ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО
Антоний Великий родился в Египте
около 250 года от благородных и богатых родителей, воспитавших его в
христианской вере. Восемнадцати лет он лишился своих родителей и остался один с
сестрой, которая была на его попечении. Однажды он шел в церковь и размышлял о
святых апостолах, как они оставили все, чтобы идти за Господом. Входит в храм и
слышит евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение
твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной»
(Мф.19:21).
Эти слова поразили Антония, как
бы сказаны были Господом лично ему. Вскоре после этого Антоний отказался от
наследства после родителей в пользу бедных жителей своего селения, но
недоумевал, на кого он оставит сестру. Озабоченный этой мыслью, он в другой раз
входит в храм и слышит там опять как бы к нему обращенные слова Спасителя: «Не
заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно
для каждого дня своей заботы» (Мф.6:34). Антоний поручил сестру известным ему
христианским девственницам и оставил город и дом, чтобы жить уединенно и служить
одному Господу.
Удаление преподобного Антония от
мира совершилось не вдруг, а постепенно. Сначала он пребывал близ города у
одного благочестивого старца, жившего уединенно и старался во всем подражать
ему. Посещал и других отшельников, живших в окрестностях города, и пользовался
их советами. Уже в это время он так прославился своими подвигами, что его звали
«другом Божиим». Затем он решается уйти дальше. Зовет старца с собой, и когда
тот отказался, прощается с ним и поселяется в одной из отдаленных пещер. Один из
друзей его по временам приносил ему пищу. Наконец святой Антоний удаляется
совсем из обитаемых мест, переходит реку Нил и поселяется в развалинах воинского
укрепления. Он принес с собой хлеба на шесть месяцев, а после получал его от
друзей своих только два раза в год через отверстие в кровле.
Нельзя изобразить, сколько
искушений и борьбы вынес этот великий подвижник. Он страдал от голода и жажды,
от холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого
Антония, – в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Ко всему этому
присоединились прельщения и ужасы от демонов. Иногда святой подвижник изнемогал,
готов был впасть в уныние. Тогда или Сам Господь являлся, или посылал Ангела для
его ободрения. «Где ты был, благий Иисусе? Почему вначале не пришел прекратить
мои страдания?» – воззвал Антоний, когда Господь после одного тяжкого искушения
явился ему. «Я был здесь, – сказал ему Господь, – и ждал, пока не увижу твоего
подвига».
Однажды среди ужасной борьбы с
помыслами Антоний воззвал: «Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне».
Вдруг он видит: кто-то похожий на него сидит и работает, потом встал и начал
молиться, затем опять сел за работу. «Делай так и спасешься», – сказал ему Ангел
Господень.
Уже двадцать лет жил Антоний в
своем уединении, когда некоторые из друзей его, узнав об его местопребывании,
пришли, чтобы поселиться вокруг него. Долго они стучали к нему и просили его
выйти к ним из своего добровольного заключения; наконец решились уже выломать
двери, как Антоний отворил их и вышел. Они удивились, не найдя в нем следов
изнурения, хотя он подвергал себя величайшим лишениям. Небесный мир царствовал в
его душе и отражался на лице. Спокойный, сдержанный, ко всем одинаково
приветливый, старец скоро сделался отцом и наставником многих. Пустыня
оживилась: в горах кругом явились обители иноков; множество людей пело, читало,
постилось, молилось, трудилось, служило бедным. Святой Антоний не давал своим
ученикам каких-либо определенных правил для монашеской жизни. Он заботился
только о том, чтобы укоренить в них благочестивое настроение, внушал им
преданность воле Божией, молитву, отрешение от всего земного, неусыпный труд.
Но святой Антоний в самой пустыне
тяготился многолюдством и искал нового уединения. «Куда ты хочешь бежать?» – был
голос с неба, когда он на берегу Нила дожидался лодки, чтобы удалиться от людей.
«В Верхнюю Фиваиду», – отвечал Антоний. Но тот же голос возразил ему: «Поплывешь
ли ты вверх – в Фиваиду, или вниз – в Буколию, тебе не будет покоя ни там, ни
здесь. Иди во внутреннюю пустыню». Так называлась пустыня, лежавшая близ берегов
Красного моря. Туда и пошел Антоний вслед за проходившими сарацинами.
