свободы, И разлагал бы всё, в чем духа больше нет.
Не только
поэтический дар получил Яков Петрович при рождении, но и дар живописца.
Способности к изобразительному искусству были замечены ещё в гимназические
годы. Он много занимался рисованием и живописью, когда жил за границей, брал
уроки у известных рисовальщиков. На протяжении всей жизни увлечение это
сопровождало его. Ему принадлежит ряд замечательных пейзажей и портретов.
10 апреля
1887 года на празднестве, посвящённом 50-летию творческой деятельности Якова
Петровича Полонского в присутствии научной и писательской общественности,
были отмечены его заслуги перед русской литературой и торжественно вручён
серебряный венок (хранится в Рязанском историко-архитектурном
музее-заповеднике). В 1890 году увидел свет его томик стихов «Вечерний
звон».
Яков Петрович
стал символом взаимосвязи великих русских литераторов, живших в начале и в
конце 19 века, переходным звеном от Пушкина до Блока. Он высоко оценил
талант юного Семёна Надсона, поэта с трагической судьбой, который ушёл из
жизни в 24 года, провожал его в последний путь и посвятил его памяти
стихотворение. Полонский прожил жизнь полную идей и трудов, продолжая
государственную службу, никогда не прекращая творческую деятельность,
оставил богатое наследие в стихах и прозе.
Умер Яков
Петрович Полонский 79-ти лет отроду в Петербурге 18 октября 1898 года,
согласно воле усопшего, был погребен рядом с могилой матери в Ольговом
монастыре, близ Рязани. в 1959году прах его перенесен на территорию
Рязанского кремля. Одна из улиц города носит имя поэта.
И любя, и
злясь от колыбели, Слёз немало в жизни пролил я; Где ж они – те слезы?
Улетели, Воротились к Солнцу бытия.
Чтоб найти
все то, за что страдал я, И за горькими слезами я Полетел бы, если б только
знал я, Где оно – то Солнце бытия?..
Ольга
Харламова
По материалам сайта РИА-РОСА
|