НАКОНЕЦ-ТО НАСТУПАЕТ СОЧЕЛЬНИК...
В
России есть два дня, содержащих в своем названии красивое слово "сочельник":
6 января - Рождественский сочельник и 18 января - сочельник Крещенский. И
если с Крещенским сочельником все более или менее ясно, и даже атеисты
помнят, что в этот день в "церквях раздают святую воду", то Рождественскому
сочельнику повезло меньше: тут и у верующих возникает масса вопросов.
Например, во сколько разрешается есть в Рождественский сочельник, если это
последний день Рождественского поста, когда принято самое строгое
воздержание? И что можно есть? Как правильно провести день накануне
Рождества?
Начнем с сакраментального: "Когда разрешено есть в Рождественский
сочельник?" К сожалению, вопрос о еде в пост - неважно, Рождественский ли
это пост, или Великий - часто затмевает и тему молитвы, и тему смысла поста,
но раз уж это так всех волнует, давайте раз и навсегда проясним вопрос с
питанием в день накануне Рождества. Тем более, что само слово "сочельник"
произошло от названия блюда из отваренных зерен пшеницы или риса с медом -
"сочива". Иван Сергеевич Шмелёв, называя "сочиво" кутьёй, добавляет к
главному (и единственному!) блюду Рождественского сочельника и специальный
напиток - "взвар" (крепкий отвар) - из чернослива, груши, шепталы (сушеные
абрикосы или персики). Здесь же, в романе классика "Лето Господне", читаем:
"В Сочельник, под Рождество, - бывало, до звезды не ели…" Но до какой
звезды? Почему до звезды? Будем разбираться.
Звезду в Рождественский сочельник ждали не просто так. Благочестивая
традиция в сочельник приступать к еде только "после первой звезды",
соблюдалась верующими не одно столетие - в память о том, что Рождение Христа
сопровождалось появлением на Востоке новой звезды. Но какую звезду ждут
верующие в Рождественский сочельник, чтобы, наконец, поесть? В Церкви
"первая звезда" символизируется большой свечой, которую после утренней
службы торжественно выносят на середину храма и перед которой поют тропарь
Рождеству Христову (тропарь - это краткое песнопение, раскрывающее сущность
праздника). Значит, по окончанию литургии утром 6 января, после выноса
большой свечи, придя домой, можно и поесть - но только сочива: строгий пост.
Теперь давайте вспомним, что верующие стремятся причаститься в сам праздник
Рождества, на литургии в ночь с 6-го на 7-е января. По церковной традиции мы
перестаем принимать пищу не менее чем за шесть часов до времени Причастия
(принятая граница воздержания). То есть, если мы решили причаститься на
Божественной литургии в Рождество, после 18-00 вечера 6 января мы уже ничего
не едим. Кончается же Рождественский пост уже в сам день праздника
Рождества, после ночной литургии. Вот тут-то и начинается праздничное
застолье. Кстати, в России раньше было в ходу специальное слово,
обозначающее вкушение скоромной, то есть непостной пищи по окончанию поста -
слово "разговение". Так вот, разговляемся мы после Рождественского поста уже
7 января, после ночного праздничного богослужения с ночной литургией -
Всенощного бдения. Понятно, что такая строгость в еде не самоцель, а только
способ уйти от нашей вечной привязанности к пище, к нашему плотскому, и
включиться в напряженный ритм внутренней подготовки своей души и сердца к
встрече Рождающегося Христа.
Когда-то ожидание Рождающегося Христа пронизывало весь быт Рождественского
сочельника. В центре дома ставилась елка, заранее украшенная звездами, под
ней вертеп - игрушечное изображение пещеры, в которой родился Младенец
Иисус. Заранее готовились не только рождественские подарки близким, но и
вещи, деньги, провизия, выделяемые в помощь неимущим, сиротам, вдовам,
больным, обездоленным и заключенным. Благотворительность была неотъемлемой
составляющей праздника Рождества Христова. Все это готовилось
заблаговременно, с радостью и убеждением, что "не оскудевает рука дающего".
Все это и было даром человека Христу, вот это и есть главные подарки,
которые следует дарить в сочельник.
Но основные события Рождественского сочельника, конечно, происходят в храме.
Службы в этот день удивительно красивые. Пересказывать их не имеет смысла,
их надо видеть, слышать, в них надо участвовать. Отметим только, что во
время богослужений Рождественского сочельника читаются так называемые
"царские часы", получившие свое название в связи с тем, что на них в России
непременно присутствовали цари (а в Византии императоры). Читаются на
богослужениях в Рождественский сочельник и пророчества, за несколько
столетий предсказавшие рождение Спасителя. И все праздничные песнопения,
весь ход службы, готовят нас к принятию тайны Боговоплощения, тайны
Рождества Христова.
В
Рождественский сочельник принято исповедоваться - с тем, чтобы чистыми и
обновленными встретить Родившегося Христа (возможно, именно это имели ввиду
авторы броской заметки о том, "что нужно обязательно сделать в Рождественский
сочельник").
Поэтами замечено, что Рождественский сочельник, Рождество - время особенное:
будто сама вечность, разрывая оковы обыденности, в эти январские ночи входит
в нашу жизнь. Нет, мы не просто вспоминаем событие, произошедшее две тысячи
лет назад в темноте Вифлеемской ночи, когда Бог принял человеческую природу,
человеческую плоть, когда Он стал одним из нас, когда Всесильный пришел в
этот мир самым беззащитным - Младенцем (это и называется тайной
Боговоплощения)… Нет, Рождество - это не просто воспоминание о неком
событии, имевшем место быть две тысячи лет назад.
Феномен Рождественской ночи в том, что время будто останавливает свой бег,
давая нам прикоснуться к надмирному, каким-то непостижимым образом делая нас
причастными и к тайне Боговоплощения, и к чуду любви Божьей к нам, людям. И
сердце начинает ясно ощущать, что ты принадлежишь не только этому, такому
зыбкому и суетному миру, но и миру иному, миру горнему. Почему так
происходит? Об этом лучше спросить у поэтов.
А
ведь и в правду, ещё те звезды не погасли, и в морозные ночи Рождественского
сочельника и праздника Рождества это чувствуется особенно остро.
|