Через три дня пути нашел он дикую
высокую гору с ключом воды и немногими пальмами в долине. На этой горе он и
поселился. Здесь он обработал небольшое поле, так что теперь никому не нужно
было приходить к нему и приносить хлеба. По временам он посещал братию. Верблюд
нес на себе хлеб и воду для поддержания сил его во время этих тяжких путешествий
по пустыне. Впрочем, почитатели святого Антония открыли и последнее его
уединение. Во множестве стали приходить к нему искавшие его молитв и
наставлений. Приводили к нему болящих; он молился о них и исцелял их.
Святой Антоний уже около
семидесяти лет жил в пустыне. Против воли начал смущать его горделивый помысел,
что здесь он старше всех. Он просил Бога удалить от него этот помысел и получил
откровение, что один отшельник гораздо ранее его поселился в пустыне и более его
служит Господу. Антоний встал рано утром и отправился искать этого неизвестного
миру подвижника. Проходил целый день и не встретил никого, кроме пустынных
зверей. Перед ним расстилалось необозримое пространство, но он не терял своей
надежды. Рано утром он снова пошел. Перед его глазами мелькнула волчица,
бежавшая к ручью. Святой Антоний подошел к этому ручью и увидел близ него
пещеру. При звуке его шагов дверь в пещеру крепко замкнулась. Святой Антоний до
полудня взывал через дверь к неизвестному подвижнику и просил показать ему свое
лицо. Наконец, дверь отворилась и навстречу ему вышел глубокий старец,
совершенно убеленный сединами. Это был святой Павел Фивейский. Он уже около
девяноста лет жил в пустыне.
После братского лобзания Павел
спросил Антония: «В каком положении род человеческий? Какое правление в мире?
Остаются ли еще идолопоклонники?» Прекращение гонений и торжество христианства в
Римской империи было для него радостной новостью, а появление арианства –
горькой. Пока старцы беседовали, спустился к ним ворон и положил хлеб. «Щедр и
милостив Господь, – воскликнул Павел. – Вот сколько лет каждый день я получаю от
Него полхлеба, а ныне ради твоего пришествия послал Он целый хлеб».
На следующее утро Павел открыл о
себе Антонию, что скоро отойдет из мира; поэтому он просил Антония принести к
нему мантию епископа Афанасия, чтобы прикрыть ею его останки. Антоний поспешил
исполнить желание святого старца. Он возвратился в свою пустыню в сильном
волнении и на вопросы братьев-монахов мог сказать только: «Грешный, я считал
себя еще монахом! Я видел Илию, я видел Иоанна, я видел Павла в раю». На
обратном пути к святому Павлу он видел его возносящегося на небо среди сонма
Ангелов, пророков и апостолов.
«Зачем, Павел, не дождался ты
меня? – воскликнул Антоний. – Так поздно я узнал тебя и так рано ты уходишь!»
Однако, когда вошел в пещеру Павла, он нашел его безмолвно и недвижимо стоящим
на коленях. Антоний также встал на колени и начал молиться. Уже после нескольких
часов молитвы убедился он, что Павел потому не движется, что мертв. Он
благоговейно омыл его тело и завернул в мантию святителя Афанасия. Вдруг явились
два льва и своими когтями вырыли довольно глубокую могилу, где Антоний и
похоронил святого подвижника.
Преподобный Антоний скончался в
глубокой старости (106 лет, в 356 г.) и за свои подвиги заслужил наименование
Великого.
Преподобный Антоний основал
отшельническое монашество. Несколько отшельников, находясь под руководством
одного наставника – аввы, жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах
(скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединенных
под властью одного аввы, назывались Лаврой. Но еще при жизни Антония Великого
появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, несли
совместные труды, каждый по своей силе и способностям, разделяли общую трапезу,
подчинялись одним правилам. Такие общины назывались киновиями, или монастырями.
Аввы этих общин стали называться архимандритами. Основателем общежительного
монашества почитается преподобный Пахомий Великий.
|